«Такие пособники, помимо уголовной ответственности, заслуживают еще и пожизненного человеческого презрения!» — заявил сегодня замглавы МВД по РТ, начальник полиции Татарстана Алексей Соколов о курьерах, работающих на телефонных мошенников с Украины. Соколов выступил с ежегодным отчетом о работе МВД перед депутатами Госсовета РТ, рассказал о лидерстве в борьбе с наркотиками, возросшем количестве уличных преступлений и посадке «смотрящего» по РТ. Все это на фоне недокомплекта в органах полиции, который, впрочем, был шанс закрыть теми, кто пытался косить от мобилизации. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Вместо главы МВД по РТ Артема Хохорина перед депутатами Госсовета РТ отчитался его зам, начальник полиции Алексей Соколов
Самые криминальные районы в РТ и две причины роста преступлений
Вместо главы МВД по РТ Артема Хохорина перед депутатами Госсовета Татарстана сегодня отчитался его зам, начальник полиции Алексей Соколов. «Министр находятся на ВКС-совещании с министерством внутренних дел РФ», — раскрыл причину отсутствия Хохорина спикер парламента республики Фарид Мухаметшин.
«Татарстан по-прежнему остается в числе наиболее благополучных и безопасных регионов, — отчитался Соколов. — Массив регистрируемых преступлений остается стабильным». Общее число преступлений выросло, хоть и незначительно (на 0,5%), несмотря на общероссийский тренд по снижению преступности (по РФ минус 1,9%, по ПФО минус 1,3%), сказано в докладе, который раздали депутатам. Соколов ради экономии времени озвучил только самые значительные, по его мнению, моменты.
Как следует из доклада, на рост общего количества преступлений (52,2 тыс.) повлияли два фактора. Первый — ложные сообщения о минировании: их число резко выросло в 10 раз до 669. Второй — активная работа полицейских по противодействию незаконному обороту наркотиков: число преступлений по ст. 228.1 УК РФ о производстве, сбыте или пересылке наркотиков увечилось в 1,5 раза до 3,2 тысячи. «Мы первые в округе по количеству выявленных наркопреступлений», — сообщил Соколов. У РТ также лучший показатель по ПФО по числу изъятых наркотиков — почти полтонны запрещенных веществ. Рассказал замминистра и о ликвидации рекордных 8 нарколабораторий, из которых три — в соседних регионах. Так, например, в Казани и Москве накрыли два «логистических центра» по распространению прекурсоров и химреактивов для производства наркотиков. В числе задержанных — два гражданина Китая. Изъяли полицейские Татарстана порядка 7,5 т прекурсоров. «Из такого количества химии наркопроизводители могли синтезировать до 4,5 тонны [синтетического наркотика], розничная стоимость которого — 25 миллиардов рублей!» — оценил масштабы Соколов.
Показатель преступности в Татарстане на 100 тыс. населения — 1 342,9 преступления, это ниже, чем в целом по стране (1 351,2). Самыми криминальными населенными пунктами РТ стали, понятное дело, два самых больших города — Казань и Набережные Челны, а также Верхнеуслонский, Зеленодольский и Бугульминский районы. В каждом из них показатель перевалил за 1,4 тыс., а в Верхнеуслонском и вовсе составил 2 691. Наиболее безопасными, согласно отчету, стали Балтасинский, Сабинский, Атнинский, Тюлячинский, Кукморский и Алькеевский районы. Уровень преступности там едва достигал 500.
Самыми популярными злодеяниями из года в год остаются преступления против собственности, сказано в докладе, — это разбои, кражи, грабежи и угоны транспорта. В общем массиве всех преступлений таких 61,2% (почти 32 тыс.). При этом раскрывается только треть из них (33,9%). В целом же, по словам Соколова, «ряд из [этих преступлений] имеет наименьшее значение за последние 15 лет».
Наблюдается тренд на рост преступлений в общественных местах — почти 15,5 тыс. таких было в прошлом году (плюс 7,5%, по России и ПФО плюс 1,6% и 4,1% соответственно). Здесь, кроме краж, грабежей и распространения наркотиков, зафиксированы и убийства (52 факта, рост почти на 53%).
Рост уличной преступности насторожил депутата Игоря Бикеева. «События последних трех лет — пандемия, СВО, мобилизация — не повлияли ли на участие граждан в охране общественного порядка?» — интересовался он. Соколов заверил: народные дружины работают и весьма помогают.
Все чаще раскрываются преступления прошлых лет, отметил Соколов. «Для нас это рейтинговое направление и реализация принципов неотвратимости наказания», — подчеркнул он. Раскрыт и ряд резонансных преступлений. Так, был задержан некий гражданин Петухов, которого подозревают в изнасиловании несовершеннолетней девочки на территории одной из школ Казани аж в 2012 году. В Челнах накрыли преступную группу, которая совершала кражи из сейфов в офисах, также раскрыто хищение рельсов и дорожных отбойников в Татарстане и соседних регионах, задержаны подозреваемые в поджогах домов близ Казани для получения страховок, а также угонщики машин на территории Бавлов, Башкортостана и Оренбурга. Кроме того, в прошлом году задержали двух жителей Марий Эл и гражданина Узбекистана за серии разбоев в отношении граждан Египта в Казани. Двух жителей столицы РТ задержали за разбой в отношении алжирцев, а еще трех жителей Зеленодольского района, которые в 2017–2018 годах напали на магазины «Арыш Мае».
«Каждое четвертое зарегистрированное на территории республики преступление — дистанционная кража или мошенничество»
О телефонных мошенниках и курьерах, работающих на Украину
Говорил замминистра и о главной боли татарстанских силовиков — преступлениях, связанных с так называемыми телекоммуникационными технологиями. В это понятие входят кражи с банковских счетов, телефонное мошенничество, вымогательства. В 2022 году количество таких преступлений по сравнению с 2021-м составило почти 18 тысяч. По этому показателю республика входит в топ-5 регионов РФ, уступая Москве, Петербургу и области, Краснодарскому краю и нефтяной Тюменской области. «Каждое четвертое зарегистрированное на территории республики преступление — дистанционная кража или мошенничество», — говорится в докладе. Впрочем, Соколов отмечает: «Впервые за последние годы мы фиксируем снижение совершаемых дистанционных хищений». С чем это связано, он не объяснил.
Расследуют такие преступления активно — в этом плане Татарстан на третьем месте по РФ. Часто сотрудникам приходится выезжать в командировки, чтобы задерживать подозреваемых: «Командировками объята вся география страны!» За пять последних лет, по словам Соколова, число расследованных IT-преступлений выросло в 5 раз.
Например, в прошлом году целый кол-центр нашли в частных домах поселка Вознесенский в Казани. Мошенники, звонившие оттуда, работали по схеме «компенсация за ранее приобретенные БАДы». А в сентябре прошлого года задержали серийного мошенника из Ставропольского края, жертвой которого чуть не стал глава Лениногорска, но попались главы районов и администраций Кемеровской области.
«Несмотря на вышесказанное, проблема остается весьма актуальной, — констатировал Соколов. — Люди продолжают „вестись“ на развод мошенников. За прошлый год суммарный ущерб составил почти 3 миллиарда рублей!» Один из примеров — жительница Казани продала квартиру и отдала мошенникам 9 млн рублей. «Мошенники чаще стали возвращаться к старым, вроде бы уже забытым способам», — продолжил Соколов. Например, часто выманивают деньги под предлогом «родственник попал в ДТП» или похищают средства через фишинговые ссылки при заказе поездок на тематических сайтах. При этом соучастниками часто становятся жители республики, которые забирают у пенсионеров деньги как курьеры и всего за «1-процентную мзду» переводят эти суммы мошенникам, подчеркнул Соколов.
«Наработанные методики в Татарстане практически не оставляют шансов курьерам остаться неустановленными, — послал знак Соколов. — При этом они осознают, что конечными выгодополучателями являются преступные украинские кол-центры. Такие пособники, помимо уголовной ответственности, заслуживают еще и пожизненного человеческого презрения!»
Хафиз Миргалимов поинтересовался: почему происходит так, что в одних районах подростки в целом чаще совершают преступления, судя по статистике (в Нижнекамске, Зеленодольске, Пестрецах), а в Казани и Челнах — реже?
О директорах школ, укрывающих трудных подростков: «Думаю, характер и настырность проявлять не будут»
Проведение специальной военной операции внесло коррективы в работу татарстанских силовиков. В 2022 году, следует из доклада, за участие в акциях протеста против проведения СВО к административной ответственности привлекли 135 человек. Уголовное дело на сегодняшний день было возбуждено лишь в отношении одного из лидеров протестного движения (название движения в докладе не раскрывалось).
«Пресечена попытка выезда двух жителей Казани и Челнов [на территорию Украины] для участия в незаконных вооруженных формированиях „Иностранный легион“ и „Правый сектор“ (организация признана экстремистской и запрещена на территории России — прим. ред.)», — сообщил Соколов. Под колпаком сотрудников правоохранительных органов оказались беженцы с Украины, придерживающиеся экстремистской идеологии: «Были выявлены два приверженца экстремистской организации „Правый сектор“ (организация признана экстремистской и запрещена на территории России — прим. ред.), которые после принятия в их отношении мер в рамках законодательства о противодействии экстремизму покинули территорию РФ».
Пресекают полицейские и другие проявления экстремизма. Так, в прошлом году выявили два преступления, совершенные сторонниками АУЕ (запрещенное в РФ экстремистское движение — прим. ред.). В этом плане продолжается профилактическая работа с молодежью. На начало года на учете в территориальных ОВД стояли 2,4 тыс. подростков, в том числе 192 из них — участники неформальных молодежных групп, из которых 70 человек — «интересующихся идеологией АУЕ (запрещенное в РФ экстремистское движение — прим. ред.)», сказано в докладе. Находятся на контроле 102 группы «антиобщественной направленности», в состав которых входит 361 несовершеннолетний. В целом же год прошел без «серьезных проявлений» терроризма и экстремизма — это прямой результат работы на упреждение, подчеркнул Соколов.
Хафиз Миргалимов поинтересовался: почему происходит так, что в одних районах подростки в целом чаще совершают преступления, судя по статистике (в Нижнекамске, Зеленодольске, Пестрецах), а в Казани и Челнах — реже? «Там у нас полиция хорошо работает или не совершают преступления?» — спросил Миргалимов. Соколов объяснил: скорее всего, статистика сформировалась «за счет многоэпизодных доказанных преступлений». «В целом удерживаем криминогенную ситуацию в подростковой среде. Есть все предпосылки положительной динамики», — отчитался Соколов, напомнив, что в прошлом году МВД подписало соглашение с минобрнауки, также ведется учет отдельных категорий несовершеннолетних, а в зону риска включены школьники и студенты, которые следуют разным деструктивным движениям, в том числе скулшутинга (признанное террористическим и запрещенное на территории РФ движение — прим. ред.). Алексея Рыбушкина Соколов заверил, что в целом удалось добиться того, чтобы руководители школ сами доводили информацию до полиции. «Проблемы не укрывают, работаем вместе», — сообщил Соколов. Конечно, не все: 8 школ — в антирейтинге. «Думаю, характер и настырность проявлять не будут. Думаю, поймем друг друга», — интригующе заключил Соколов.
В связи с «определенными событиями в республике» (речь, вероятно, шла о трагедии в 175-й гимназии) депутат Алсу Тарханова интересовалась, как МВД по РТ участвует в обеспечении безопасности школ. Соколов заметил, что по закону есть спецкомиссия, которая обследует школы и делит их на категории, и МВД в эту комиссию не входит. Между тем кое-какое содействие ведомство все же оказывает — вместе с Росгвардией в прошлом году обследовали «более 700 объектов», отчитался Соколов. Нашли недостатки, отметил он: где-то сбоит видеонаблюдение, где-то проблемы с пропускным режимом и кнопками тревожной сигнализации. По итогам подготовили больше 100 обращений, которые направили в администрации и прокуратуру, отметил Соколов.
Нашли недостатки, отметил Соколов: где-то сбоит видеонаблюдение, где-то проблемы с пропускным режимом и кнопками тревожной сигнализации
МВД: Проявления группировок в Татарстане «свели на нет»
Продолжалась работа по «разобщению» преступных группировок, отметил Соколов. По статье «Организация преступного сообщества» (ст. 210 УК РФ) в прошлом году возбудили пять уголовных дел. Сюда же, например, относится и финансовая пирамида Finiko, которая в докладе упоминается как преступное сообщество, причинившее 10 тыс. гражданам ущерб в размере 1 млрд рублей (отметим, что сумма ущерба по делу снизилась до 179 млн рублей, а количество потерпевших — до 160).
«Увеличение количества рейдовых мероприятий по местам сбора группировок и незамедлительное реагирование на малейшие поползновения с их стороны помогли свести на нет групповые проявления со стороны членов ОПФ во втором полугодии», — не без гордости отметил Соколов.
«Особое внимание уделяется пресечению негативного влияния на оперативную обстановку среди лидеров и авторитетов в уголовно-преступной среде, в том числе занимающих высшее положение в преступной иерархии», — добавил Соколов. В прошлом году, напомнил он, в Татарстане вынесли первый приговор по «путинской» статье 210.1 УК РФ: «первопроходцем» стал Сергей Нейдеров, который, по версии суда и следствия, был «положенцем» по Татарстану. К слову, сейчас по такой же статье в Верховном суде судят вора в законе Рашида Хачатряна, известного как Джамбульский. «Расследуются уголовные дела в отношении „смотрящих“ по Казани и Арскому району», — добавил Соколов.
До приговора в 2022 году дошли дела 19 участников преступных формирований «Карломарксовские» и «Чайники», устроивших массовую драку в Зеленодольске с арматурами, 13 участников ОПФ «Вторые Горки» и бригады «3-я коробка», а также 6 членов ОПФ «Девятовские», говорится в докладе. Осужден и лидер преступного сообщества, которое в 2009–2017 годах готовило и продавало в Татарстане паленый алкоголь. Станислав Федоров до момента задержания был в розыске и даже прибегнул к услугам пластического хирурга, чтобы его не могли опознать. Но в итоге отправился в колонию на 10 лет.
Пресечена деятельность 10 финансовых пирамид (на фото: основатель Finiko Кирилл Доронин)
Рост преступлений в сфере ОПК и разоблачение финансовых пирамид
Экономических преступлений за год выявили 2,6 тыс., сказано в докладе, по которым обеспечено возмещение ущерба почти на 36 млрд рублей. Половина из этих преступлений — коррупция, ущерб от которой составил почти 3 млрд рублей. Из них на 102 млн рублей — взятки, средняя сумма одной взятки, по подсчетам МВД, — 174 тыс. рублей.
В финансово-кредитной сфере за год выявили 34 преступления, ущерб по которым превысил 34,4 млрд рублей (88,4% из них возмещено, сказано в отчете, но источник и предмет возмещения не указаны). Пресечена деятельность 10 финансовых пирамид — это «Гранд Консалтинг Групп» (ООО «Глобал Юнион», ООО «Голден Булл»), Finiko, «Агрорусь», Inmonix, Phoenix trade, Trust Invest Capital, Treenity и ITreenity, ООО «МаксТрейдПрофит», ООО «Файненшнл Траст» и пирамида с добрым названием «Друзья по жизни». Сейчас по финансовым пирамидам расследуется 12 уголовных дел, отметил Соколов: «Потерпевшими по ним являются более 13 тысяч граждан. Сумма ущерба превысила 3 миллиарда рублей», — рассказал Соколов.
Кроме того, как следует из отчета, но не озвучивалось Соколовым, за год выросло количество преступлений в сфере ОПК — с 23 фактов в 2021-м до 32 преступлений в 2022-м. В докладе приведен один пример: в 2020 году подозреваемые похитили от имени фирмы почти 22 млн рублей под предлогом работы на реконструкции ПАО «Туполев» по договору подряда с АО «Казанский Гипронииавиапром». Возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ, сейчас ведется следствие. Других подробностей в докладе нет.
Римму Ратникову интересовала безопасность братьев наших меньших. Она рассказала, что участились случаи жестокого обращения с животными
Недокомплект, защита собак и идея, как снизить аварийности на дорогах
Как снизить аварийность на дорогах, интересовался депутат Камиль Нугаев. Соколов будто ждал этого вопроса: он напомнил, что в прошлом году вступил в силу закон, по которому за неоднократное превышение скорости и обгон в неположенном месте грозит уголовка. Но тут есть ряд условий: во-первых, это должно быть третье нарушение, во-вторых, нарушитель должен быть лишен прав, в-третьих, нарушение должен выявить живой сотрудник. Тут есть один нюанс, отметил Соколов, — камеры видеофиксации выявляют в тысячу раз больше таких нарушений, чем живой сотрудник.
«Назрела необходимость выйти с законодательной инициативой (думаю, Госсовет нас поддержит) внести изменения в административное законодательство: за повторное нарушение правил обгона и скоростного режима предусмотреть лишение прав и для собственников, владельцев авто, уже непосредственно при фиксации нарушения в автоматическом режиме», — сказал Соколов.
Римму Ратникову интересовала безопасность братьев наших меньших. Она рассказала, что участились случаи жестокого обращения с животными: например, на ул. Рахлина в Казани какой-то изверг выстрелил в маленькую, беззащитную собаку. На фоне глобальных проблем, может быть, это мелочь, оправдывала свой вопрос Ратникова, но все же: заявление в полицию подано, а результата нет. «Я большой любитель животных, в том числе домашних», — заявил Соколов, но, несмотря на это, отметил: все должно быть по закону. Он сказал, что поставит задачу пересмотреть решения на предмет того, законны ли они.
«СВО оказала заметное влияние на те условия, в которых мы работаем», — продолжал держать ответ перед депутатами Соколов. Народному избраннику Олегу Николаеву на его вопрос он отчитался, что внутри ведомства провели учения, ведут работу по технической укрепленности объектов МВД. Кроме того, полиция охраняет круглосуточно военкоматы РТ, отметил Соколов. «В период осенней призывной кампании очень эффективно отреагировали на 6,5 тысячи обращений военкомов», — заявил Соколов, не уточняя суть таких обращений. «Самое главное, идет постоянное командирование наших сотрудников в новые регионы России», — добавил замминистра, не уточняя численность.
До сих пор остается актуальной и проблема некомплекта, подтвердил Соколов в ответ Фанилю Багаутдинову. По словам замминистра, сейчас некомплект составляет 11,6%. Это чуть выше, чем среднероссийский и среднеокружной показатель, уточнил Соколов. При этом он отметил: шанс избавиться от этой проблемы был, но сомнительный. «С начала СВО естественным образом выросло число обращений по вопросам поступления. Желающих трудоустроиться стало больше, — рассказал Соколов. — Затем очередной, четырехкратный всплеск желающих трудоустроиться был в сентябре — после объявления мобилизации. Несмотря на кадровый голод, данной ситуацией мы намеренно, умышленно не воспользовались!» — заявил Соколов. По его словам, в это время был жесткий кадровый отбор, а тех, кто хотел таким образом отмазаться от службы, буквально «отшивали». В целом за год приняли на работу 1,3 тыс. сотрудников — это 7-й показатель по стране и первый по ПФО. «Наращиваем прием, но требования ни при каких условиях снижать не будем. [СВО] — это не повод спекулировать», — заключил Соколов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.