1. В Москве открылась 11-я ярмарка современного искусства Cosmoscow 2023. Иностранные галереи, как и в прошлом году (по понятным причинам), участие в главном ежегодном событии арт-индустрии РФ не принимают. Но работы зарубежных художников на ярмарке представлены. Зато в этот раз экспертный совет получил рекордное число заявок — от 155 российских галерей. 80 было отобрано, из них 12 инсталлируется впервые, представляя более 300 работ.

  2. В этом году на ярмарке произошел ряд изменений. Галеристам, художникам, коллекционерам приходится ехать не в Гостиный двор, как раньше, а в павильон «Форум» ЦВК «Экспоцентр» на Краснопресненской набережной. Сменить привычную площадку, что неподалеку от Кремля, организаторам пришлось по техническим причинам.

  3. Но, как сообщила «БИЗНЕС Onlinе» основательница Cosmoscow, искусствовед Маргарита Пушкина, участники в эстетике нового пространства находят даже плюсы: «Я слышу много позитивных откликов от галеристов, арт-дилеров, которые монтировали свои стенды. Всем нравится свет. А кто-то сравнивает „Форум“ с центром Помпиду и Лувром, потому что здесь есть пирамида».

  4. Изменилась и ценовая политика ярмарки. Для постоянных покупателей и VIP’ов вход на предпоказ остался бесплатным, по спецприглашениям. Но тем, кто только собирается приобретать современное искусство в рамках Cosmoscow, надо было купить билет за 30 тыс. рублей. Впрочем, на открытые для широкой публики остальные дни цены более демократичные. От 1 650 рублей (стандартный билет на двухчасовой утренний сеанс) до 10 тыс. рублей (два часа для коллекционеров).

  5. Одной из первых на предпоказе появилась экс-директор Пушкинского музея, галерист и коллекционер Марина Лошак. В разговоре с нашим корреспондентом она отметила, что уровень ярмарки по сравнению с прошлым годом очень вырос: с точки зрения инсталлирования, подходов, осмысленности и культуры. «Достаточно много работ, возле которых хочется остановиться. Огромный интерес со стороны коллекционеров. Потрясающий „Художник года“. Мой любимый. Обожаю, — призналась Марина Дэвовна. — Всем советую подойти к этому человеку, Артему Филатову, и попросить, чтобы он рассказал о концепции вещей, которые сделал специально для ярмарки». Лошак также отметила, что на Cosmoscow 2023 много новых и серьезных высказываний. Себе она тоже что-нибудь приобрела бы. «Но у меня просто денег нет», — ответила на наш вопрос Лошак.

  6. «Художник года» Артем Филатов из Нижнего Новгорода, основатель студии «Тихая», представил свой проект «Все исчезнет!». Это серия ручной графики, нарисованной с помощью бриллиантового зеленого красителя, более известного как «зеленка». Листы графики автор вложил в черные папки, а те спрятал в необычные скульптуры. В виде долгого ящика, мусоропровода и «коробки позора», т. к. она напоминает те, в которые свои вещи складывают уволенные сотрудники. Посетителям ярмарки Артем охотно демонстрировал свои папки, вынимая их из парадоксальных хранилищ, но сами графики не показывал, т. к. изображение при воздействии света выцветает, сокращая жизнь произведения с каждым просмотром. И только будущий владелец решает, открывать свои графики или нет. Кстати, сами скульптуры, которые стоят от 1 млн до 1 млн 600 тыс. рублей, не только защищают хрупкие работы, но и создают объемное продолжение графического листа в пространстве, усиливая парадокс произведений.

  7. «Я иногда шучу, что нельзя войти в одну реку два раза. До 2017 года я не был даже гостем Cosmoscow. В 2017-м я дебютировал на ярмарке, и мне выпала возможность стать „молодым художником года“», — рассказал Филатов и вспомнил, как он тогда же сделал графику с помощью «зеленки» и повесил на стену. После этого два художника подошли к стенду и стали смеяться во весь голос. «Я к ним подошел, обидчивый, горделивый, и спросил: „Что вы смеетесь?“ Они ответили, что я глупый, потому что все выцветет. И я возвращаюсь с продолжением этой серии. Я считаю, что искусство существует на территории ошибок, а не на территории рабочих схем», — заключил наш собеседник.

  8. Музеем года – 2023 был выбран музей современного искусства PERMM. Его директор Наиля Аллахвердиева рассказала, что номинация для нее стала полной и приятной неожиданностью, т. к. никаких заявок они не посылали. К тому же Москва нечасто обращает свои взоры на регионы с поддерживающими проектами. А поддержка очень важна и демонстрирует, что происходит в арт-искусстве не только в рамках Садового кольца. «Когда нас номинировали, мы не знали, что в перспективе у нас реновация и переезд в новое экспозиционное пространство», — добавила Аллахвердиева, чей музей в октябре переезжает в здание бывшего автомобильного центра.

  9. В связи с переездом в здание бывшего автоцентра галерея PERMM на ярмарке представляет необычную скульптуру-инсталляцию. Это разобранный на запчасти и собранный в новую форму «Гелендваген» работы художника Василия Кононова-Гридина. «Я думала, с чем нам приехать на ярмарку. И тут на выставке „Антиформа“ в Pop/off/art galery я случайно увидела работы Василия Кононова-Гридина и поняла, что это оно. Он работает в том числе с объектами машин. Это как раз тот образ, который я искала. Он может поддержать идею реновации, но буквально ее не иллюстрирует», — говорит Аллахвердиева. Художнику идея очень понравилась, и после долгих обсуждений выбор пал на «Гелендваген», т. к. в определенных кругах он обладает невероятной харизмой, это одиозная машина и символ 90-х, у нее много слоев смысла. Художник купил черный автомобиль на вторичном рынке и обнаружил, что когда-то он был желтым (что объяснимо, т. к. изначально эти машины предназначались для загородных поездок), а стекла — фиолетовыми. Кстати, Филатов в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что эта работа «просто грандиозная», а ее автор — «мощнейшая фигура, которая переворачивает искусство».

  10. Институцией года был выбран музей ZAMAN из Уфы. Здесь придерживаются концепции музея без стен и работают в формате посольства. Директор музея ZAMAN Алия Ахмадуллина поблагодарила Cosmoscow, т. к. после объявления номинации музей получил очень много внимания и устойчивое федеральное позиционирование. Кстати, в переводе с тюркоязычных языков ZAMAN означает «время», «эпоха», поэтому на своем стенде институция представляет понимание своего времени — времени измеряемого («вакыт») и времени исчисляемого («сəғəт»), времени непредсказуемого будущего («килəсəк») и времени будущего, которое еще предстоит придумать («заманалар»).

  11. Башкирские музейщики представляют итоги своих исследовательских и выставочных проектов, реализованных за последние два года в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, а также в Пермском крае, Оренбургской, Челябинской и Самарской областях. «Мы работаем как башкирская кочевая институция, и нам очень интересен Урало-Поволжский регион, где у нас исторически сложились интересные связи. За два года мы проделали титанический труд, у нас реально много проектов. Мы очень гибкие, можем позволить себе похулиганить и открыты к сотрудничеству. Например, в Казани делаем проекты, они связаны с идентичностью», — рассказала директор ZAMAN. По ее словам, всего в Татарстане была реализовано четыре проекта. А в ближайших планах открытие персональной выставки художника Альфрида Шаймарданова «Все будет хорошо».

  12. На стенде галереи Pop/off/art в этом году представлены абстракционисты. Из них два исторических имени второй половины XX века. «У нас выставляется несколько исторически важных серий, которые многие искусствоведы, и я в том числе, считают самыми значимыми в русском искусстве середины XX века. Это „Сигнальные системы“ Юрия Злотникова (на фото) и „Тюбики“ Евгения Михнова-Войтенко. Это самые передовые, самые прорывные вещи середины ХХ века. Они делались в атмосфере запретов в советское время, не имели никакой возможности быть выставленными, их нельзя было позиционировать в международном пространстве», — отметил в разговоре с нашим корреспондентом владелец галереи Pop/off/art, искусствовед Сергей Попов. На нынешней ярмарке работы этих художников продаются по 1,5 млн рублей каждая. «Мы считаем, что это не самые высокие цены для художников, которые прозвучали в мировом масштабе. Более того, мы знаем, что их работы находятся не только в крупнейших российских музеях, но и в центре Помпиду. А это уже серьезно. Это настоящее международное признание», — добавил наш собеседник.

  13. На стенде Попова также представлены два художника, которые переосмысливают абстракцию сегодня. Это москвич Иван Новиков и латвийский художник Андрис Эглитис. Последний, несмотря на обострение отношений с Прибалтикой, не отказался от сотрудничества с галерей, с которой он работает давно, и сделал несколько персональных выставок. Для нынешней ярмарки автор дал свои работы, в том числе новые. «Мы показываем, что по-прежнему интегрированы в международное художественное пространство. Целый ряд наших художников выставляются за рубежом. У Ивана Новикова идет сейчас выставка в Швеции. У Виталия Пушницкого только что закончилась персональная выставка в Лондоне. Владимир Потапов, чья выставка идет сейчас в нашей галерее, выставлялся в прошлом году в Германии», — продолжает Попов. Однако часть художников, с сожалением констатировал галерист, уехали за границу, в том числе в постсоветские страны. «Это огромная беда для российского искусства, потеря, которая происходит на наших глазах. Но некоторые художники продолжают высказываться в России с помощью эзопова языка, чтобы их нельзя было подловить на прямом антивоенном высказывании. Например, голубые картины Ивана Новикова — это скрытые высказывания на тему мира. Эти картины символизируют телевизор, который не вещает пропаганду, а излучает мягкий голубой свет гармонии после войны. Художник заявил, что будет продолжать синий проект до тех пор, пока не закончится конфликт. Я уверен, что именно такие высказывания попадают в историю искусства и становятся исторически значимыми», — добавил Попов.

  14. И снова «Сигнальные системы» Злотникова.

  15. В этом году в ярмарке участвует и молодая галерея из Казани ES, которая начала свою деятельность в декабре прошлого года. Несмотря на сопротивление организаторов, на своем стенде они накрыли столы не только с шампанским, но и с национальными блюдами. Желающие могли попробовать шарики из чак-чака и треугольники. Первым проектом галереи стала фотовыставка «Татарка. Кто я?». Ее идейный вдохновитель и руководитель Элина Сафарова пригласила своих подруг, и они сделали проект, призванный показать красоту татарской женщины.

  16. У галереи ES также много друзей-коллекционеров, которые собирают работы казанских художников. Поэтому они решили обратиться к творчеству Евгения Голубцова, которого называют генералом современного искусства Казани. Он был среди основателей советской школы дизайна, много выставлялся за границей. «У нас в Казани творили такие замечательные художники, как Евгений Голубцов. И с ним не то что не стыдно, с ним можно с высоко поднятой головой заявляться на Cosmoscow. И не только. Но и ездить за рубеж», — сказала нам Сафарова (на фото). Кстати, самая дорогая из работ Голубцова, представленных на ярмарке, — это «Ангел» (то ли уставший, то ли поникший). Он стоит 2 млн 100 тыс. рублей. Но самые интересные работы, по мнению коллекционера Сергея Лозинского, — это яркие картины большого формата, которые были сделаны Голубцовым в 2018-м по его же эскизам 1978 года. На стенде также представлены работы молодого художника Саши Шардак. «Он популярен в Казани, но хотелось бы расширить его аудиторию», — добавила Сафарова и сообщила, что уже есть желающие, которые хотят купить все его работы вместе с инсталляциями, которые оцениваются в сумму около 1 млн рублей.

  17. В галерее ARTZIP Ольги Поповой (она, кстати, супруга Сергея Попова) много тиражного искусства. Концептуально на стенде объединены художники, которые в своих работах используют текст. «У нас три поколения авторов. Таня Пёникер и ее новый букварь из 29 листов со словами, которые знакомы уже каждому. Это ковид, локдаун, Zoom, абьюз, дизлайк. Таня — такой автор, в которого хочется всматриваться. Чем ты больше смотришь на ее работы, тем больше хочется всматриваться в детали. И работа обретает новые смыслы», — поясняет сотрудница галереи Софья. Кроме букваря на стенде представлена также очень интересная и даже мистическая работа художницы. Она называется XX и представляет собой смешение календаря майя, гороскопа, времен года. «Таня использует акварель, карандаши, тушь, полудрагоценные камни, насекомых, кровь художника. Стоит она 1 миллион 100 тысяч рублей», — продолжает Софья.

  18. Еще один участник стенда — молодой художник Ваня Симонов. Например, на одной из его работ перечеркнуты три фразы: «Чай без сахара, кофе без молока, жизнь без любви». «Не пойдет, это все перечеркнуто, — весело отметила Софья, — будет и чай с сахаром, и кофе с молоком, и жизнь с любовью». Эта веселая картина сразу же восхитила одну молодую гостью выставки, и она ее купила за 150 тысяч. Зеркало «Сам на себя посмотри» тоже сделал Симонов.

  19. А самая дорогая работа на стенде галереи Поповой — это триптих Павла Пепперштейна, который славен не только как художник, но и как прекрасный писатель. «Это художник из звездной семьи. Его отец — Виктор Пивоваров, который входит в топ-10 художников России старшего поколения. Мама Ирина Пивоварова — тоже писательница и иллюстратор книг. Павел вырос в концептуальной семье. Вокруг него были Илья Кабаков и вся эта тусовка. Он вырос на их коленях. Он сам рассказывал, что Кабаков щекотал его до слез. Любил как своего сына и на его творчество оказал большое влияние», — подчеркнула в разговоре с нашим корреспондентом сама Попова.

  20. Были представлены на выставке и работы Виктора Пивоварова.

  21. Галерея Marina Gisich, которая в прошлом году получила номинацию за лучший стенд, в этом году имела право экспонироваться бесплатно сразу на двух стендах. Но вместо того, чтобы занять оба, один из них отдали художникам из студии «Паразиты».

  22. А на стенде самой Марины Гисич были представлены вот такие работы.

  23. А этот стенд был признан лучшим на Cosmoscow 2023.

  24. В первой половине дня на ярмарке появилась Ксения Собчак. Журналистка была жизнерадостна, что отображалось и в ее модном эклектичном наряде. Небесно-голубая рубашка с заметным лейблом Prada, зеленая юбка-миди в разноцветных розочках, бежевые мокасины без пятки на синие носки. Плюс фиолетовая сумочка. Оттеняла образ Собчак и сопровождавшая ее подруга — владелица сети фитнес-центров Ольга Слуцкер, которая пришла в брючном костюме грязновато-голубого оттенка. При этом Слуцкер с удовольствием фотографировала подругу, которая охотно позировала и широко улыбалась.

  25. Элемент стильного лука Собчак.

  26. Что конкретно понравилось Собчак на выставке, она нам не сказала, строго сообщив, что интервью не дает. Хотя мы стали свидетелями, как она, например, с интересом рассматривала и даже фотографировала на телефон монументальную скульптуру из чугуна «Весы» Михаила Першко стоимостью 1 млн 200 тыс. рублей. Эта работа представлена на стенде студии ART 4 и была сделана специально для выставки. Автор, как пояснили нам кураторы стенда, своей работой отсылает к базовым вопросам, связанным с человеческим выбором.

  27. Нам также удалось узнать, что Собчак на ярмарке выбирала предметы интерьера для детской своего сына. И ей, в частности, приглянулся на стенде галереи MYTH небольшой коврик художницы Алины Глазун, расшитый хрустальными бусинами с изображением семейства зайцев и морковкой. За 280 тыс. рублей. Но, т. к. на нем еще было вписано неприличное слово из магнитной азбуки, брать журналистка его не стала. Впрочем, зайцы с морковкой уже нашли своего коллекционера. А Собчак также заинтересовалось работой Вадима Михайлова с надписью «Тебе в падлу, что ли?». Это старая бархатная скатерть, покрытая смесью из левкаса и черного акрила. Когда покрытие застывает, художник процарапывает на нем текст. У него часто присутствуют библейские сюжеты, но иногда и жесткие грубоватые фразы. Правда, этот ковер успели купить до Собчак.

  28. Впрочем, одну покупку Собчак все-таки удалось совершить. В 11.12 GALLERY Александра Шарова она приобрела стальной домик художника-сюрреалиста из Уфы Рината Волигамси за 950 тысяч.

  29. Чуть позднее, когда Собчак уже покинула «Экспоцентр», на ярмарке появился ее бывший супруг, актер Максим Виторган с молодой симпатичной брюнеткой. Сам он был облачен в черный кардиган, из-под которого виднелась черная майка с многозначительной надписью: «Свобода любить». А его спутница была в розовом мини, белой футболке и черной кожаной косухе. Они с интересом рассматривали стенды, но от комментариев Виторган также отказался.

  30. Многолетний посетитель Cosmoscow, медиаменеджер Марианна Максимовская рассказала нам, что от ярмарки у нее осталось сильное впечатление. «Очень много хороших качественных работ. И с художественным высказыванием, и с современным приколом, что тоже весело. Очень высокий уровень», — сказала Марианна и отметила, что из галерей ей нравится Alina Pinsky, 11.12 Шарова (при встрече они по-дружески обнялись). «Мне много что нравится. „Веллум“ сильные работы привез», — добавила собеседница «БИЗНЕС Online». Однако на нынешней ярмарке ложка дегтя — это цены. «Люди правда со средним доходом привыкли, что могут прийти на Cosmoscow и купить что-то по душе. Сейчас ценник выше. Конечно, странно не понимать, почему это происходит. Есть масса вполне объективных макроэкономических причин», — продолжила Максимовская и призналась, что у нее есть личное расстройство. Это работа, которая ей очень понравилась, но «абсолютно не по кошельку»: «Я прошла мимо еще двух работ, которые я бы сразу купила. Но они тоже дорогие. Наверное, в стране есть люди, которые могут себе позволить лучшие работы. Они не дешевые. Но они стоят того, чтобы люди, у которых есть возможность, потратили на них свои деньги». Впрочем, Максимовская присмотрела себе и кое-что недорогое. Но, какие конкретно произведения ее заинтересовали, предпочла умолчать.

  31. Работы стенда Шарова, на котором широко представлен художник Кирилл Манчунский, традиционно пользуются большой популярностью коллекционеров и раскупаются быстро. Поэтому галерист, как и в прошлый раз, был неотрывно занят разговорами со своими постоянными и потенциальными клиентами.

  32. Самые дорогие экспонаты — за 6 млн рублей — на выставке представила галерея «Веллум», что вполне объяснимо. Поскольку это скульптурный диптих Эрнста Неизвестного. «На Неизвестного есть спрос, поэтому мы надеемся, что он уйдет», — рассказала нам арт-директор галереи Ладимира Артемова. Кстати, среди клиентов «Веллума» довольно статусные клиенты. Например, экс-глава федерального агентства по делам печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, который собирает графику. Или директор Первого канала Константин Эрнст, он предпочитает Серебряный век. Кстати, вечером в день предпоказа Эрнст появился на ярмарке, и его лично встречала основательница и владелица галереи Любовь Агафонова, которая также является советником директора музея русского зарубежья.

  33. Впрочем, у галереи «Веллум» есть и молодые клиенты. Например, рок-музыкант Рома Зверь. Он любит шестидесятников. Покупал Зверева, Яковлева. При этом музыкант долго тусовался возле стенда галереи 11.12 и вел там долгие диалоги. Кстати, в этом году на стенде Шарова были снова представлены работы Василия Слонова, чьи неваляшки в прошлом году разошлись как горячие пирожки. А в этом году он представил банановых монстров за 120 тыс. рублей.

  34. Появился на ярмарке и исчезнувший с экранов телеведущий Иван Ургант. Он был с группой товарищей и радостно обнимался с актрисой Анной Михалковой. Однако для широкой публики Ургант старался быть как можно менее заметным. Зато успел купить картину «Сады Мичурина» Ольги Чернышевой. Это художница с мировым именем. Ее работы представлены даже в центре Помпиду. Свою карьеру она начала в 90-х как художница видео и фото, но делала также живопись и графику. В прошлом году стала лауреатом премии фонда современного искусства Даниэля и Флоранс Гарден в номинации «Рисунок-2022». А работа, которую за 20 тыс. евро купил Ургант, посвящена фильму Александра Довженко о биологе Иване Мичурине.

  35. Ярмарка современного искусства Cosmoscow 2023 продлится в Москве до 1 октября. (На фото — ее основательница Пушкина.)