Ольга Сварник: «Мозг — это клетки с особенностями, и на следующем уровне эти особенности создают какой-то наш внутренний субъективный мир» Ольга Сварник: «Мозг — это клетки с особенностями, и на следующем уровне эти особенности создают какой-то наш внутренний субъективный мир» Коллаж: inpsycho.ru, ru.freepik.com

«Фантазии на тему, что там, под черепной коробкой, уже не актуальны»

— Ольга Евгеньевна, давайте начнем беседу с понятий и определений. Что такое мозг? Это обычный человеческий орган с набором физико-химических процессов, полностью поддающихся объяснению с материалистической точки зрения, или субстанция, функционал которой мы до конца не понимаем и не можем объяснить?

— Я думаю, что мозг — это совокупность разноуровневых закономерностей и компонентов. Рассматривая мозг, мы на одном уровне видим атомы и электроны, на другом — химические вещества. На следующем наблюдаем, как эти химические вещества создают органические, мир клетки. И да, мы набор клеток с определенными свойствами, в том числе мозг. Мозг — это клетки с особенностями, и на следующем уровне эти особенности создают какой-то наш внутренний субъективный мир.

— То есть это все нами уже познано, и мы можем все от начала до конца объяснить.

— Нет, я так не думаю. Но довольно много деталей мы знаем. Наверное, можно так сказать. А вы считаете, что мы в физике все познали до конца?

— Конечно, нет. Но относительно мозга Наталья Петровна Бехтерева, научный руководитель Института мозга человека РАН, в конце жизни говорила, что «мы ничего не знаем о мозге».

— Мне кажется, это изменение каких-то глубинных, базовых, фундаментальных представлений о работе мозга. Накопилось большое количество данных, и на их основании мы не можем сказать, что одна структура отвечает за сознание, вторая — за память, а третья — за воображение. По этому пути то, что можно было назвать нейронаукой или нейробиологией, шло очень длительное время. Сегодня на таком уровне мы этого не видим. Да, конечно, когда обнаружилось, что в мозжечке не только двигательная функция, что зрительная кора работает, когда зрения нет, то казалось: а куда мы, собственно, пришли?! Мы ни на один вопрос-то не ответили в итоге.

Сварник Ольга Евгеньевна — декан факультета наук о жизни Московского института психоанализа, старший научный сотрудник лаборатории психофизиологии им. Швыркова, кандидат психологических наук.

Родилась в 1974 году в Москве.

В 1996-м окончила Southern Oregon University (Южно-Орегонский университет, США) со степенью бакалавра психологии.

В 1998 году окончила республиканский центр гуманитарного образования (Университет).

В 2001-м — аспирантуру Института психологии РАН. Защитила диссертацию. Кандидат психологических наук.

Научную работу продолжила в должности научного сотрудника лаборатории психофизиологии им. Швыркова.

Член европейского и американского обществ нейроученых (FENS, IBRO).

В 2008 году — лауреат конкурса «Выдающиеся ученые. Кандидаты и доктора наук РАН», финансируемого фондом содействия отечественной науке.

С 2011-го входит в коллектив научной школы «Системная психофизиология», финансируемой советом по грантам президента РФ для поддержки ведущих научных школ России.

Автор книг «Мозг за минуту» и «Активность мозга: Специализация нейрона и дифференциация опыта».

Но сейчас ситуация уже совсем другая. За последние 30 лет, я думаю, в самом фундаменте очень многие вещи сдвинулись. Возможность увидеть отдельные клетки, регистрировать отдельные нейроны, кальциевый имиджинг в том числе (микроскопический метод исследования клеточной активности в режиме реального времени, основанный на оптическом измерении концентрации кальция с помощью флюоресцентных индикаторов, которые связываются с ионами кальция и способны излучать свет (флуоресцировать) при активации ультрафиолетом,прим. ред.), который, на мой взгляд, просто фантастические изменения привнес в наше понимание того, что там происходит…

Владимир Михайлович Бехтерев, как и Иван Петрович Павлов, вообще не могли заглянуть в мозг, поэтому фантазии на тему, что там, под черепной коробкой, уже не актуальны. Мне кажется, о них сейчас уже можно забыть.

— Мозг, ум и разум — это одно и то же?

— Нет, думаю, что это разные вещи. Сейчас попробую объяснить. Считается, и я сама придерживаюсь такого мнения, что решение проблемы здесь связано с эмерджентностью (от английского слова emergent «возникающий, неожиданно появляющийся»; в теории систем — наличие у системы свойств, не присущих ее компонентам по отдельности; несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентовприм. ред.). Подтверждения принципиальной возможности и необходимости эмерджентности мы видим вроде бы и на других уровнях. Ну действительно, какие у нас там элементы? Даже не у нас, а у какого-нибудь червячка C. elegans: азот, кислород, водород. Пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать. И что в итоге? А в итоге получается нечто такое, что на уровне этих элементов не присутствовало.

Скажем так, на одном уровне сложная организация компонентов создает то, что мы видим как следующий уровень. И здесь, я думаю, соотношение между мозгом и тем, что нас интересует, — внутренний субъективный мир, содержание, мысли и так далее — приблизительно таким же образом может быть объяснено.

Что такое волна на поверхности воды, например? Это определенная организация молекул воды в пространстве и времени. Кто-то пошел вверх, кто-то вниз. Определенная организация. Она не всегда бывает такой. Она только определенным образом случается такая. Мы это явление называем волной.

Вот и здесь, мне кажется, я вижу соотношение между тем, что происходит в мозге, и тем, что составляет наше внутреннее психическое содержание, то, что вы назвали словом «разум». Это не совсем научная категория, но вот такие, наверное, между ними отношения. Во всяком случае я их вижу так.

— А интеллект — что это такое? Почему у одних людей он высокий, а у других низкий? От чего это зависит?

— На самом деле мы, так же как и о многих других психических процессах или состояниях, точно не можем сказать, что такое интеллект. Например, мы видим, что человек ведет себя не так, как нам бы этого хотелось, решает какие-то проблемы не так, как мы бы их решили, и для нашего выживания в мире такого вполне достаточно. Грубо говоря, этот идиот, а с тем еще можно разговаривать.

Исследовательский инструментарий в данном направлении пока достаточно ограниченный. У нас есть пока только один инструмент, который замеряет интеллект, — мы его называем тестами на IQ. Тесты на IQ состоят из двух частей. Первая связана с тем, что называется «кристаллизованный интеллект». Это совокупность знаний, которые у вас есть. И здесь люди, безусловно, отличаются. Вы, например, разбираетесь в техническом устройстве двигателя автомобиля и в разговоре со мной обнаружите мою полную несостоятельность в этом смысле. Я буду казаться, ну не знаю, квинтэссенцией идиотизма. Но у меня есть какие-то другие куски опыта и знаний, которые позволяют мне в другой области выглядеть лучше.

Есть вторая составляющая IQ-тестов, которая называется подвижный, или флюидный, интеллект. И вот эта часть связана скорее с возможностью применять свой опыт и знания в каких-то необычных ситуациях. Действительно, если посмотреть на то, с чем связан флюидный интеллект, то выяснится, что в большей степени, например, с рабочей памятью. С тем, как мы мысленно можем повращать что-то. Прикинуть возможные исходы. Реактивировать наш самый разный опыт для того, чтобы попытаться найти какое-то решение. Обратите внимание, я здесь сразу пересекаюсь и с памятью, и с принятием решений, и с решением проблем. То есть со всем тем, что в обыденной речи существует, но в научном мире, в мире нейронов, мозга, внутреннего субъективного мира это пересекающиеся в очень большой степени вещи.

Так вот, флюидный интеллект вполне связан с какими-то конкретными вещами, имеющими основания в мозге. Например, показано, что люди при решении каких-то проблемных ситуаций демонстрируют, что в мозге у них есть некий набор состояний, и число этих состояний больше, чем у тех, у кого низкий интеллект. Это можно и по суммарной активности мозга, и по электроэнцефалографии увидеть, и по функциональной магнитно-резонансной томографии. Это как бы такой глобальный общий знаменатель того, что мы называем более высоким интеллектом.

«Какие-то более узкие вещи, например склонность к решению математических задач или к написанию музыки, вроде бы обладают достаточно высокой наследственностью, и, соответственно, генетический компонент здесь, предположительно, довольно высокий» «Какие-то более узкие вещи, например склонность к решению математических задач или к написанию музыки, вроде бы обладают достаточно высокой наследственностью, и, соответственно, генетический компонент здесь, предположительно, довольно высокий» Фото: ru.freepik.com

«Вся наука движется от грубых оценок к более точным»

— Есть ли природная предрасположенность к интеллектуальной деятельности человека и к физическому труду? Это можно как-то выявить на ранних этапах детства, чтобы потом человек не страдал, занимаясь не своим делом?

— Мне кажется, что это слишком грубое деление. Таких данных я не знаю, и мне кажется маловероятным, чтобы они существовали.

Какие-то более узкие вещи, например склонность к решению математических задач или к написанию музыки, вроде бы обладают достаточно высокой наследственностью, и, соответственно, генетический компонент здесь, предположительно, довольно высокий. Мы пока не способны такие вещи замерять. Сегодня, анализируя геном, мы можем что-то сказать, но не на 100 же процентов. Это скорее вероятность того, что вы будете более успешно что-то делать. Но человек, которому сказали, что, судя по его генам, он как бы не совсем музыкант, тем не менее, попав в соответствующую среду и чувствуя к этому какую-то склонность, может достичь гораздо больших успехов, чем тот, кому сказали, что он, судя по всему, прирожденный музыкант и данные на этот счет имеет.

Я думаю, что здесь скорее вред от такого рода предсказаний, и оптимально в подобных случаях, мне кажется, надо давать организму возможность все попробовать, пойти в разные стороны. И эту естественную склонность нейронов складывать в определенный опыт и протестировать в реальных ситуациях. Вот тогда будет видно, что нужно делать.

— Еще очень интересный вопрос о связи мозга с нервной системой, эмоциями. Толстой в «Войне и мире» пишет, что у Андрея Болконского «ум ума», а у Пьера Безухова «ум сердца». Что чем управляет: высшая нервная деятельность, эмоции, чувства разумом либо наоборот? Или у разных людей по-разному?

— Я не думаю, что здесь можно использовать слово «управление». Когда мы имеем в виду уровни рассмотрения того, как устроен мир, то не можем говорить о том, что это отношение управления. Вернусь к уже приведенному выше примеру с волной. Можно ли говорить, что молекула воды управляет волной? Нет, она является ее частью. Это просто определенная организация молекул. То есть слово, на мой взгляд, здесь неподходящее.

Теперь о том, о чем вы спрашиваете. В современной когнитивной нейронауке и просто в психологии это называется эмоциональным интеллектом. Он связан с тем, что люди, например, хорошо различают эмоции других, могут почувствовать их в большей степени. То, чем не отличался Андрей Болконский. Наверное, здесь есть какие-то склонности, и, по-моему, какой-то наследственный генетический компонент тоже был показан в каких-то исследованиях.

Да, некоторых людей другие люди интересуют в большей степени, а каких-то — в минимальной, и они соответствующего развернутого опыта взаимодействия не имеют. Но эмоции, весь тот химический состав, который лежит в основе этого, тоже все связано с работой наших клеток. Тех же самых нейронов.

— Есть ли какая-то связь между размером и строением черепа и активностью его содержимого? Раньше считали, что большие надбровные дуги, высокий лоб являются непременными составляющими умного, высокоразвитого человека. Сейчас это доказано или опровергнуто?

— Конечно, таких данных нет. Это очень грубая оценка. Хочу отдельно подчеркнуть — вся наука движется от грубых оценок к более точным. Мы такую ступень — того, как выглядит череп, и связано ли это с высоким или низким интеллектом, — мне кажется, уже прошли.

— В советские времена ходили легенды о том, что у Ленина был необыкновенно большой мозг, что его после смерти вождя вынули, изучали и он где-то хранится как уникальная вещь. Скажите, ум, интеллект человека зависит от величины мозга?

— Нет, не зависит. В те времена, я думаю, любой, кто сказал бы, что у Ленина маленький мозг, пострадал бы довольно существенно. Считать, что у кого больше, тот и лучше, — примитивная точка зрения. Мы сегодня совсем по-другому все это видим. Почему бы мозгу быть больше? Связанность между нейронами, безусловно, имеет значение. Число типов нейронов — наверное, да. Количество элементов или компонентов опыта и знаний — тоже да. Выражается ли это в том, каков у нас по объему мозг? Я так не думаю. Хотя, безусловно, какие-то нарушения могут быть связаны с меньшим объемом, например. Но я не считаю, что в отношении здоровых испытуемых, условно здоровых людей сегодня мы должны оперировать такими грубыми оценками.

«Есть работы, которые показывают, что человеку, например находящемуся в коме, доступно то же, что и пребывающему в сознании» «Есть работы, которые показывают, что человеку, например находящемуся в коме, доступно то же, что и пребывающему в сознании» Фото: Алексей Белкин

«Я Фрейда не читала. Не думаю, что в этом есть какая-то польза»

— Сознание — что вкладывается в данное понятие? Мы говорим «человек потерял сознание», при этом понимаем, что он, грубо говоря, «вырубился», на какое-то время перестал быть человеком, а стал неким бессознательным телом?

— Почему? Он и без сознания вполне себе человек.

— Но он же не участвует в процессе жизни. Лежит без сознания, почти труп. Что он есть, что его нет. Мы же так говорим?

— Говорить мы можем как угодно. Если речь идет о каких-то научных данных, то есть работы, которые показывают, что человеку, например находящемуся в коме, доступно то же, что и пребывающему в сознании. Скажем, его можно попросить представить, как он играет в теннис, и рисунок активности его мозга будет сходным с рисунком того, кто находится в сознании и тоже мысленно продумывает, как он играет в теннис. Конечно, не все люди, находящиеся в коме, могут таким образом делать. И да, действительно, мы можем говорить о том, что анестезия приводит к потере сознания, и сложность организации работы мозга, безусловно, изменяется. Это один из нейронных коррелятов, которые сегодня известны.

— Так что же такое «сознание»? Вот Зигмунд Фрейд написал целую книгу «Теория бессознательного», в которой отверг тезис о том, что сознание первично, а бессознательное лишь недоразвитое сознание, и подтвердил это богатым опытом наблюдения и лечения. Что современная наука может сказать о сознании и бессознательном?

— Сознание — это определенная организация нейронной активности, связанная, например, с высокой частотой работы нейронов. Здесь мне очень нравится метафора американского нейропсихолога Майкла Газзаниги в его книге «Сознание как инстинкт». Она переведена на русский язык, и я там была научным редактором. Так вот, он пишет о том, что можно представить себе такую картину: пузыри поднимаются из глубины кипящей жидкости к поверхности. Все нейронные ансамбли, которые связаны с нашим опытом, знаниями, умениями и прочим, работают с какой-либо частотой. Они все находятся на какой-то высоте от дна до поверхности. Поверхность — это сознание, скажем так. Это самая высокая частота. Вы сейчас думаете о мозге, и у вас соответствующие нейронные ансамбли работают с высокой частотой. А какие-то другие вещи, которые вы в настоящий момент не осознаете, находятся где-то ниже. Хотите, назовите это подсознанием. Я Фрейда не читала. Не думаю, что в этом есть какая-то польза. И психотерапией я не увлекаюсь, поэтому не могу какие-то еще комментарии в данном смысле давать. Но сознание и подсознание вижу таким образом.

Фрейд вот пишет, что бессознательное — все психические явления и процессы, протекающие вне сферы разума, не осознаваемые и не поддающиеся контролю воли. Как такое объяснить?

— Чепуха это все! Какой Фрейд? 100 лет прошло, он не знал о работе мозга ничего. Зачем копаться в каких-то словесах, которыми он жонглировал?

— То есть его теоретизирования к практике никакого отношения не имеют?

— Почему? К практике, может быть, и имеют. Возможно, кому-то помогает. Это же психотерапевтические подходы. Но к фундаментальной нейронауке подобное не может иметь никакого отношения. Он не знал ничего о работе мозга, а мы сегодня пытаемся в его словах что-то найти и приложить к работе мозга. Не вижу в этом смысла.

«Мозг создает все то, что есть вокруг нас. Это уже довольно давно стало очевидным» «Мозг создает все то, что есть вокруг нас. Это уже довольно давно стало очевидным» Фото: ru.freepik.com

«Совокупность клеток, которую мы называем мозгом, — это совокупность, все время создающая прогнозы на будущее»

— Много писали о самовнушении и о том, что оно может сделать с человеком. Говорили даже о неких экспериментах, когда человеку показывали, как нагревают гвоздь, а потом заносили ему за спину, но прикладывали холодный гвоздь, а человек, считая, что приложили горячий, сам, своим сознанием, вызывал у себя ожог, идентичный тому, что должен был причинить раскаленный предмет. Благодаря чему такой эффект достигался: мозгу или психике?

— Это нельзя отличить. Не надо смотреть на это как на две разные сущности — отдельно мозг, отдельно психика. Применительно к экспериментам я не знаю такой работы — чтобы это был прямо ожог. Я читаю только те работы, которые можно отнести к научным, те, которые опубликованы в научных рецензируемых журналах.

— Значит, мозг не может самовнушением победить болезнь или, наоборот, довести человека до смерти?

— Не надо приписывать мозгу человеческие качества. Это просто совокупность клеток. Мы все с вами совокупность клеток, и да, клетки, безусловно, имеют возможность влиять друг на друга. Совокупность клеток, которую мы называем мозгом, — это совокупность, все время создающая прогнозы на будущее. Это прибор для предсказаний. Это опережение. И конечно, мозг создает все то, что есть вокруг нас. Это уже довольно давно стало очевидным.

— Память. Можно ее как-то перемонтировать или имплантировать, как в известном фильме «Вспомнить все»? Или это чистая фантастика?

— Ну почему? На животных подобное уже стали делать. Оптогенетические подходы позволяют менять активность нейронов и нейронных ансамблей, которые лежат за кусками опыта, и создавать какие-то новые комбинации. Это возможно. Стирать можно, добавлять что-то. Не все можно стереть и не все можно изменить в нужном направлении, но теоретически, да и практически на животных это уже делается. На мышах кое-что подобное показано.

— Есть еще теория о том, что в нашем организме живет от 4 до 5 килограммов различных бактерий и микроорганизмов, о большей части которых ученые ничего не знают, и вот эта биота, по сути, управляет нашими и инстинктами, и чувствами, и желаниями, а в конечном счете — и всем нашим естеством. Мозг и центральная нервная система в данном случае являются вторичными по отношению к биоте. Как вы это прокомментируете?

— Это очень неправильное слово — «управляет». Вы говорите о разноуровневых процессах, и одна бактерия, один уровень не может управлять другим или другими. Это совокупность клеток. Да, они могут влиять друг на друга. Клетки влияют на клетки, безусловно, в том числе бактериальные. Это трудно отрицать.

— Мозг и центральная нервная система в данном режиме взаимодействия являются вторичными по отношению к этой биоте или наоборот?

— Нет, я не думаю, что между ними есть отношения первичности и вторичности. Это все взаимосвязанные органические процессы.

«Люди, вместо того чтобы заниматься собственным развитием, занимаются нападением на себе подобных»

— Мозг и высшая нервная деятельность (чувственность, образность мышления и пр.) мужчины и женщины отличаются друг от друга? Есть бесчисленное множество статей, комиксов, анекдотов, афоризмов о том, что мужчины и женщины — жители разных планет. Для чего это все делается и насколько верно?

— Зачем делается? Ну потому что людям это интересно. Люди вообще очень легко замечают, что вокруг них другие члены общества думают не так, как они. Говорить о том, что мужчины и женщины принципиально отличаются, на мой взгляд, невозможно. Но вместе с тем есть большое число всяких экспериментальных данных о каких-то нюансах поведения, восприятия. Психологи это все очень любят. Собрали столько-то мужчин, столько-то женщин, давали им задания делать что-то и в итоге показали, что они по-разному что-то делают.

Мы различаемся ровно настолько, насколько различается наш опыт. И конечно, такие вещи тоже можно показать. Но я, как человек, который занимается мозгом и нейронами, вижу это по-своему. Да, нейроны складываются и у тех, и у других, а если опыт разный, то складываются разные нейронные ансамбли. Я не понимаю, ни почему это плохо, ни почему это хорошо. Это просто так и есть.

— А о женской логике, необъяснимой и непонятной, которая тоже стала притчей во языцех, что скажете?

— По поводу того, что логика какая-то иная, я не думаю, что это так. Да и вообще хорошо бы понять, что такое логика в принципе. Если вы будете видеть все эти слова через тот опыт, который у вас есть, ну тогда да. Я вот воспринимаю автомобиль через то, какого цвета у него салон, и считаю, что это более логично, чем думать о том, сколько такой автомобиль потребляет бензина на 100 километров. Это связано исключительно с тем опытом, который у меня есть. И если мы будем сравнивать с кем-то еще, то, конечно, это кому-то может показаться странным. А кому-то нет. Ну и что?

— Теперь давайте поговорим о разуме животных. Недавно ученые из разных стран подписали декларацию о признании наличия разума у животных. Как это понимать? Животные мыслят, обладают осознанным чувственным аппаратом?

— Учитывая, что никто не знает, что такое разум, это ненаучная категория, поэтому, да, я думаю, что у некоторых из них есть и сознание в том числе.

— Почему человечество за несколько тысячелетий своего существования так и не поняло язык животных? Не хотело или не смогло? Или у них нет языка?

— У них есть язык. Я не знаю, почему человечество не может его понять.

— А к искусственному, или, как сейчас принято говорить, машинному, интеллекту вы как относитесь?

— Позитивно. Но к интеллекту это не имеет никакого отношения. Это инструмент для удобства.

— Наш мозг и человек вообще эволюционирует или мы достигли вершины и уже деградируем?

— Эволюция не оперирует такими короткими периодами. Будет ясно со временем.

— Ну наш мозг развивается или мы в своем развитии достигли какого-то плато, как сейчас говорят? На каком этапе мы находимся?

— Мы не можем этого сказать. У нас не сохраняются мозги, и говорить о том, что и как работало даже 200 лет назад и как изменилось, мы не можем, потому что единственное, что у нас осталось, — это сколько внутри черепа было пространства. Такого недостаточно для того, чтобы говорить о том, что здесь у нас есть какие-то существенные изменения или еще что-то. Будут накоплены данные, станет понятно.

— Какое будущее ждет человека, человечество?

— Я с пессимизмом смотрю на это, учитывая стремление человека поубивать все живое. Мне кажется, что оптимизм здесь излишен сейчас. Люди, вместо того чтобы заниматься собственным развитием, занимаются нападением на себе подобных.

— Эта агрессия на протяжении веков остается на одном и том же уровне или какие-то всплески происходят?

— На данный счет есть разные точки зрения. Мне кажется, только просвещение и движение вперед, прогресс — это то, что может нас спасти. Надо заниматься самообразованием, изучением наук и так далее. Вот это то, чего не хватает.

— Но сейчас же говорят, что уровень образования упал даже по сравнению с тем, что было 50–60 лет назад. Или это неправда?

— Молодежь всегда есть интересная. Это, как мне кажется, вполне себе стабильный процент интеллектуальных, ищущих, стремящихся к развитию людей в популяции. Я на небольшой стабильный процент адекватных людей в популяции, конечно, смотрю с удовольствием и оптимизмом, но, к сожалению, серая масса присутствует. И получается, что ее процент тоже вполне себе стабильный. Вот что с ними делать, я не знаю.