По закону материнство устанавливается двумя способами:  первый — на основании документов из больницы, второй — если женщина рожала не в роддоме, то на основании заявления свидетеля — лица, которое присутствовало при домашних родах Фото: Focke Strangmann/DPA/TASS

Как мошенники использовали несовершенство закона

О том, что силовики Татарстана накрыли мошенников, которые заработали 330 млн рублей на несуществующих младенцах, чье рождение подтверждали лишь заявлением «свидетелей» родов, «БИЗНЕС Online» рассказывал еще в феврале этого года. Материал получил широкий резонанс, позже его с трибуны Госсовета РТ комментировал начальник полиции Татарстана Алексей Соколов. «Действительно, пробел здесь существует в законодательстве, позволяющий матери проводить регистрацию новорожденного на основании только заявления», — констатировал он, отмечая, что в решении данного вопроса не обойтись без изменений в федеральный закон.

И Госсовет РТ, по нашим данным, взял себе этот вопрос на заметку. Спустя некоторое время его решение вылилось в «проект законодательной инициативы», который был направлен в Госдуму.

«Назолотили ручки» на 708 фейковых младенцах: нацпроект «Демография» принес аферистам треть миллиарда?

Пока что документ находится на так называемом нулевом чтении. Сначала его должна рассмотреть профильная комиссия совета законодателей, а затем с учетом замечаний «черновик» должен превратиться уже в полноценный законопроект. Тем не менее контуры его обрисованы.

Так, Госсовет Татарстана предлагает внести изменения в Семейный кодекс РФ и ФЗ «Об актах гражданского состояния». Сейчас по закону материнство устанавливается двумя способами. Первый — на основании документов из больницы, где проходили роды. Второй — если женщина рожала не в роддоме, то свидетельство о рождении ребенка можно получить на основании медицинских документов (если после родов она обратилась в больницу). А если нет, то на основании заявления свидетеля — лица, которое присутствовало при этих родах. Это заявление — опять же по закону — можно написать от руки, и при этом свидетель может даже не приходить в загс или МФЦ, а просто нотариально заверить подлинность подписи.

Авторы законопроекта отмечают: изначально такой способ регистрации — по заявлению — был предусмотрен для женщин, которые живут в отдаленных деревнях, где нет роддомов, и у них попросту нет выбора. Но не тут-то было: по данным органов загса, детей так регистрируют регулярно, причем как раз в тех регионах, где роддома и другая медицинская помощь вполне доступны. Так, следует из пояснительной записки, по данным управления загса РТ, с 2019 по 2023 год в республике установлено 622 факта регистрации рождения детей на дому. Да, в масштабах республики, наверное, это не так и много: в сумме, по данным из открытых источников, за эти же годы в Татарстане зарегистрировано рождение 195 тыс. детей. Но нюанс в том, что этой лазейкой начали пользоваться недобросовестные люди, которые регистрировали «фейковых детей», а потом получали за них маткапитал и другие положенные выплаты из бюджета.

Так, отмечают авторы законопроекта, сотрудники правоохранительных органов Татарстана в 2023 году проверили, как исполняется нацпроект «Демография», и выявили 58 преступлений. А за первые пять месяцев этого года — уже 19 преступлений, по которым возбудили 16 уголовных дел по факту хищения маткапитала. При этом, как выяснили татарстанские силовики, мошенники действовали по всей России: УБЭП установило 714 фактов регистрации нерожденных детей из других регионов. По данным «БИЗНЕС Online», схема действовала в 59 субъектах РФ.

По версии УБЭП, молодой юрист из Самарской области Арам Багиян (предполагаемый организатор схемы) познакомился в Татарстане с 35-летней Ланой Козынбаевой, которая в последние годы жила в Зеленодольском районе, по неподтвержденной версии, в одном из цыганских таборов. И попросил ее подыскивать ему клиенток — женщин без детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации — одиноких, с маленьким заработком. Этим женщинам предлагали заработать легкие 10–20 тыс. рублей. Так, по задумке аферистов, эти женщины должны были пойти в загс и заявить там, что родили ребенка дома, без врачей, не обращаясь затем в больницу. Причем в каждом случае этим фейковым ребенком была девочка, первенец. Малыша в загс не приносили — закон не обязывает это делать. А сам Багиян выступал свидетелем — якобы даже лично приходил в загс, подтверждал, что он сам видел рождение ребенка, и называл время родов и даже вес новорожденного для убедительности. После этого новоиспеченная «мамочка» получала, как и положено, маткапитал, который затем обналичивали на черном рынке. При этом сама она из всей суммы маткапитала, как было сказано ранее, получала не более 20 тыс. рублей. Но после этого ей доставались и пособия, которые государство платит до достижения ребенком 1,5 года, а также единовременное пособие после родов.

«Государственная регистрация рождения ребенка по свидетельским показаниям с учетом действующего федерального законодательства — это легальный способ для недобросовестных граждан зарегистрировать несуществующих детей», — заключили в Госсовете РТ, признав существующую дыру в законе. При этом загс буквально разводит руками: у них нет полномочий проверять документы, которые им предъявляют.

Госсовет РТ направил в Госдуму проект закона, которым хочет ограничить выдачу свидетельств о рождении детей, появившихся вне роддомов Фото: © Александр Кондратюк, РИА «Новости»

Что предлагают в Татарстане?

Парламентарии указывают: если ребенок рожден не в больнице и у мамы на руках нет никаких медицинских документов, то регистрация такого ребенка по заявлению свидетеля должна производиться только при двух условиях.

Первое: если женщина относится к коренным малочисленным народам РФ, ведущим кочевой или полукочевой образ жизни. Это, в частности, народы численностью меньше 50 тыс. человек, которые живут на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке.

Второе: если женщина родила в «отдаленных и малонаселенных местностях», где, по сути, нет специализированных роддомов. «Такое правило будет стимулировать обращение женщин за оказанием медицинской помощи во время и после родов и станет определенным барьером для злоупотреблений, связанных с получением денежных средств в виде государственных выплат, в том числе материнского (семейного) капитала», — объяснили инициативу ее авторы.

При этом в документе не поясняется, что будет в случае, если женщина, не «подходящая» по вышеописанным критериям, все же принципиально родит дома и не обратится в больницу. Откажут ли ей в регистрации ребенка? Судя по всему, «шероховатости» в законопроекте еще будут устраняться в процессе.

По словам пресс-службы Госсовета РТ, одним из инициаторов законопроекта выступило МВД по Татарстану: курирует работу над документом комитет ГС РТ по социальной политике. Как следует из данных на сайте Госдумы, сейчас на черновик проекта закона должна дать свой отзыв профильная комиссия. При этом, даже если — вдруг — он будет отрицательным, по закону это не является препятствием для того, чтобы внести законопроект уже в Госдуму для его обсуждения и рассмотрения.

«Когда существуют какие-то льготы и пособия, причем существенные, всегда бывают и злоупотребления этими льготами и пособиями, и с этим, конечно, надо более активно бороться»Фото: © Александр Сухов, РИА «Новости»

«У нас роддома шикарные — зачем от этого бегать?»

Эксперты «БИЗНЕС Online» поддержали инициативу Госсовета РТ, посчитав ее правильной. «Когда существуют какие-то льготы и пособия, причем существенные, всегда бывают и злоупотребления этими льготами и пособиями, и с этим, конечно, надо более активно бороться. Необходимо подтверждение, что эта женщина действительно родила. Она должна пройти медицинское обследование и „предъявить“ ребенка. Если она наблюдалась во время беременности в женской консультации, должны быть документы на этот счет. Во всяком случае, если женщина рожает вне роддома, должны быть какие-то дополнительные доказательства, что родила именно она. Одних только свидетельских показаний недостаточно, поскольку некоторые свидетели сами могут быть причастны к мошенничеству», — рассуждает профессор кафедры социологии семьи и демографии МГУ Александр Синельников.

При этом Синельников отмечает, что инициатива вряд ли как-то отразится на показателях рождаемости, а вот на безопасность родов наверняка повлияет в лучшую сторону. «Вообще, не надо поощрять рождение детей вне роддома. Это опасно и для матерей, и для новорожденных», — отмечает эксперт.

С ним соглашается отец трех дочерей, председатель региональной общественной организации «Многодетные семьи РТ», сопредседатель «Деловой России» Артем Кузнецов. «У нас в окружении, в активе наших многодетных семей — такие обычные, стандартные семьи, как говорится, которые рожают в роддоме, стоят на учете в женской консультации, наблюдаются там, как положено, рожают по прописке. Сейчас, слава богу, у нас перинатальные центры, роддома шикарные вообще. Поэтому не знаю, зачем от этого бегать», — говорит он.

Да, закон предусматривает, что у женщин есть возможность родить дома, отмечает заместитель председателя родительского комитета РТ при министерстве образования и науки РТ Амир Мамин. «На мой взгляд, это дело субъективно для женщины, это, безусловно, ее право — рожать дома или в медицинском учреждении. Но я думаю, это должно быть обязательно под медицинским контролем и надзором. Если женщина приняла решение о домашних родах, этот вопрос должен быть согласован с тем учреждением, которое ведет ее во время беременности», — отмечает он.

При этом эксперты указывают, что случается и такое, когда роды застают женщину экстренно — в машине, самолете и т. д. Тогда, наверное, хватило бы и свидетельских показаний, считает Мамин. «Да, есть такие случаи, что не всегда роженица, допустим, может доехать до роддома, или в пути застает сей процесс, или ее семья ведет определенный кочевой образ жизни. Но такие случаи больше исключение, нежели практика. Я считаю, что в этих случаях достаточно показаний свидетелей о том, что ребенок родился и были роды», — предположил эксперт. При этом он добавляет: в любом таком случае женщина должна быть после родов осмотрена специалистом, который проверит состояние ее и ребенка.

«Давайте начнем с другого конца. Если мы хотим засвидетельствовать факт смерти, то мы вызываем и медиков. Правильно? В противном случае ты не сможешь просто доказать факт естественной смерти. Причем должна и полиция посмотреть, и медики утвердить, что человек умер своей смертью. Оформляются все соответствующие документы. Я думаю, что при рождении должна быть зеркальная ситуация. Только должны присутствовать компетентные специалисты, например педиатр. Или хотя бы соцслужба. То есть можно отработать систему, это в принципе несложно. Причем я не уверен, что это будет массовый характер носить. Это будут совсем разовые ситуации, и их можно будет в ручном режиме отрегулировать», — добавил Кузнецов.