Руководящее кресло в Институте Татарской энциклопедии и регионоведения покидает один из самых известных татарских историков, 65-летний Искандер Гилязов (на фото в центре) Руководящее кресло в Институте Татарской энциклопедии и регионоведения покидает один из самых известных татарских историков — 65-летний Искандер Гилязов (на фото в центре) Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я у него спросил с удивлением — он сказал, мол, хочу создать прецедент»

Президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов продолжает оставаться одним из главных ньюсмейкеров республики. На этот раз, судя по всему, он всерьез взялся за руководящий кадровый состав гуманитарных институтов, входящих в АН РТ.

В начале мая был объявлен конкурс на замещение должностей директоров ИЯЛИ им. Ибрагимова, Института археологии им. Халикова, Института прикладной семиотики, центра исламоведческих исследований и др. Во всех случаях речь не шла о «горячке», у всех руководителей подошел к концу пятилетний контракт. Причем заявки на участие в новом конкурсе можно было подавать до 24 мая. Однако списки кандидатов пока неизвестны. В самой Академии наук «БИЗНЕС Online» на просьбу познакомить с именами претендентов ответили, что должны этот вопрос обсудить с руководством.

Не оказалось ответа и у самого Минниханова. «Я ничего пока сказать не могу, я был в командировке, только приехал, — сказал президент АН РТ сегодня нашему корреспонденту. — Конкурс объявлен, результаты пока не знаю, конкурс пока не прошел». Последний должен состояться для всех институтов 11 июня.

Но о некоторых изменениях «БИЗНЕС Online» уже стало известно. Как мы уже сообщали, Ринат Патеев не стал выдвигаться на новый срок в директоры центра исламоведческих исследований АН РТ. Однако еще одна отставка выглядит гораздо более громкой. Дело в том, что руководящее кресло в Институте Татарской энциклопедии и регионоведения покидает один из самых известных татарских историков — 65-летний Искандер Гилязов, возглавлявший учреждение с 2015 года. На третий срок он не стал выставлять свою кандидатуру.

Сам Гилязов отказался комментировать эту информацию, но сразу несколько источников газеты ее подтвердили. «Я только что с ним (Гилязовым прим. ред.) разговаривал, он ошарашил меня таким известием, что не собирается подавать документы на директорство, — рассказал „БИЗНЕС Online“ известный историк и археолог Искандер Измайлов. — Я у него спросил с удивлением — он сказал, мол, хочу создать прецедент для людей, которые достигли определенного возраста, чтобы они не цеплялись за власть, а передавали руководящие должности в институтах более молодым сотрудникам. Ну а он будет заниматься наукой. Говорит, что есть проекты по крайней мере двух книг, что он сосредоточится на научной публикационной деятельности, что видит себя скорее не администратором науки, а как раз в качестве ученого, писателя».

Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ ведет свою историю от отдела Татарской Советской энциклопедии, образованного в феврале 1990 года при Институте языка, литературы и истории им. Ибрагимова.

2 марта 1992-го отдел был преобразован в самостоятельную научную структуру по разработке Татарской Советской энциклопедии (из двух секторов), которая стала составной частью вновь образованной Академии наук РТ. 8 апреля 1993 года был образован Институт Татарской энциклопедии во главе с первым президентом АН РТ Мансуром Хасановым.

За разработку Татарского энциклопедического словаря на русском и татарском языках в 2005 году авторскому коллективу были присуждены госпремии РТ в области науки и техники.

Также среди основных изданий института — интернет-издание «Онлайн-энциклопедия Tatarica 2.0», периодическое издание «Научный Татарстан», индексируемое в базе РИНЦ, отраслевые энциклопедические и научно-справочные издания, являющиеся интегратором историко-культурного наследия татарского народа и других народов Республики Татарстан.

По состоянию на 10 февраля 2021 года, сообщает сайт АН РТ, в институте работают 44 научных сотрудника, в том числе 6 докторов и 21 кандидат наук. По причине малочисленности периодически ходят слухи, что Институт Татарской энциклопедии могут лишить самостоятельности и, например, присоединить к Институту истории им. Марджани. Но каждый раз эти разговоры не получают подтверждения.

Что касается сменщика Гилязова, то в самом научном мире считают, что им бы мог стать его действующий заместитель, 46-летний Марс Хабибуллин, уже больше 20 лет работающий в институте.

Гилязов — специалист в области истории Татарстана и татарского народа, автор 175 научных работ, из них 8 монографий, 16 учебников и учебных пособий Гилязов — специалист в области истории Татарстана и татарского народа, автор 175 научных работ, из них 8 монографий, 16 учебников и учебных пособий Фото: «БИЗНЕС Online»

Исследователь легиона «Идель-Урал»

Напомним, Гилязов родился в 1958 году в Казани. Его отец — Аяз Гилязов — народный писатель РТ, видный татарский прозаик и драматург. «Когда я рос, а это начало 60-х годов, в Казани по-татарски на улице практически никто не говорил, кроме бабушек, которые приехали из деревни. Была такая пропасть — либо люди не говорили по-татарски, либо не говорили по-русски. Я не скажу, что у нас в семье были жесткие правила, у нас это было просто естественным. Я с родителями говорил по-татарски, братья говорили по-татарски, бабушка по-русски вообще не разговаривала. И татарский язык был совершенно естественным языком внутри нашей семьи», — вспоминал Гилязов в интервью «БИЗНЕС Online» по случаю своего 60-летия.

«Сейчас прихожу в аудиторию – кругозор нулевой, основная масса студентов, извините, тупая»

После школы Искандер Аязович учился на историко-филологическом факультете Казанского государственного университета (КФУ). Затем обучался в аспирантуре Института истории СССР АН СССР. В 1983-м защитил диссертацию «Татарское крестьянство Среднего Поволжья во второй половине XVIII века». Тогда же начал работать в Казанском государственном университете, где в 2000 году защитил уже докторскую диссертацию «Коллаборационистское движение среди тюрко-мусульманских военнопленных и эмигрантов в Германии в годы Второй мировой войны». До 2011-го Гилязов работал деканом факультета татарской филологии и истории и был заведующим кафедрой истории татарского народа, а в 2011–2016 годах работал завкафедрой татароведения и тюркологии Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ.

Гилязов — специалист в области истории Татарстана и татарского народа, автор 175 научных работ, из них 8 монографий, 16 учебников и учебных пособий. Он исследовал социально-экономическую историю Среднего Поволжья XVI–XVIII веков, ввел в научный оборот многие неопубликованные архивные источники, прежде всего по истории социальных движений периода феодализма. Также научная деятельность Гилязова связана и с работой в Германии. К слову, он свободно говорит на немецком языке. Так, в 1990–1991 годах Гилязов был стипендиатом ДААД (Немецкая служба академических обменов), а в 1994–1995 годах — стипендиатом фонда им. Гумбольдта при Кельнском университете.

Искандер Аязович стал первым изучать непростую тему о жизни представителей тюрко-мусульманских народов СССР, которые в годы Второй мировой войны оказались на стороне вермахта. В 2005 году он выпустил книгу «Легион „Идель-Урал“», которая стала результатом его работы в архивах и библиотеках Германии, также его работы позволили дополнить сведения о подпольной деятельности группы Курмаша – Джалиля. А в 2014-м вышла книга «Российские солдаты-мусульмане в германском плену в годы Первой мировой войны (1914–1920). Монография». В ней Гилязов анализирует попытки кайзеровской Германии использовать религиозный фактор в военном противостоянии со странами Антанты, в том числе рассказывая о военнопленных солдат-мусульман, которых собирали в «особых» пропагандистских лагерях.

«В годы Первой мировой войны в Германии был накоплен определенный опыт изучения мусульманских и российских народов, и в книге много написано об этом. Там изучали фольклор, музыку, право и обычаи, традиции. Немцы все это фиксировали на пленки, проводили различные исследования антропологи, юристы писали, этнографы работали», — писал Гилязов для нашего издания.

В 2015 году он возглавил Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан.

«Гилязов — настоящий татарин, сын своего отца» «Гилязов — настоящий татарин, сын своего отца» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Материал накопили, но целый ряд книг лежит неизданным»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают научные достижения Гилязова и успехи академического учреждения под его руководством.

Дамир Исхаков — главный редактор журнала «Туган җир»:

— Он много работал в немецких архивах, поэтому надо отдать ему честь за это, Институт энциклопедии при нем тоже достиг больших успехов, но, правда, в последнее время работа замедлилась. Я с Гилязовым разговаривал, он жаловался, что нет возможностей для публикаций: материал накопили, но целый ряд книг лежит неизданным. Может быть, на последней стадии своей деятельности ему надоело все — он обращается, а денег нет, поэтому и решил уйти оттуда. А так Гилязов — настоящий татарин, сын своего отца. Я его часто вижу на телевидении, он выступает всегда в поддержку татарского языка, татарской культуры, татарской истории, поэтому его деятельность в целом я бы оценил положительно, но раз уж он захотел уйти, то тут ничего не поделаешь. Он достиг пенсионного возраста, а в этом возрасте, как выражается один мой друг, человек становится бессмертным и делает то, что хочет.

Институт Татарской энциклопедии внес свою лепту в издании 7-томной энциклопедии, я там являюсь главным редактором этнологического сегмента, это очень важный труд. Потому что, когда издается такой труд, происходит кодификация знаний, и это очень важно. Сейчас эту работу нужно продолжать дальше, новое издание делать, база есть.


Рафик Мухаметшин — ректор РИИ и КИУ:

— Гилязов — довольно опытный организатор, он был деканом в КФУ и завкафедрой работал, неслучайно он был назначен директором Института Татарской энциклопедии и регионоведения. Как ученый от тоже известен, начинал как специалист по XVIII веку, этот период был у нас у татар период совершенно не изучен. Докторскую он делал о татарах периода Великой Отечественной войны, как они себя вели на той стороне фронта, долго работал в Германии, изучал архивы. Он является известным в России и за рубежом, у него исследований много.

Что касается Института татарской энциклопедии — это совершенно особая структура в системе АН РТ. Например, в РАН такой структуры нет, но Мансур Хасанов так решил, и мы создали академический институт. Хотя полноценным академическим институтом он не мог быть, надо было создавать энциклопедию, а для этого в первую очередь требовалось вести организационную работу. В институте издали 7-томную энциклопедию, но, возможно, сейчас многие концептуальные вещи нужно пересмотреть. Мы живем в такое изменяющееся время, поэтому бумажный вариант энциклопедии быстро устаревает.


Радик Салихов — директор Института истории им. Марджани АН РТ:

— У меня только самые высокие слова для оценки его работы. Гилязов — хороший ученый, руководитель, мы дружим, тесно взаимодействуем с коллективами, о нем только самые добрые слова. У института есть свой план исследований, очень хорошо они продвинулись в популяризации, есть масса задумок по составлению массы энциклопедических работ, справочников, трудов. Мы в рамках отделения гуманитарных наук обсуждаем и советуемся, и я вижу, что они видят свои исследовательские перспективы. Видимо, Искандер Аязович решил посвятить себя научной деятельности; видимо, больше времени хочет отдавать не административной работе, а написанию научных трудов. Скорее всего, у него начинается новый этап личной жизни, какой-то карьеры научной. Я ему могу пожелать только самого доброго.


Искандер Измайлов — ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ:

— Я думаю, что вся деятельность Гилязова была движением наверх. Он всего достиг, его заслуги были признаны. Избрание его действительным членом Академии наук РТ — это чрезвычайно высокая оценка его достижений, у него много разнообразных трудов — от истории крестьянства XVIII веков до современной истории и истории Великой Отечественной и Первой мировой войн. Не мне его представлять, это действительно крупный, серьезный ученый с мировым именем, поэтому его достижения не вызывают сомнений.

Сейчас он решил изменить круто свою карьеру, повернуть ее в сторону возврата к научной деятельности. С одной стороны, жаль, потому что авторитетные ученые должны выполнять и какую-то функцию в институте. Допустим, есть же должность научного руководителя института, мне кажется, самое лучшее было бы сохранить его в этом качестве. Потому что взвалить сразу обязанности на нового сотрудника невозможно. Нужен научный опыт, организационный опыт и опыт взаимоотношения с вышестоящим начальством, а это в наших условиях очень важный элемент взаимодействия между научным коллективом и научным руководством. Гилязов это выполнял блестяще.