На прошлой неделе министр экономического развития РФ Максим Решетников запустилновую дискуссию, предложив бороться с волатильностью рубля «китайским методом», т. е. создать «мембрану» между внутренним и внешним рынком рублей На прошлой неделе министр экономического развития РФ Максим Решетников запустил новую дискуссию, предложив бороться с волатильностью рубля «китайским методом», т. е. создать «мембрану» между внутренним и внешним рынком рублей Фото: duma.gov.ru

«Все предыдущие инициативы ЦБ и министерств лишь приостанавливали падение рубля»

«Если бы ставка осталась 8,5 процента, то мы бы сейчас смотрели на другой уровень обменного курса, который оказался бы, скорее всего, хорошо трехзначным», — говорил еще две недели назад зампред Банка России Алексей Заботкин. Тем не менее на прошлой неделе ослабление национальной валюты возобновилось. На открытии торгов на Мосбирже американская валюта пробила отметку в 100 рублей, евро торговался в районе 105 рублей. Позднее российская валюта несколько отыграла падение.

Теперь, как и во время августовского шока, встает вопрос: что будет дальше? Тогда, напомним, Центральный банк созвал экстренное заседание совета директоров и задрал ключевую ставку сразу на 3,5% до 12% годовых, позже ее подняли еще на 1%. Эта мера хоть и ненадолго, но поддержала нацвалюту. «Все предыдущие инициативы ЦБ и министерств лишь приостанавливали падение рубля и не обеспечили его уверенного восстановления», — отмечает эксперт «БКС Экспресс» Михаил Зельцер. По его мнению, текущий всплеск на бирже носит по большей части спекулятивный характер, поэтому со временем курс «способен» вернуться к отметке 90 рублей за доллар.

«Если планировали покупки, идите сейчас. Иллюзий быть не должно»: как слабый рубль перепишет цены?

На прошлой неделе министр экономического развития РФ Максим Решетников запустил новую дискуссию, предложив бороться с волатильностью рубля «китайским методом», т. е. создать «мембрану» между внутренним и внешним рынком рублей. Юань фактически делится на два — внутренний (CNY), курс которого устанавливается Народным банком, и офшорный (CNH), торги которого проходят на биржах. Правда, Решетников тогда отмечал, что речь «ни в коем случае» не идет о двух курсах. По его мнению, необходимо отслеживать, «сколько рублей циркулирует за рубежом, как они туда попадают, как идут перетоки». Сейчас такого мониторинга нет.

Против такой меры сразу выступила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она указала на риски возникновения множественности курсов и негативные последствия для финансового рынка. Ее поддержали министр финансов Антон Силуанов, главы Сбербанка и ВТБ Герман Греф и Андрей Костин.

Нефть продолжает дешеветь (Brent ниже $90 за баррель) Нефть продолжает дешеветь (Brent ниже $90 за баррель) Фото: «БИЗНЕС Online»

Праздники в Китае, спокойствие властей и завершение налогового периода

Основным фактором ослабления рубля называют завершение налогового периода. В минувшую пятницу, 28 сентября, компании завершили перечисление в бюджет НДС, страховых взносов, НДФЛ, НДПИ и акцизов. Сразу после окончания периода платежей рубль традиционно оказался под давлением, российскую валюту ожидает «нелегкая неделя», отмечал ранее аналитик ИК «Велес Капитал» Михаил Абрамов.

Обсуждение «китайской мембраны» тоже может оказывать некоторое давление на рубль. Однако скорее роль играет «затягивание обсуждения правительственных мер, способных сбалансировать рынок на период действия повышенного спроса на валюту», указывают аналитики Промсвязьбанка. В числе других причин там называют устойчивость внутреннего потребления, расчеты бизнеса с нерезидентами, где доля платежей в рублях и дружественных валютах при экспорте больше, чем при импорте, а также сдержанные объемы экспортных поставок энергоносителей. «Дорогая нефть и повышение ключевой ставки улучшают взгляд на рубль, но среднесрочно. В отсутствие новых вводных со стороны властей возможен очередной выход пары доллар – рубль в зону выше 100 рублей. Но пока мы ждем, что если он состоится, то будет недлительным», — говорят в ПСБ.

Рубль снижается из-за слабой активности инвесторов и общего негатива, считают эксперты «Интерфакса». В частности, нефть продолжает дешеветь (Brent ниже $90 за баррель), мировые рынки капитала в основном снижаются, при этом часть азиатских бирж закрыта из-за празднования 74 лет со дня образования КНР. В «Финаме» также обращают внимание на длинные выходные в Китае, которые совпали с окончанием налогового периода в России: значительная часть операций в юанях до 9 октября проводиться не будет, поэтому торговые обороты на Мосбирже будут пониженными.

Пока со стороны властей беспокойства не наблюдается. Судя по всему, никто уже не ждет и скорого укрепления рубля. Минэкономразвития, на основании прогноза которого сверстан бюджет на следующие три года, ожидает, что к концу 2023-го курс национальной валюты будет на уровне 94 рублей за доллар, а в 2024–2026 годах «новое равновесие будет формироваться на уровне 90−92 рублей за доллар».

Для паники Масленников не видит оснований, но, «если ничего не делать, к середине месяца доллар будет стоить 104-105 рублей» Для паники Масленников не видит оснований, но, «если ничего не делать, к середине месяца доллар будет стоить 104–105 рублей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Правительство и ЦБ обязательно объявят о том, сколько они будут покупать валюты»

Мнения экспертов «БИЗНЕС Online» об эффективности деятельности российских властей на валютном рынке разделились.

«После повышения ставок доллар вел себя достаточно стабильно, а сейчас взлет объясняется несколькими факторами, — говорит Никита Масленников, руководитель направления „финансы и экономика“ Института современного развития. — Во-первых, общей ситуацией на мировом валютном рынке, когда ожидания очередного повышения ставки подталкивают курс доллара вверх. Во-вторых, общая картина в мире. У нас два обстоятельства, которые обусловили такую высокую волатильность, которая продлится как минимум до конца недели. Первое — это то, что в конце прошлой недели ЦБ сократил продажи валют в 9 раз. И второе связано с тем, что нужно было погашать трехмиллиардный пакет по внешнему долгу».

Для паники Масленников не видит оснований, но, «если ничего не делать, к середине месяца доллар будет стоить 104–105 рублей». «Думаю, Центральный банк уже сегодня найдет способ послать сигнал рынку о том, чего он должен ожидать, — считает собеседник газеты. — Правительство и ЦБ обязательно объявят о том, сколько они будут покупать валюты на рынке. Может, это будет даже сегодня. А при таком узком рынке любая покупка валют, например для оплаты активов уходящих из России компаний, тут же дает резкую свечку вниз. Фактором поддержки будет, конечно, отрастающая нефть, к концу года она будет стоить около 100 долларов за баррель, пока тут тоже временные снижения, однако практика показывает, что после снижения идет скачок вверх. Будем надеяться, что в октябре рубль пройдет в диапазоне 95–100, пройдет с тяготением к середине интервала и внешней его границе».

«Не могу сказать, что усилия не приводят к результату, потому что, после того как ставку повысили, курс отошел на значение 95–96 рублей за доллар, поэтому реакция рынка была, — считает Наталия Орлова — руководитель центра макроэкономического анализа, главный экономист Альфа-Банка. — Но у рынка есть волатильность, у нас же не фиксированный валютный курс, сейчас налоговый период прошел и курс опять демонстрирует некоторое ослабление. Но, безусловно, реакция была. А каких-то неочевидных причин падения курса рубля я не вижу».

А известный экономист, профессор Никита Кричевский в разговоре с «БИЗНЕС Online» лишь развел руками: «Такая у нас финансовая власть, что могу сказать». И добавил, что, скорее всего, любые из мер, предложенных правительством или ЦБ, окажутся бесполезными. «Но отвечать на ваши вопросы должны те, кому платят деньги, а не мы. Те, кто получает зарплату, будучи министром, руководителем ЦБ, а мы-то тут при чем? Наше дело — посмотреть, изумиться, поделиться, признать неэффективность, а больше от нас ничего не зависит. Нас же не позовут разруливать это. Да мы и не пойдем. Зачем брать на себя чужие грехи?» — резюмировал Кричевский.