В качестве площадки иронично был выбран парк «Останкино»: телебашня, конечно, доминирует по высоте над происходящим, но продолжает ли она также лидировать в сознании людей — большой вопрос В качестве площадки иронично был выбран парк «Останкино»: телебашня, конечно, доминирует по высоте над происходящим, но продолжает ли она также лидировать в сознании людей — большой вопрос Фото: Екатерина Кобиц

РИФ без Шадаева

Май 2024 года проходит под знаком крупных IT-форумов: сначала — большая сессия по микроэлектронике на KazanForum, через пару дней весь цифровой бомонд собрался в Нижнем Новгороде на ЦИПР, который плавно перетек в Positive Hack Days в Лужниках, и вот, наконец, Российский интернет-форум (РИФ 2024). На этот раз его решили провести в два этапа: летом — в Москве, а осенью по классике — в Подмосковье. Площадкой иронично выбрали парк «Останкино»: телебашня, конечно, доминирует над всем по высоте, но по-прежнему ли она владеет умами? Поскольку в столицу вернулась жара, фуд-корты на мероприятии неплохо заработали на воде, а вместо форумных кресел расставили шезлонги. В дресс-коде надо было прописать купальники — до конца пленарной сессии в пиджаках остались немногие.

Больше всех, похоже, страдала пресса.

— А есть ли Wi Fi? — спрашивали репортеры.

— На площадке мобильный интернет, — улыбались организаторы.

— Бейджик не выдали. Браслет по окончании можно срезать? Завтра пустят? В памятке написано не снимать полученный браслет. Не помоешься теперь, получается…

Старт форуму должна была дать аналитическая панельная дискуссия «Рунету 30. Что дальше?», а главным ее хедлайнером был заявлен глава минцифры Максут Шадаев. Однако министр не приехал. «Конечно, график у него очень сложный. Он передает всем огромный привет. И сказал, что заедет на форум завтра. Поэтому мы сегодня проводим такую репетицию открытия, а завтра у нас будет еще одно», — оправдывался модератор сессии, директор российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников.

Выводы из услышанного, похоже, сделала и голосовой помощник Сбера Джой, которая должна была стать соведущей Гребенникова, но решила на вопросы модератора не реагировать и поприветствовала участников форума нехотя, со второй попытки. «Я понял, что ты стесняешься», — нашелся Гребенников и решил до конца сессии к помощи Джой не прибегать. А снизить градус неловкости он решил приятными цифрами и обещаниями, что экономика Рунета будет расти многие годы. И тут выяснилась масса интересного.

Старт форуму должна была дать аналитическая панельная дискуссия «Рунету 30. Что дальше?» Старт форуму должна была дать аналитическая панельная дискуссия «Рунету 30. Что дальше?» Фото: Екатерина Кобиц

Кто поделил 17,1 трлн экономики Рунета

Согласно исследованию РАЭК, объем экономики Рунета в 2023-м составил 17,1 трлн рублей, что на 40% больше, чем годом ранее. Лучше стало во всех сегментах. Инфраструктура продемонстрировала рост на 33% до 399,4 млрд рублей, цифровой контент — на 99% (186 млрд), маркетинг и реклама — на 45% (564 млрд). На недосягаемую вершину забралась электронная коммерция: 15,9 трлн рублей (плюс 39%).

Такого успеха удалось добиться во многом за счет аудитории мобильного интернета (на февраль 2024 года — 103 млн человек). Как заметили в РАЭК, Россия занимает 6-е место в мире по числу установленных мобильных приложений и по времени, проведенному в них.

Из интересного: по времени использования в топ-10 приложений вошли только три российских сервиса — VK, Yandex Browser и Yandex Search. Сеть «ВКонтакте» обогнала запрещенный в РФ «Инстаграм»*, заняв 5-ю строчку рейтинга. Тем не менее, похоже, заявления российских чиновников о том, что «Нельзяграм» почти полностью потерял активную аудиторию из-за своей блокировки, не отражают действительности — все еще твердое 7-е место. Лидерами списка стали YouTube, TikTok и «Телеграм».

С топ-10 приложений по числу активных пользователей все оказалось еще более забавно. Первая тройка — WhatsApp*, YouTube и «Телеграм». VK — только 7-я (что для чуть не умершей соцсети в целом даже успешно), а 9-ю и 10-ю заняли российские маркетплесы Wildberries и Ozon.

В прошлом году, по словам Минаева, электронная торговля занимала около 13% всего рынка продаж. Уже сегодня, по разным оценкам, это от 17 до 19% В прошлом году, по словам Минаева, электронная торговля занимала около 13% всего рынка продаж. Уже сегодня, по разным оценкам, это от 17 до 19% Фото: Алексей Белкин

40% всех непродуктовых товаров россияне покупают в интернете

Рассказали и об основных «регуляторных инициативах Рунета, находящихся на стадии обсуждения». Принятие многих из них, похоже, вопрос времени: здесь и штрафы за утечки, и ужесточение требований к обработке персональных данных, и требования к маркировке контента, сгенерированного с помощью ИИ, и административная ответственность за треш-стримы. Но особое внимание уделили законопроекту о регулировании маркетплейсов.

Обычно любые предложения по регуляторике своей деятельности площадки онлайн-торговли воспринимают в штыки, особенно когда за счет них пытаются спасти «Почту России». Еще в марте 2023 года Шадаев предложил предусмотреть предоставление ей компенсации за оказание социально значимых услуг почтовой связи в сельской местности. Так, владельцы маркетплейсов, ежегодная выручка которых составляет 1 млрд рублей и выше, должны были бы уплачивать почтовому оператору инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров.

Вероятно, по этой причине заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев первым делом обозначил, что маркетплейсы оценивают свои результаты «чуть скромнее, чем РАЭК». Между строк читалось: дескать, зарабатываем, конечно, неплохо, но не так, чтобы помогать «Почте России». «Но вот эти триллионы… они же никого особо не впечатляют, какие-то абстрактные триллионы. — А вот по заказам интересно: за прошлый год примерно 5 миллиардов заказов было сделано в интернете. Это значит, что каждый россиянин в год делает 34 заказа: любой, в том числе младенец», — задумчиво продолжал он.

В прошлом году, по словам Минаева, электронная торговля занимала около 13% всего рынка продаж. Сегодня — 17–19%. «А если брать непродуктовую розницу, то и все 37 процентов. Меня эта цифра поражает. Примерно 40 процентов всех непродуктовых товаров покупается в интернете. Это невероятная цифра, которая говорит о том, что мы переходим от количественного роста к качественному», — добавил он.

По словам заместителя управляющего директора Ozon, только на Ozon уже более полмиллиона продавцов, которые из любой точки могут отгрузить свой заказ, и буквально через несколько дней его получит человек на другом конце страны. «Это невероятная ситуация. Мы с вами создаем эту новую цифровую реальность», — резюмировал Минаев. И как будто бы ценность «Почты России» резко оказалась под вопросом.

Что касается возможного закона о маркетплейсах, то, с улыбкой добавил Минаев, и «без него все неплохо». Депутат Госдумы Александр Хинштейн на профильной сессии заявил: «Мое мнение — регулирование маркетплейсов необходимо, как и любого другого игрока рынка». Мол, онлайн-торговля не несет прямой ответственности за качество товаров, которые поставляются людям, потому что агрегаторы выступают передаточным звеном. «И вообще надо определить, что такое маркетплейс. При всем уважении к вам, когда вам выгодно, вы просто пересылочная структура. Когда выгодно — торговая площадка. А нам надо исходить не из удобства участников рынка, а из защиты прав потребителя!» — заключил Хинштейн.

Ситуация очевидна: с началам санкций и блокировкой платежей выиграли все российские сервисы, теперь за подписку на уникальный контент платят им, а не условному «Спотифай» Ситуация очевидна: с введением санкций и блокировкой платежей выиграли все российские сервисы, теперь за подписку на уникальный контент платят им, а не условному Spotify Фото: Алексей Белкин

Корейские сериалы «не летят», турецкие «прут нормально», а российским нужно больше денег

Главным победителем из санкционной борьбы, по мнению РАЭК, вышел сегмент «Медиа и развлечения», которые «полностью стали российскими». Объем рынка онлайн-видео и онлайн-музыки оценен в 2,98 млрд рублей. И драйвер роста — интерес к российскому контенту, заметил Гребенников, оставив за кадром все споры о пиратстве.

Цифры действительно приличные — 75 млрд рублей к общему объему сегмента добавили онлайн игры, 98 млрд — различные стриминговые сервисы, 13 млрд — сервисы с цифровой литературой. Ситуация очевидна: с введением санкций и блокировкой платежей выиграли все российские сервисы, теперь за подписку на уникальный контент платят им, а не условному Spotify.

Генеральный директор «Института развития интернета» (АНО «ИРИ») Алексей Гореславский был более сдержанным в оценках: «С одной стороны, приятно видеть и слышать, что индустрия цифрового контента выросла почти в 2 раза, но я обращаю внимание на то, что в 2022 году был, мягко скажем, провал. Вообще, график был похож на сон алкоголика — то провал, то эйфория. Поэтому на самом деле обольщаться-то рано, посмотрим, что произойдет дальше 2024-го».

При этом кажется, что картина восприятия людей действительно изменилась. Например, в топ-15 сериалов в 2021 году входило 14 картин американского производства и только один российский. В декабре же 2023 года в топ попали 12 российских сериалов и три турецких. «12 российских сериалов [в топе], 4 из них [созданы] при поддержке ИРИ…То есть для того, чтобы получить рост в 2 раза, было вложено порядка 10 миллиардов рублей в российские сериалы, — подчеркнул Гореславский — Отсюда вывод простой: чем больше инвестируешь, тем больше вероятность этого роста. И мы продолжим этим заниматься».

Всего за 2023 год российские онлайн-кинотеатры выпустили 201 оригинальный проект, 112 из них — игровые сериалы. Среди 100 самых популярных — 42 отечественного производства, 24 сделаны нашими онлайн платформами. В то же время топ-10 сериалов по уровню интереса аудитории удивляет меньше: 1-е место ожидаемо получила картина «Слово пацана», а 2-е и 3-е — турецкие многосерийки «Зимородок» и «Постучись в мою дверь».

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, стоит ли ожидать в рейтингах появления сериалов из иных дружественных стран, Гореславский ответил отрицательно: «Корейские, например, „не летят“. За последние три месяца ничего особо не изменилось. То есть все так и колеблется: появляются один, два, три западных, проползают в рейтинге. А вот турецкие прут нормально. Они близки нам по менталитету. Как раньше: смотрели же мы бразильские, мексиканские сериалы. Сейчас это все ушло, не работает. А вот турецкие в топе». Тем не менее уповать на Турцию российская индустрия не собирается. В 2024 году бюджет ИРИ составил 18,7 млрд, примерно половина из которых будет вложена в сериалы. Все остальное, по словам Гореславского, поглотит «контентная блогосфера» и игровые проекты.

«Я вам приведу пример, когда начинали в 2020 году с первыми небольшими деньгами экспериментировать, — продолжил он. — Нам все сказали: „Вы в своем уме, вы хотите сериалы снять? 8 месяцев или 7 месяцев на реализацию? Это нереально просто, вы выбросите деньги“. Было заложено 6 веб-сериалов, небольшие серии по 20 минут, например, одни из них — это „Трудные подростки“. Вот уже пятый сезон вышел, мегапопулярный, сотни миллионов просмотров, а первый сезон сняли, что называется, на коленке в парке, но все получилось…. Ровно та же история с играми. Например, игра „Смута“ закладывалась в 2021 году на фоне пандемии и, получается, в преддверии СВО. И это был первый эксперимент создания российской игры. Параллельно был заложен еще ряд проектов. И вот при нашей поддержке вышла игра „На передний край“, оценки — 9,5 балла из 10 возможных. Народ качает и говорит, что это очень хорошо. Поэтому в линейке игр мы сделали только 3–5 процентов, а нужно еще 10–30 игр, и тогда мы сможем выйти на совершенно новую версию».

Очевидно, что в ближайшее время тренд на «айтишников» сохранится, уверен генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко Очевидно, что в ближайшее время тренд на айтишников сохранится, уверен генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко Фото: Оксана Король

10 млн неопознанных специалистов

Но главное, во что постоянно упирается развитие Рунета, — проблема кадров. Очевидно, что в ближайшее время тренд на айтишников сохранится, уверен генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко: «В этом году 69 процентов компаний планируют нарастить штат айтишников. Грубо говоря, мы с вами без работы точно не останемся. Но при этом в последнее время очень избитым стал этот термин. Предпринимаешь попытки неких расширительных трактовок. Например, сотрудник экосистемы цифровой экономики… Ну и ситуация еще больше усложнилась, когда появились самозанятые, да еще и самозанятые на цифровых платформах. По-другому говоря, те, кто нас возит, доставляет нам товары или делает там дистанционно задачки, — это вообще кто такие? Это очень интересный тренд, но, не погружаясь сильно в него, скажу, что там число специалистов уже за 10 миллионов переваливает».

Впрочем, ни таксисты, ни курьеры, даже если их отнесут к айтишникам, не будут пользоваться популярностью в новом мире «Экономики данных». А кто тогда? Плуготаренко назвал несколько цифровых профессий ближайшего будущего: промт-инженеры, тренеры нейросетей, специалисты по работе с данными, нейрокреаторы (занимающиеся созданием продукта при помощи генеративных моделей), геймификаторы и т. д.

Крайне остро встает вопрос и с белыми хакерами, чью деятельность уже хотят легализовать, в том числе для поиска новых уязвимостей. По данным РАЭК, число DDOs-атак в 2023 году достигло показателя в 2,3 млн, увеличившись на 80%. На 160% выросло количество атак программ-вымогателей. В зоне .ru выявлено 45 тыс. фишинговых доменов (плюс 210%). Отвечая на вопрос модератора, почему таких доменов все больше, директор координационного центра доменов .ru/.рф Андрей Воробьев ответил, что России необходимо законодательное регулирование? и заверил: «Буквально завтра будет проведено очередное рабочие совещание по внесению законопроекта <…>, который, в частности, затрагивает требование об обязательной регистрации доменов с помощью „Госуслуг“».