Фанатское движение в Казани переживало разные периоды, но всегда было одно неизменно — любовь к футболу Фанатское движение в Казани переживало разные периоды, но всегда неизменным было одно — любовь к футболу Фото: ИТАР-ТАСС/ Роман Кручинин

Автобус до Нижнекамска и атлас для Смоленска: как зародилось фан-движение «Рубина»

В 90-е утро каждого футбольного болельщика начиналось у киоска «Союзпечати». В эпоху без интернета и телефонов единственным источником информации о мире спорта были «Спорт-Экспресс» или «Советский спорт». Конечно, не все из тех, кто стоял в очередях за свежим номером, затем вошли в фан-сообщество. Но все из тех многолетних фанатов, с которыми удалось связаться «БИЗНЕС Online», начинали рассказ о своих первых шагах с эмоций от покупки свежего номера.

«Это целый обряд. Надо было прийти к открытию киоска, чтобы успеть. Выпусков, как правило, было штук пять, их разбирали как пирожки. Ты покупал его, вычитывал от корки до корки, составлял целую тетрадь с результатами, фото и вырезками статей», — рассказал один из болельщиков, который пожелал остаться анонимным, т. к. уже давно вышел из движения, завел семью и не хочет публично высказываться о приключениях молодости.

«Типичный фанат того времени — человек с „Советским спортом“ под мышкой. Оттуда мы брали все новости и узнавали всю информацию. Тогда не существовало интернета. Большой проблемой было даже узнать время начала матча. Временами я просто выходил на Баумана (удобно, так как учился в центре), видел, что что-то происходит, шел за толпой и так узнавал о матче „Рубина“», — вспомнил Руслан Абдуллин, один из лидеров группы болельщиков «Рубина» United South Front (South, потому что фанаты сидели на южной трибуне).

Уже на стадионе будущих фанатов заманивал на фан-сектор финансовый вопрос — билеты туда, как и сейчас, были самыми дешевыми. Точнее сказать, как такового фан-сектора в те времена не существовало: движение в Татарстане только зарождалось. Точкой отсчета принято считать 1998 год, когда группе инициативных болельщиков удалось уговорить «Рубин» выделить им автобус до Нижнекамска. Так состоялся первый выезд.

Многие при этом делают акцент на 1999-м, дескать, тот выезд был «карманным», а этот — настоящим и без помощи клуба. Тогда не менее инициативные болельщики собрались поддержать «Рубин» в матче против «Сокола» в Саратове. Конечно же, никто не знал, как до этого Саратова добраться, а атлас в этом сильно не помог. Фанаты заблудились, но окольными путями все-таки добрались до игры и поддержали «Рубин».

После этого болельщики загорелись идеей пробить «золотой сезон» — это когда ты посещаешь все выездные встречи своей команды. К сожалению, сделать этого не удалось. Когда настал черед выездов в Красноярск и Читу, в клубе пообещали посадить фанов в самолет с командой. Однако обещание это не было выполнено, золотой сезон так и не состоялся.

Пока «Рубин» играл в низшем дивизионе, среди фанатов царил мир и спокойствие, но в 2003 году клуб вышел в высшую лигу. Так что болельщики казанцев быстро переняли все атрибуты фанатской жизни — драки, погромы на стадионах Пока «Рубин» играл в низшем дивизионе, среди фанатов царили мир и спокойствие, но в 2003 году клуб вышел в высшую лигу. Так что болельщики казанцев быстро переняли все атрибуты фанатской жизни — драки, погромы на стадионах Фото: ИТАР-ТАСС/ Егор Алеев

Как фанаты «Рубина» отбивались от самарцев в кафе и дали бой сотне пермяков

Пока казанский клуб играл в низшем дивизионе, среди фанатов царили мир и спокойствие. Болельщиков других команд в столице РТ встречали тепло, аналогичным образом за пределами Татарстана встречали казанцев. «Это настоящее братство. Мы шли в фанатское движение как раз за этим братством. Нам было приятно увидеть таких же энтузиастов, как мы», — описал нам ту ситуацию один из ветеранов фанатского движения «Рубина».

Но в 2003 году «Рубин» вышел в высшую лигу (сейчас называется РПЛ), и в Казань стали заезжать столичные клубы. Там фанатское движение уже успело разрастись и впитать в себя английские традиции со всеми атрибутами. Так что болельщики казанцев вынужденно познакомились с таким явлением, как драки. В первом же сезоне фанам «Рубина» хорошенько досталось от «Локомотива». Случились первые встречи с «Крыльями Советов» — уже тогда самым принципиальным соперником для фанатов.

«Мы сразу понимали, что у нас будет противостояние с „Крыльями“. Мы не Англия, где на электричке можно пересечь всю страну. У нас все решает географический принцип. Если вы близко к сопернику, если к вам удобно довезти фанатов, тогда вы точно найдете „точки соприкосновения“. И такие „точки“ мы нашли уже в 2003 году. Шла толпа в 20–30 человек из Самары, искала такую же толпу из Казани. Встретились, подрались», — вспомнил Абдуллин.

В целом таких «встреч» в Казани было относительно мало, вспоминают наши собеседники. Чаще фанатам «Рубина» доставалось на выезде: видимо, в других городах эти вещи слабее контролировали полицейские, а фанаты местных клубов были более буйными.

Яркий эпизод случился в 2005 году в Перми. Тогда «рубиновцы» ехали по городу в автобусе с символикой 1000-летия Казани. Этим они и выдали себя: толпа из сотни человек змейкой следовала за автобусам по пятам. Пермяков попытались «стряхнуть», завернув во дворы, но не вышло. В конце концов, «рубиновцам» пришлось выйти из автобуса и дать бой. Правда, результат матча пришлось узнавать уже в отделении полиции.

В 2006 году нечто похожее случилось в Самаре. В город заехало две газельки с фанатами «Рубина», вместе с ними сидели казанские журналисты. Внимательные наблюдатели из фан-движения быстро заметили, что за машинами образовался самарский «хвост». Бежать было некуда, да и не особо хотелось, так что «рубиновцы» заехали в кафе, забаррикадировались там и достойно встретили коллег по «Крыльям Советов».

Обстановка в кафе, где произошла драка между фанатами «Рубина» и «Крыльев Советов» Обстановка в кафе, где произошла драка между фанатами «Рубина» и «Крыльев Советов» Фото: соцсети

Не бить подручными средствами и прекращать после слова «хватит»: о кодексе чести в фанатском движении

Все это было временем так называемых пьяных драк, когда фанаты дрались, но не очень-то понимали, как это делать. «Каждый второй обвязывал себе руки, как будто понимал, для чего это делается. Понятно, что все эти повязки сразу же слетали в драке, так как были плохо сделаны», — вспомнил Абдуллин.

Как правило, столкновения происходили, когда одна толпа натыкалась на другую. Шел боевой клич, бойцы влетали друг в друга ногами, кучковались один на один, бились на кулаках. Кому-то, конечно, не везло: на него наваливались вдвоем-втроем. Но все заканчивалось, стоило только на сцене появиться полицейским. Как только раздавался звук мигалки, фанаты разбегались кто куда.

Интересно, что в этих драках существовал свой кодекс чести. Во-первых, никаких подручных средств — труб, арматур, кастетов и прочего. Нарушителя этого неписаного правила мигом изгоняли из тусовки, клеймили и могли покалечить самого. Во-вторых, если противник сказал «хватит», его переставали бить. Тяжело поверить, что этот принцип всегда исполнялся, но, по крайней мере, он существовал. Этих же правил придерживались в других городах России. В мировом фанатском сообществе это прозвали русским стилем.

Но уже скоро все перешло на более высокий уровень. Как в Казани, так и по остальной России фанаты стали заниматься спортом, узнали об MMA и других бойцовских дисциплинах и значительно повысили свой бойцовский уровень. Тогда появился риск, что даже при соблюдении всех условий и принципов существовала вероятность летальных исходов. «Я стал понимать — бить какого-то алкоголика мне уже опасно», — рассказал нам один из фанатов, как раз занявшийся спортом. Так что драки стали уходить на «поляну» (в лес и другие тихие места), принимать официальную форму с правилами и регламентом. Пускали туда уже не всех подряд, а только обученных бойцов. Информация о месте и времени распространялась только в узком кругу.

«Рубин» в болельщицкой среде пользовался репутацией самого креативного фан-клуба с интересными баннерами, кричалками, песнями, зарядами и акциями «Рубин» в болельщицкой среде пользовался репутацией самого креативного фан-клуба с интересными баннерами, кричалками, песнями, зарядами и акциями Фото: «БИЗНЕС Online»

Радикалы против интеллигентов: о расколе в фан-движении «Рубина»

Конечно, сводить фанатскую жизнь к одним только дракам было бы несправедливо, считают некоторые наши собеседники. Другие, напротив, говорят, что фанатский «движ» — это как раз про разные проявления от файеров и неприличных баннеров. И здесь можно заметить идеологический раскол в фанатском движении «Рубина», который присутствует и у других клубов в России, но в Казани наиболее четко выражен.

Фан-движение «Рубина» принято разделять на USF, «Авиатор», «Кузнецы» и другие объединения, которые вышли из народа. На самом же деле можно выделить две большие группы и условно назвать их радикалами и интеллигентами. Изначально в фан-движении были только последние. Ранее «Рубин» в болельщицкой среде, поясняет нам один из ветеранов, пользовался репутацией самого креативного и порядочного фан-клуба в Высшей лиге. Заявляли о себе в Казани не разными проделками, а интересными баннерами, кричалками, песнями, зарядами и акциями. Объяснялось это тем, что всех «хулиганов» забирал казанский феномен, на фан-сектор же шли люди, которые затем становились белыми воротничками: защищали дипломы, заводили свой бизнес, были даже университетские преподаватели. Конечно, временами приходилось хулиганить, но таковы законы джунглей.

Затем в тусовку зашли молодые и энергичные люди, которые заинтересовались не футболом как таковым, а фанатской романтикой и эстетикой, воспетой в фильмах и газетах. Они не разбирались в правилах футбола и не знали фамилии игроков, зато постоянно предлагали что-нибудь поджечь, кого-нибудь побить и выкинуть чего-нибудь такого.

В одно время две группировки уживались под одной крышей. «Старшики» находили управу на молодых, работали правоохранительные органы и сотрудники «Рубина». Но со временем лидеры фан-движения либо легализовались, получая должности в том же «Рубине», либо просто «выходили на пенсию», заводя семьи и детей. А на передний план выходили ребята другой «школы».

В 2015 году мэр Казани и на тот момент президент «Рубина» Ильсур Метшин встретился с лидерами фанатского движения «Ак Барс Арены», но дружба не сложилась В 2015 году мэр Казани и на тот момент президент «Рубина» Ильсур Метшин встретился с лидерами фанатского движения «Ак Барс Арены», но дружба не сложилась Фото: metshin.ru

Как «Рубин» попытался подружиться с фанатами, но ничего из этого не вышло

В 2015 году мэр Казани и на тот момент президент «Рубина» Ильсур Метшин встретился с лидерами фанатского движения в «Ак Барс Арене». На кадры с того мероприятия сейчас интересно смотреть. Фанатам дали очевидный сигнал, что клуб в них заинтересован. «Кто главный в футболе? Его величество болельщик!» — говорил Метшин, принимавших лидеров ультрас «Рубина» в роскошной VIP-ложе стадиона. 


Что же сделали в фан-движении «Рубина», когда им протянули руку? Последовал один скандал за другим. С тех пор больше ни один руководитель «Рубина» уже не решался принимать активных фанатов подобным образом или не видел в этом необходимости.

Точкой невозврата стал 2016 год, когда на матче группового этапа чемпионата Европы между сборными России и Словакии отметился казанский болельщик Азамат Садыков. Он зажег файер на стадионе во французском Лилле, хотя до этого УЕФА вынесла официальное предупреждение РФС и угрожала сборной дисквалификацией. РФС получил серьезнейший штраф от УЕФА (счет шел на миллионы евро), «Рубин» и Татарстан получили мощнейший репутационный удар. 

Садыков зажигает файер на матче Россия — Словакия в 2016 году Садыков зажигает файер на матче Россия – Словакия в 2016 году Фото: Marius Becker, dpa, globallookpress.com

Садыков на тот момент официально работал в казанском клубе и отвечал за взаимодействие с фан-сектором, а затем этой должности лишился. После публикации об инциденте неизвестный поджег машину на тот момент руководителя отдела спорта «БИЗНЕС Online» Айрата Шамилова. Целый ряд улик указывали на Садыкова, но нарушитель до сих пор не понес наказания.

В 2019 году отметился другой специалист «Рубина» по работе с болельщиками, Роберт Гизатуллин. В Самаре во время матча с «Крыльями» развернулась драка прямо на стадионе (обычно фанаты стараются не драться там, чтобы не зацепить простых зрителей, здесь же решили согрешить). 


Началась она якобы после того, как болельщики «Крыльев» сорвали баннер с логотипом клуба «Авиатор» — одного из старейших в Казани. Гизатуллин, вместо того чтобы предотвратить драку, поучаствовал в ней сам. По итогам были задержаны 13 фанатов «Рубина», в том числе сам Гизатуллин.


В последнее время наши собеседники зафиксировали следующую тенденцию. Те болельщики, которых «Рубин» в предыдущие годы так или иначе «подкармливал» (давал должности, платил зарплату, прощал грешки), отплатили за это подобными выходками, а также показали себя на фоне СВО. Многие из них осудили военные действия в соцсетях. Ряд фанатов, в том числе Сергей Буньков, занимавший пост менеджера по работе с болельщиками, покинули Россию со стартом СВО, а вернулись совсем недавно. Именно релоканты выступили от лица болельщицкого сообщества «Рубина» с призывом бойкотировать Fan ID.

Фанаты «Рубина» помогают бойцам в зоне СВО Фанаты «Рубина» помогают бойцам в зоне СВО Фото: соцсети

А те, кто не работал с клубом и кому хорошенько доставалось от правоохранительных органов, наоборот, показали себя с лучшей стороны. Например, группа болельщиков «Рубина» отправила уже не одну партию гуманитарной помощи в новые регионы. Помогают они и тем, кто воюет на фронте в составе фанатского батальона «Эспаньол», закупая бронежилеты, приборы ночного видения, коптеры и др. Увы, образ фанатов формируется не из таких историй, а из драк, файеров и других скандальных мероприятий.

Более того, ряд фанатов «Рубина» содействовали службам безопасности на «Ак Барс Арене» во время чемпионата мира – 2018. На одном из матчей они заранее выяснили, что английские болельщики намерены протащить на трибуну флаг ЛГБТ. Разумеется, делалось это со ставкой на то, что флаг отнимут при досмотре и из этого получится раздуть большой скандал. После инсайда от фанатов всем службам скомандовали не вестись на провокацию. Флаг спокойно прошел на трибуну и просто не попал в объектив российской телегруппы.

Прошлой весной болельщики «Рубина» выбежали на поле в матче с «Уфой», подрались с башкирами Прошлой весной болельщики «Рубина» выбежали на поле в матче с «Уфой», подрались с башкирами Фото: «БИЗНЕС Online»

Добить «фанку» или поддержать: о дилемме «Рубина»

Сказать, что фанатское движение в Казани прямо сейчас переживает кризис, было бы слишком мягко. Фактически оно стоит на грани исчезновения. Если в чемпионское время фан-сектор «Рубина» насчитывал по 2–3 тыс. человек, то сейчас их количество оценивают в 100–150. «Мы вернулись в 2002 год. Тогда на трибуне было столько же людей», — констатирует один из фанатов.

Само собой, упадок вызван в том числе спортивными результатами: «Рубин» уже давно не борется за чемпионство, вылетал из элитного дивизиона. Сказались частые смены руководства, а вместе с тем менялись и люди, которые работали с фанатами. Сыграло свою роль давление со стороны органов: все-таки не просто так на фан-трибуне установлена клетка. Ее, кстати, убирали, но с недавнего времени снова вернули. Прошлой весной болельщики «Рубина» выбежали на поле в матче с «Уфой», подрались с башкирами и показали нацистскую символику, видимо, решив тем самым только поддержать инициативу с клеткой.

Казанский клуб находится в интересной точке с исторической перспективы. Можно добить фан-движение или просто оставить его вариться в своем соку. Кто выживет — тот выживет. Тем более сами фанаты не торопятся поддерживать команду из-за ситуации с Fan ID, делают хамские заявления в адрес руководства и объявляют бойкоты.

Все-таки не просто так на фан-трибуне установлена «клетка» Все-таки не просто так на фан-трибуне установлена клетка Фото: «БИЗНЕС Online»

Также можно попытаться возродить фан-движение в адекватном виде, все-таки это важный атрибут футбольного матча, без которого атмосфера уже не та. Можно вспомнить о многочисленных баннерах, которые за это время появлялись на Центральном стадионе и «Ак Барс Арене» и добавляли футболу особого антуража. Чего стоит, к примеру, баннер с Гекденизом Караденизом в образе дядьки Черномора. Именно фанаты предложили эту идею, именно они закупили ткань и краску (при финансовом содействии клуба, но тем не менее), нашли специалистов, провели тестовый прогон, настояли на установке дополнительной конструкции на стадионе, чтобы баннер имелась возможность поднять, а не просто растянуть по трибуне с помощью рук. Не будет фанатов — не будет и таких перформансов.

Многие помнят баннер с Гекденизом Караденизом в образе «дядьки Черномора». Именно фанаты предложили эту идею. Не будет фанатов — не будет и таких перфомансов Многие помнят баннер с Гекденизом Караденизом в образе дядьки Черномора. Именно фанаты предложили эту идею. Не будет фанатов — не будет и таких перфомансов Фото: kzn.ru

Но, чтобы такой сценарий состоялся, «Рубину» необходим сильный специалист по работе с болельщиками, желательно из фанатского движения. Он должен улучшать коммуникацию фан-сектора с клубом и различными ведомствами, а также проводить разъяснительную работу со всеми представителями фан-сектора. Объяснять, что даже если у тебя есть какое-то неправильное тату, то лучше не снимать футболку и не показывать его тысячам людей, что драться на стадионе — это нехорошо и так далее.

В фанатском движении хоккея напрочь отсутствует хулиганский и преступный элемент, романтизированный в футболе. Хоккейные клубы заинтересованы, чтобы на матчи ходили семьями, чтобы это увеличивало доходы, а с матерными кричалками и драками достичь этого трудно В фанатском движении хоккея напрочь отсутствует хулиганский и преступный элемент, романтизированный в футболе. Хоккейные клубы заинтересованы, чтобы на матчи ходили семьями, чтобы это увеличивало доходы, а с матерными кричалками и драками достичь этого трудно Фото: «БИЗНЕС Online»

А что «Ак Барс»? Никаких драк и файеров

На прошлой неделе вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко заявил, что Fan ID не планируется на хоккее, поскольку там «другая культура посещения матчей». И действительно: в фанатском движении хоккея напрочь отсутствует хулиганский и преступный элемент, романтизированный в футболе. Этому можно найти много причин: от игры в крытом дворце, где уже не пожечь файеры, до сильного влияния американской и скандинавской культуры, в которых ультрас нет в принципе. Хоккейные клубы и лиги за океаном заинтересованы, чтобы на матчи ходили семьями, чтобы это увеличивало доходы, а с матерными кричалками, драками и файерами достичь этого трудно.

Но, конечно, свои вопросы возникают и здесь. Над тем, чтобы в хоккейном движении была тишь да гладь, работает как КХЛ, так и «Ак Барс». У руководителя отдела маркетинга в казанском клубе Глеба Филиппова есть список из 156 представителей фан-сектора казанцев, у всех есть абонемент на сезон, все регламентировано и оформлено в нужном виде. Лишний раз напоминать, что «Ак Барс» — единственный клуб в КХЛ, кто выступает с гербом на груди, а фанаты, как и хоккеисты, представляют республику и должны вести себя подобающе, не приходится. К санкциям здесь приходится прибегать очень редко. «Один раз мы отстранили одного болельщика на год за драку. Также был случай, когда один из фанатов попался на краже атрибутики из магазина другого клуба, это попало на камеры. Других случаев не припомню», — сказал Филиппов.

Тесная связь «Ак Барса» с республикой помогает команде на выезде. А выездов в хоккее в разы больше, чем в футболе, в одном только регулярном чемпионате каждый клуб проводит 68 матчей. В те города, которые находятся рядом с Татарстаном, выбирается казанская фан-группа, а в других местах «Ак Барсу» помогают локальные фан-секторы. Самое крупное представительство — в Москве. Если команда выступает в столице, то на трибуне гарантированно соберутся 200–300 человек. Подобные фан-группы возникают у «Ак Барса» в самых неожиданных местах. До выхода рижского «Динамо» из КХЛ у казанцев была сильная поддержка в Латвии. Настоящим сюрпризом для «Ак Барса» стали матчи с «Адмиралом» в прошлом Кубке Гагарина. Во Владивосток прибыли два представителя казанского фан-клуба, а на месте к ним присоединились 200 членов локальной татарской общины. «У нас есть болельщики везде, где живут татары», — отметил Филиппов.

В 2018 году фанаты «Ак Барса» стали авторами самого крупного баннера в Европе. Там изображены все чемпионские трофеи «Ак Барса» с надписью «Только избранным дано прикоснуться!» В 2018 году фанаты «Ак Барса» стали авторами самого крупного баннера в Европе. Там изображены все чемпионские трофеи «Ак Барса» с надписью «Только избранным дано прикоснуться!» Фото: ak-bars.ru

Еще одна особенность фанатского движения «Ак Барса» — сами фанаты не сосредоточены на одном лишь фан-секторе. В хоккее такая культура боления, что люди с шарфами и джерси «Ак Барса» распределены по всей «Татнефть Арене». Но «фанка» задает им особый антураж своими кричалками и баннерами. В последнем компоненте «Ак Барс» — один из лидеров КХЛ. Производство баннеров здесь поставлено на поток: в прошлом сезоне фанаты показали, как Олег Знарок и Зинэтула Билялетдинов собирают Кубок Гагарина из лего, как Билл вернулся на пост главного тренера в образе Терминатора и многое другое. Также фанатам «Ак Барса» принадлежит рекорд: в 2018 году во время финала с ЦСКА они показали самый большой баннер хоккейной Европы. Там изображены все чемпионские трофеи «Ак Барса» с надписью «Только избранным дано прикоснуться!».

За такую поддержку, конструктивную и не отпугивающую других зрителей, благодарна фан-сектору сама команда. Хоккеисты не упускают возможности поговорить с лидерами фанатского движения. «В этом плане выделяется Артем Лукоянов. Он всегда на связи, открыт для разговора с нами. Мы договорились не разглашать содержания наших разговоров, но он всегда готов объяснить фанатам ситуацию в команде», — сообщил нам лидер фан-клуба «Ак Барса» Рамиль Мингалеев.

Больше всего фанатов было у УНИКСа было в начале 2000-х. Тогда в центре Казани только построили новый «Баскет-холл», а сам УНИКС только стал одним из сильнейших клубов страны Больше всего фанатов у УНИКСа было в начале 2000-х. Тогда в центре Казани построили новый «Баскет-холл», а сам УНИКС только стал одним из сильнейших клубов страны Фото: «БИЗНЕС Online»

Баскетбол и волейбол: романтика «Баскет-холла» и вылеты в Европу

Фанатское движение УНИКСа и «Зенита-Казань» не такое многочисленное, но и здесь есть свои истории.

Больше всего фанатов у УНИКСа было в начале 2000-х. Тогда в центре Казани построили новый «Баскет-холл», а сам УНИКС только стал одним из сильнейших клубов страны. На рядовые матчи собирались примерно по 200–300 фанатов, на ЦСКА — около 500. Одним из главных среди них был Азамат Мырзаев, ныне пресс-атташе волейбольного «Зенита». 

Впервые Мырзаев попал на матч УНИКСа еще в юношеском возрасте. «Мы с братишкой пошли на матч команды и увидели фан-группу. Нам было интересно познакомиться с ними и стать одними из них». На выезде первый раз Мырзаев побывал в 15 лет, притом сделал он это без родителей. Тогда УНИКС играл в Перми, проигрывал 11 очков за 1,5 минуты до конца матча. Следом два трехочковых от казанцев, еще попадание с фолом — и, как результат, неожиданная победа. 

Вместе с ним главными фанатами той эпохи можно назвать Тимура БакиеваБургана НазироваИскандера Билялова… Сейчас на трибунах «Баскет-холла» их почти не встретишь, однако из баскетбола никто не ушел. Назиров занялся агентским делом и сейчас в числе клиентов имеет главного тренера сборной России Зорана Лукича и экс-капитана УНИКСа Андрея Воронцевича. Бакиев и Билялов просто играют в баскетбол на любительском уровне. 

В наши дни фанаты начала 2000-х годов приходят поддержать команду, но редко. Главный повод для этого — большой матч, чаще всего — против ЦСКА. Другой хороший повод возник в минувшем сезоне, когда команда вышла в финал Единой лиги ВТБ. В 2008 году друг Мырзаева подарил ему бутылку виски, сказав при этом, что откроют они ее после чемпионства УНИКСа. 15 лет дорогой алкоголь пролежал на полке, после чего настал его звездный час

Главный плюс состоять в группе поддержки волейбольного клуба — многочисленные выезды (до 2022 года) в Европу Главный плюс состоять в группе поддержки волейбольного клуба — многочисленные выезды (до 2022 года) в Европу Фото: «БИЗНЕС Online»

Немного по-другому обстоят дела с фан-базой «Зенита-Казань».  Когда клуб назывался «Динамо-ТТГ» и играл в «Баскет-холле», где базировался УНИКС, у него была самая необычная поддержка, состоящая из трех частей. Фанатские группы садились на арене треугольником и устраивали традиционную перекличку в форме этой же самой геометрической фигуры. То есть сектор 1-Г кричал «Вперед, Казань!» в сторону сектора 1-З, тот отправлял эту кричалку на 1-В, а те возвращали ее на 1-Г. Это даже удивило главного тренера Владимира Алекно, который после сезона сказал, что не слышал ничего подобного. 

Главный плюс членства в группе поддержки волейбольного клуба — многочисленные выезды (до 2022 года) в Европу. Если «Ак Барс» почти не ездит на континентальные соревнования, а «Рубин» в них не проходит, то «Зенит» — главный их фаворит. Чтобы команда в важных матчах не оставалась без поддержки, клуб брал фанатов с собой на финалы в Польшу, Италию и Германию

Часто на матчах как УНИКСа, так и «Зенита» можно застать фанатов «Ак Барса». Его фан-клуб можно назвать самым многочисленным в Казани. Здесь и успехи команды, и звездный состав, и статус хоккея как главного вида спорта в республике. Притом фанаты «Ак Барса» начала 2000-х годов активно ходили на другие виды спорта. «Первыми мы познакомились с хоккейными болельщиками. Они пришли на матч УНИКС – ЦСКА, тогда узнали от них, что они болеют за все казанские команды», — сказал Азамат. 

Главная особенность фанатов «Ак Барса» — многие из них не уходят из своего любимого дела или не покидают своего кресла. Например, сейчас на матчах болеют и те, кто застал чемпионство 1998 года. Наибольший прирост среди фанатов был в промежуток с 2004 по 2006 год. Началось все с массового подписания легионеров в локаутный период, а завершилось открытием «Татнефть Арены».