«Хочется, чтобы мы стали лидирующей страной по разработке игр. Мы уже сейчас почти ей являемся, почти в каждой ведущей гейм-компании мира есть российские разработчики. Но хочется, чтобы это не было подпольно, чтобы все знали, что это российская игра. И чтобы сами ребята жили в России», — признавали в Иннополисе организаторы всероссийского хакатона «Начни игру». О том, на что надеялись 80 тыс. участников и какие предложения по поддержке геймдева были собраны для правительства России в стенах ПГУФКСИТ с расчетом на новый федеральный проект, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«В истории России это первый серьезный подход к снаряду под названием «индустрия игр», — описывал вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов российский конкурс «Начни игру»
«Игровая индустрия — самая высокодоходная, самая высокопроизводительная отрасль IT»
«В истории России это первый серьезный подход к снаряду под названием „индустрия игр“», — описывал вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов российский конкурс «Начни игру» под эгидой президентской платформы «Россия — страна возможностей», финал которого прошел на прошлой неделе в Татарстане. Несмотря на внушительные цифры (82 тыс. участников и около 300 финалистов — лучших гейм-разработчиков всей страны), мероприятие, размотанное между Иннополисом и Деревней Универсиады, производило довольно сдержанное впечатление.
За несколько дней до начала в релизах скользила надежда, что под это дело в Татарстан приедут вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, несколько федеральных министров, гендиректор АНО Алексей Комиссаров, начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков и целая плеяда других высокопоставленных гостей. Но что-то пошло не так. Чернышенко в итоге поехал в Ульяновск встречаться со студентами и не нашел время даже на видеообращение, Комиссаров оказался загруженным в роли и. о. ректора РАНХиГС, кто-то объяснял, что приезд господина Си Цзиньпина нарушил все планы. Так что судьба отрасли на день оказалась в руках первого заместителя гендиректора АНО «Россия — страна возможностей» Алексея Агафонова, Шайхутдинова и их коллег из правительства и индустрии, которые перед подведением итогов собрались в Поволжском университете спорта и туризма на стратегическую сессию о судьбах отечественного геймдева. Слово не дали разве что самим разработчикам и геймерам, впрочем, и без них им было о чем поговорить.
«Я хотел бы, чтобы это было серьезное заседание с точки зрения вашего видения развития игровой индустрии», — задал тон Агафонов после коротких ритуальных комплиментов, передавая слово хозяину площадки, ректору ПГУФКСИТ Рафису Бурганову. И тот не подкачал.
Рафис Бурганов: «Когда мы завершили Универсиаду, президент нашей республики дал всем понять, что объект остается открытым для всей нашей страны и мирового сообщества»
«Рад приветствовать всех на нашем объекте, в нашем университете, который очень условно является нашим. Строила его вся страна. Когда мы завершили Универсиаду, президент нашей республики дал всем понять, что объект остается открытым для всей нашей страны и мирового сообщества», — неожиданно для всех начал он. И успокоил Агафонова: «Мы очень серьезно относимся к игровой индустрии. Мы не называем ее проблемой, не говорим, что „к проблеме относимся серьезно“», — после чего без всякого перехода стал рассуждать о важности подготовки спортивных тренеров. Собственно, функция Бурганова в предоставлении площадки, видимо, включала в себя только обязательное приветственное слово, потому что буквально через 15 минут после начала сессии ректор ПГУФКСИТ покинул зал, прихватив с собой объемный пакет с логотипом хакатона.
Значительно более конкретным был сам Шайхутдинов, которого Агафонов представил как «бессменного партнера во всех наших затеях». Вице-премьер РТ сразу поставил перед присутствующими задачу: сформировать новую профессию разработчика игр, а индустрию их признать отраслью экономики. И вообще подумать над тем, каким может быть новый федеральный проект по компьютерным играм и как стимулировать инвесторов в них вкладываться.
«Игровая индустрия — самая высокодоходная, самая высокопроизводительная отрасль IT, — убеждал спикер. — Важно формировать комьюнити в стране. Российские граждане, люди, которые выросли в СССР, во многом являются лидерами в производстве игр. Это связано с генетическими особенностями. Очень богата историей наша страна, и генетика наших людей несет очень большое содержание. А игровая индустрия — тоже творческий процесс».
Вице-премьер РТ сразу поставил перед присутствующими задачу: сформировать новую профессию разработчика игр, а индустрию их признать отраслью экономики
ФГОСы или продакт-менеджмент: чего не хватает гейм-разработчикам
С какими проблемами, по версии участников мероприятия, столкнулась разработка игр? Во-первых, на государственном уровне о ней серьезно задумались в 2022 году, когда, по политкорректной формулировке Агафонова, «перемены коснулись кадрового состава, изменились технические возможности для реализации проектов». Выяснилось, что многие меры поддержки IT-отрасли на разработку игр не распространяются (особенно на маленькие инди-студии). А недавний суперуспешный релиз Atomic Heart (к слову, это единственное название игры, которое звучало на сессии, кроме «Тетриса»), всем в очередной раз напомнило, что гейм-индустрия — не игрушка, а мягкая сила и инструмент влияния, которым неплохо бы государству пользоваться.
«Игры — одна из форм медиа. Возможность говорить с большим количеством людей о вещах, которые важны нашей стране», — говорил директор направления AR\VR, New Media фонда «Сколково» Алексей Каленчук, дня два назад модерировавший свой стартап-тур в IT-парке. «Мы видим свою миссию в том, чтобы усилить инвестиционную подхватку проектов ранней стадии. Ну и не оставлять наш флаг технологичности, потому что, ну, а кто, если не Сколково, будет развивать технологии в этой сфере?» — скромно заключил он, сидя прямо напротив Шайхутдинова.
«Игры — одна из форм медиа. Возможность говорить с большим количеством людей о вещах, которые важны нашей стране»
Начальник управления цифровой трансформации РЭУ им. Плеханова Михаил Начевский доказывал присутствующим, что нужны новые государственные образовательные стандарты в области игровых дисциплин. По его словам, даже студенты IT-специальностей не всегда понимают, кем будут, когда выпустятся, а с игровыми дисциплинами еще сложнее. Его позже горячо поддержал Илья Беляков, официально позиционирующийся как «практик, разработчик игр и VR-приложений». Впрочем, он тут же сам признался, что сейчас представляет федеральное учебно-методическое объединение в системе СПО на базе Казанского техникума связи, а оказался на мероприятии «немножко случайно», что не помешало ему долго говорить о необходимости игровых госстандартов и для ссузов.
По словам Начевского, разработчикам также крайне не хватает продакт-менеджмента, нужен если не государственный издатель, то, по крайней мере, издатель из бизнеса. «Тогда и можно сформировать конкурентный рынок. Сегодня по итогу российская игровая индустрия все же догоняющего формата. Мы не так много видим больших проектов. У нас случился Atomic Heart, а до этого что у нас случилось? Потом, где эти компании зарегистрированы, кому они заплатят налоги? Мы гордимся нашим „Тетрисом“, но это было, кхм, чуть-чуть раньше. Сегодня нам нужно больше крупных проектов, а им необходима поддержка», — честно признал он, призывая поддерживать и малые инди-студии, которые создают основу индустрии, в том числе кадровую.
Начальник управления цифровой трансформации РЭУ им. Плеханова Михаил Начевский доказывал присутствующим, что нужны новые государственные образовательные стандарты в области игровых дисциплин
Для начала признать гейм-разработку профессией
«Есть ограничения, связанные с грантовой поддержкой, — отреагировал Шайхутдинов. — Рынок наш российский не такой большой, инвесторы не готовы рисковать, государственные деятели, распределяющие гранты, не хотят рисковать в силу последующего объема отчетности и риска оказаться в зоне критики контролирующих органов». Тем не менее он предложил сформировать прикладное обращение в правительство, «которое, может быть, со временем ляжет в повестку совещания, по итогам которого родится перечень поручений, а возможно, появится новый отдельный федеральный проект». И добавил, что гранты легче будет реализовывать, если 50/50 их будет софинансировать индустрия, которая заодно даст и экспертную оценку проектам. «Конечно, это может повлечь некую узурпацию среди крупных игроков, — на секунду задумался спикер. — Но мы видим, что количество их тоже растет».
Также, по мнению вице-премьера, необходимо «отработать вопрос признания этой профессии как профессии» и важно, чтобы «администрация президента как-то включилась в эту работу». «Исторический культурный код, который транслируется по всему миру через такую мягкую силу, — это очень важно. Величайшая в истории мира страна точно заслуживает, чтобы в играх узнавали ее знаковые места», — заключил Шайхутдинов. Позже, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», вице-премьер РТ рассказал, что для Иннополиса задача гейм-разработки вошла в число приоритетных только с конца прошлого года, после чего пошла работа по привлечению компаний, которым открывается доступ к кадрам, к университету, к сервисам ОЭЗ.
Общую политику конкурсанты, кстати, успешно считали, и большинство кейсов, как минимум из тех, что были выставлены в демозоне, успешно эксплуатировало национальные атрибуты, причем погодные и фольклорные на паритетной основе. Игра «Лихо» под соусом «Что, если старые сказки не врут», задействовала всю славянскую нечисть, проект «Снежный снег» представил разработку «Снегопокалипсис», на табличках то и дело мелькали названия вроде «Малахитовая шкатулка» или «Дикие заморозки». Последний проект, к примеру, затягивает игроков в Зимовье — замерзающий мир-тюрьму для забытых и брошенных существ, в том числе из русского фольклора. «Вы были когда-нибудь в заброшенной деревне? Таких деревень с каждым годом все больше, и вместе с урбанизацией из нашей культуры уходит многое, что для нее было основополагающим: зодчество, прикладное искусство, дух», — взывала к совести всех мимо проходящих презентация разработчиков.
Общую политику конкурсанты, кстати, успешно считали, и большинство кейсов, как минимум из тех, что были выставлены в демозоне, успешно эксплуатировало национальные атрибуты, причем погодные и фольклорные на паритетной основе
— Под славянские мотивы сейчас проще грант получить? — поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online» у скучающих в ожидании делегации создателей «Диких заморозков».
— Не-не-не, если бы нам нужны были деньги, мы бы тупо коммерческие заказы брали, — отмахивается программист и техлид Стас Горыныч (он же Стас Грознов). — Это все по зову души.
Впрочем, денег на игру ребятам нужно немало: 8 млн на первую главу, дальше — больше. Надежда повстречать своего инвестора и подгоняла участников хакатона (хотя ни ключевых экспертов, ни общего бюджета на проведение, ни совокупного призового фонда организаторы — «Россия — страна возможностей» — так и не раскрыли). «Цель проекта — создание комьюнити, обучение. Хочется, чтобы мы стали лидирующей страной по разработке игр. Мы уже сейчас почти ей являемся, почти в каждой ведущей компании есть российские разработчики. Но хочется, чтобы это не было подпольно, чтобы все знали, что это российская игра. И чтобы сами ребята жили в России», — подытожила руководитель «Начни игру» Марьям Карпова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.