Сегодня в последний путь проводили легенду татарстанского добровольческого батальона «Тимер» Ильнура Хаертдинова, известного на фронте по своему позывному «Фаза»

«Если бы не он, я бы не дожил до сегодняшнего дня»

Рано утром в День России у мемориального комплекса «Курган» в Казани стали собираться люди в военной форме. Повод не праздничный — здесь в последний путь провожали легенду татарстанского добровольческого батальона «Тимер» Ильнура Хаертдинова, известного на фронте по своему позывному «Фаза». На гражданке Хаертдинов был электриком (отсюда и позывной), попав на фронт, стал сперва связистом, а потом самым важным человеком в батальоне: он вывозил раненых с поля боя.

Сотни человек пришли проститься с Ильнуром

Хаертдинов родился в Нижнекамске, отучился там в средней школе, после чего приехал в Казань, поступив в энерготехникум. Затем, в начале нулевых, Фаза прошел срочную службу, где был специалистом по электрике. На гражданке Хаертдинов продолжил работать по специальности на различных объектах «Татэнерго» вплоть до начала специальной военной операции. Супруга Фазы Диляра рассказывала нам, что на СВО решил отправиться исключительно из чувства патриотизма: «Просто решил, что это его долг, и сделал такой выбор. О подвигах рассказывал, но чаще про нелепые или курьезные случаи, обходя стороной самые тяжелые и страшные моменты. Я думаю, так и должны делать настоящие мужчины».

К комплексу «Курган» еще задолго до церемонии прощания прибыли военные, а также волонтеры, которые постоянно навещали солдат на СВО. Среди них была и Анна Артемьева, которая стояла у истоков движения «Своих не бросаем!». Ей было тяжело говорить, она лишь грустно держала в руках игрушечный мотоцикл «Урал» с люлькой — копией того, на котором Фаза спасал раненых.

На своем «Урале» он вывез из-под огня 126 бойцов: погиб легенда батальона «Тимер» с позывным «Фаза»

Кругом развевались флаги России, батальона «Тимер», и вскоре у комплекса появился черный фургон с фотографией Фазы на лобовом стекле. «Вот наш герой…» — тихо-тихо раздалось в толпе. Первым из фургона, где везли тело, вышел его сын Булат, который как две капли воды похож на отца. Парень, которому на вид лет 18, был сдержан, строго следил за процессом, а то и вовсе вел церемонию. Ну точно сын героя.

Тиль: «Фаза был человеком с большой буквы, настоящим героем»

Здесь же мы встретили пехотинца с позывным «Тиль», которого Хаертдинов спас во время очередного боя. «Если бы не он, я бы не дожил до сегодняшнего дня. Он привозил нам боекомплекты и, главное, воду, без которой мы не могли бы жить. Меня ранило, пацаны тащили несколько километров, и вдруг приехал Фаза, погрузил меня и вывез из-под обстрелов на огромной скорости. У него не было вопросов приезжать или не приезжать. Надо было — он приезжал, — рассказывал боец. — Фаза был человеком с большой буквы, настоящим героем».

Валерий Гаврилов рассказал, что старший сержант Хаертдинов одним из первых добровольцев вступил в ряды батальона «Тимер», был командиром отделения, а во время тяжелых боев стал заниматься эвакуацией раненых на своем мотоцикле

«Как произошло, что он погиб, мы до сих пор понять не можем!»

Траурная процессия тем временем началась у зала прощания. Сотни человек выстроились вокруг погибшего Фазы, практически каждый второй в руках перебирал живые цветы, молча со слезами на глазах смотрел на фото старшего сержанта, сделанное 31 августа прошлого года после тяжелейших боев батальона в Работино. Тогда Ильнур рассказывал «БИЗНЕС Online» о своем мотоцикле. «Тяжело ли спасать раненых? „Тяжело“ — это не совсем та формулировка. Ведь это твой боевой товарищ…» — говорил он.

«Фаза был самым безбашенным и бесстрашным у нас в батальоне. Под такими лютыми обстрелами вывозил раненых! То, что официально [126 раненых бойцов], это только наших подтвержденных он вывез. А еще сколько десантников и морпехов он спас! Я вообще думал, что Фаза бессмертный, но вот как получилось…» — говорил в беседе с нашим корреспондентом сослуживец Фазы с позывным «Пионер».

Однажды Фаза вез раненого солдата из-под Работино, чудом при этом выжив, вспоминали сослуживцы в разговоре с нашим корреспондентом. «Он рассказывал потом, мол, смотрит, а на него камикадзе летит! Резко на месте развернулся, потом едет и думает: а ведь ночью камикадзе не летают (год назад ночью камикадзе еще не работали — прим. ред.). Так вот, он только развернулся, и в место, куда он ехал, прилетела кассетная мина!» — вспоминали бойцы.

Они защищали Запорожье: 39 дней батальона «Тимер» под огнем в Работино

«Сейчас ВСУ не жалеют снаряды и дроны даже для одиночной цели. Фаза был просто везунчиком. Как произошло, что он погиб, мы до сих пор понять не можем!» — говорит Пионер.

Митинг начался со слов военного комиссара Приволжского и Вахитовского районов Казани Валерия Гаврилова. Он рассказал, что старший сержант Хаертдинов одним из первых добровольцев вступил в ряды батальона «Тимер», был командиром отделения, а во время тяжелых боев стал заниматься эвакуацией раненых на своем мотоцикле, спасая тех, кто был на волоске от смерти. Погиб Фаза 6 июня в 23:30 — в момент, когда он вновь спешил на спасение раненого товарища в районе села Новомихайловка в ДНР, говорил Гаврилов.

Мякзюм Салахов: «Разрешите от имени раиса и руководства республики выразить соболезнования. Ильнур Ильгизович был достойным защитником нашего Отечества! Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах»

С официальной траурной речью от властей республики выступил депутат Госсовета РТ, бывший президент Академии наук Татарстана и экс-ректор КФУ Мякзюм Салахов: «Тяжело говорить, но сегодня мы скорбим в связи с тяжелой и невосполнимой утратой. Разрешите от имени раиса и руководства республики выразить соболезнования. Ильнур Ильгизович был достойным защитником нашего Отечества! Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах».

Командованием войсковой части Ильнур Хаертдинов представлен к званию Героя России посмертно

А вот что об Ильнуре говорил его тесть, отец супруги Диляры. «Ильнур и Диляра, после того как создали семью, часто приезжали погостить к нам в Муслюмово. Ильнур внешне был очень спокойным, в то же время твердым, когда ставил перед собой цели. Постепенно старался их достигать и на фронте брал себе самые опасные задачи. Мы со многими его сослуживцами разговаривали: они говорят, что, если бы не Ильнур, который их спас, они бы здесь не стояли. Ильнур, мы просим твоей маме, детям помощи Аллаха, чтобы Он дал сил пережить это горе. Спи спокойно, Ильнур. Ты навсегда останешься в нашей душе», — сказал мужчина.

«Ильнур, мы просим твоей маме, детям помощи Аллаха, чтобы Он дал сил пережить это горе. Спи спокойно, Ильнур. Ты навсегда останешься в нашей душе»

После этого траурный митинг завершился: мало кто мог подобрать слова, до сих пор не веря, что Хаертдинова больше нет. Похоронили Фазу в самом начале Аллеи Героев под троекратные выстрелы автоматов Калашникова. По словам военкома Гаврилова, командованием войсковой части Хаертдинов представлен к званию Героя России посмертно.