Сегодня в союзе композиторов РТ выбрали нового председателя. Рашид Калимуллин, возглавлявший структуру 35 лет, уступил место молодому композитору Ильясу Камалу — главному дирижеру театра им. Тинчурина. О том, какие вызовы встанут перед новым руководителем, кто еще рассматривался на этот пост и чем запомнится многолетнее правление Калимуллина, — в материале «БИЗНЕС Online».
Председатель союза композиторов РТ Рашид Калимуллин сложил свои полномочия. Эту должность он занимал с 1989 года. Причина — плотный график и работа в Москве в союзе композиторов России
«Я иногда был мягкий, где-то закрывал глаза. А новый председатель будет требовать»
Сегодня Рашид Калимуллин, возглавлявший союз композиторов Татарстана с 1989 года, покинул свой пост. Об этом он объявил на XV съезде организации, причем в ходе форума поначалу единственным намеком на смену главы было выступление председателя ревизионной комиссии Рифа Гатауллина, который попросил у Калимуллина одобрение провести презентацию книги — антологии музыки композиторов Татарстана. «С вашего позволения, с позволения нового председателя правления, нового руководства», — заинтриговал он присутствующих.
Наконец, руководитель союза взял слово и сообщил коллегам, что не намерен баллотироваться на новый срок. «Новый председатель, которого вы выберете, продолжит традиции, которые заложены нашими основателями. Я мог сразу уйти, но, понимаете, исходя из опыта, который у меня уже имелся, мне не хотелось, чтобы были руины какие-то. Должен прийти человек с опытом, с именем в республике, которого уже знают, человек активный, который хочет работать в союзе, поднять его и помогать членам союза композиторов», — наставлял Калимуллин.
Он рассказал, что советовался с администрацией раиса Татарстана, правительством и министром культуры РТ Ирадой Аюповой по поводу назначения, причем называл не одну кандидатуру. Например, речь шла о композиторе Эльмире Галимовой. «Ее только-только назначили руководителем института (в июле этого года Галимова стала директором Института татарской энциклопедии и регионоведения в Академии наук РТ — прим. ред.). Это огромная работа. Я не знаю, когда она все успевает, еще и музыку пишет», — восхитился Калимуллин.
Преемником Калимуллина открытым голосованием назначили композитора, худрука и главного дирижера татарского театра им. Тинчурина 32-летнего Ильяса Камалова
Но в итоге выбор пал на 32-летнего Ильяса Камала — виолончелиста, главного дирижера и худрука оркестра театра им. Тинчурина. «Я думаю, что он сможет, потянет. А если не потянет, пять лет проходят очень быстро», — пошутил 67-летний Калимуллин и заметил, что самое главное «не загордиться». После этого из зала послышалось уверенное: «Мы не дадим». Продолжая разговор, спикер пояснил, что такая «болезнь» даже у министров культуры бывает — в первое время доброжелательно приглашают в кабинет («кушаем вместе, вино пьем и так далее»), спустя год «гонорочек появляется», а на третий «кажется, что он уже пуп земли». На этих словах замминистра культуры Дамир Натфуллин смущенно улыбнулся.
Ильяс Файзрахманович Камалов родился 29 июля 1992 года в Санкт-Петербурге.
В 2011-м окончил Казанский музыкальный колледж им. Аухадеева по классу виолончели народной артистки РТ Л.В. Масловой, параллельно занимался композицией в классе профессора Б.Н. Трубина.
В 2016 году окончил Казанскую Государственную консерваторию им. Жиганова по классу виолончели заслуженного артиста РФ, профессора Альберта Асадуллина и по классу композиции профессора Трубина и заслуженного деятеля искусств РТ В.В. Харисова.
В 2019-м окончил ассистентуру-стажировку Казанской госконсерватории им. Жиганова по классу композиции Харисова, параллельно обучался на кафедре оперно-симфонического дирижирования в классе А.З. Яруллина. С 2020 года там же обучается в классе оперно-симфонического дирижирования заслуженного деятеля искусств РФ, профессора С.В. Ферулева.
В театре им. Тинчурина работает с 2019 года в качестве худрука и главного дирижера оркестра.
Является лауреатом республиканской премии им. Мусы Джалиля (2021). В этом году стал победителем III всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура». Опера «Орлы Урала» («Урал бөркөттәре») на башкирском языке, либретто для которой написал сам композитор, стала лучшей среди всех претендентов в номинации «Опера».
За кандидатуру Камала единогласно проголосовали все присутствующие члены союза, и он занял место председателя. Выполняя первые обязанности, молодой руководитель огласил список новых членов правления из 9 человек, к которым вопросов у присутствующих не возникло. «Я иногда был мягкий, где-то закрывал глаза. А новый председатель будет требовать, чтобы члены правления избирались не только для статуса», — предупредил Калимуллин.
После заседания экс-председатель союза композиторов РТ в разговоре с «БИЗНЕС Online» признался, что пора давать дорогу молодым. «Скажу честно: созрели наши молодые композиторы, которые реально могут [руководить], глядя на то, как я руководил», — заметил он, добавив, что преемственность в таком деле очень важна.
«Рашид Фагимович и сейчас, и в 1990-е помогал композиторам проявить свое творчество»
«Он говорил, что устал»
Что думают о смене власти в союзе сами именитые татарстанские композиторы? Резеда Ахиярова в разговоре с нашим корреспондентом отметила трудоспособность нового руководителя, однако предостерегла, что новая должность может «отвлечь» Камала от работы в Тинчуринском театре. «Как человек Ильяс очень интеллигентный, вежливый, умеет ладить с людьми, — говорит Ахиярова. — Однако отвлекать от основной работы председательство его, конечно, будет. И отвлекало всех композиторов в свое время. И Шостаковича, и Щедрина в Москве, и Рашид жаловался на это. Это же большая общественная работа, которую нужно проводить, жертвуя своим творчеством».
Что касается главных задач, которые предстоит решать Камалу, Ахиярова считает, что их «очень много», но пока важно «сохранить союз в таком виде, в котором нам его оставили основоположники».
Ее коллега Эльмир Низамов отметил, что уход Калимуллина был ожидаем, все-таки ему приходится много лет жить и работать на два города — Казань и Москву, будучи еще и председателем правления союза композиторов России. «Я рад, что его дело продолжает молодой композитор. Ильяса я очень ценю, он действительно многостаночник, прекрасный музыкант, дирижер, композитор. Мы с ним знакомы давно, он даже немного учился у меня в консерватории, — вспомнил Низамов. — Я по-отечески желаю ему удачи и считаю очень правильным решение, что Ильяс согласился на эту должность. Творческих людей объединить непросто, но Ильяс способен».
«Рашид Фагимович и сейчас, и в 1990-е помогал композиторам проявить свое творчество, — комментирует уход Калимуллина член союза композиторов, пианистка Алсу Абдуллина. — Он организовал фестиваль „Европа – Азия“, который собирал полные залы, привлекал артистов, композиторов, музыкантов из разных стран. Для молодых, юных композиторов он становился возможностью проявить свои творческие силы. В то же время он вел просветительскую деятельность. Например, в пандемию проводил онлайн-концерты для детей. Он пишет музыку для них, которую я исполняла. И это получало отклик у самих ребят».
«Прежде всего Рашид — молодец, вовремя ушел! Он говорил, что 35 лет сидел на этой должности и устал, он ведь и в Москве председатель. А некоторые до смерти сидят, — говорит председатель союза писателей РТ, член комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Ркаил Зайдулла. — Я хорошо знаю и отца Ильяса Файзрахмана Камалова — это художник, фотограф, скульптор. Ильяс хоть и родился в Санкт-Петербурге, его родители воспитали в татарском духе, он очень милли җанлы, человек с татарской душой».
Зайдулла подчеркнул, что татарскость ощущается и в музыке Камала, в то время как некоторых называют татарскими композиторами, а в их произведениях нет «татарского духа». «Другим народам ведь ты интересен своей национальной особенностью — миллилек белән. Для них мировые тренды не новинка. Если Ильяс пойдет в том направлении, в котором и сейчас движется, он станет нашим великим татарским композитором и поднимет союз композиторов на новую высоту, такая надежда есть. Мне хочется увидеть, как союз композиторов обретет новое дыхание. Бывало, забывались юбилеи наших великих композиторов, думаю, если Ильяс соберет команду достойную, он справится. И вреда его творчеству это не принесет, он же молодой, энергичный», — подчеркнул писатель и депутат.
Новоиспеченного председателя татарстанского союза композиторов Камала эксперты называют одним из тех, кто вносит серьезный вклад в популяризацию татарской музыки: много играет татарскую классику с различными оркестрами как дирижер, сам сочиняет музыку с национальным колоритом, а еще играет на кыл-кубызе. Также выпускник Казанской консерватории является автором оперы «Минем Такташ» («Мой Такташ»), а совсем недавно, в конце ноября, победил в III всероссийском конкурсе молодых композиторов «Партитура» в номинации «Лучшая опера» с произведением «Орлы Урала».
Сегодня композитор Калимуллин — живой классик России и Татарстана, за его плечами работа с крупными отечественными театрами, где с успехом идут премьеры спектаклей с его музыкой
«Меня буквально уговаривали стать председателем»
В этом году союз композиторов Татарстана отметил 85-летие со дня образования. В него входят 39 композиторов и 20 музыковедов. Народный артист РФ и РТ Калимуллин — третий председатель структуры, первым был Назиб Жиганов, вторым — Мирсаид Яруллин, при котором союз переехал в здание на ул. Лобачевского. Предложение Калимуллину в 1989 году занять такой важный пост, признался он в интервью «БИЗНЕС Online», стало «внезапным». «Я тогда преподавал в консерватории, только что написал рок-оперу „Крик кукушки“. И вдруг после премьеры случился звонок в дверь. Открываю, а на пороге стоят Мирсаид Яруллин, мой педагог по композиции Борис Трубин и Алмаз Монасыпов. Мы пили чай, и они буквально уговаривали меня стать председателем союза композиторов», — поделился воспоминаниями наш собеседник. Калимуллину тогда, как и Камалу, было 32 года.
Сегодня композитор Калимуллин — живой классик России и Татарстана, за его плечами работа с крупными отечественными театрами, где с успехом идут премьеры спектаклей с его музыкой, серьезная педагогическая работа (для детей музыкальных школ, не только казанских, но и районных он проводит концерты) и даже общественная. Именно Калимуллин спас от сноса дом на улице Тельмана, 29, где родилась и росла известный композитор София Губайдулина, и инициировал появление там центра современной музыки ее имени.
Кроме того, композитор — автор и руководитель многих крупных международных и российских проектов, в их числе фестиваль «Дни японской и татарской музыки» и проект новой музыки «Европа – Азия», в рамках которого почти 30 лет он приглашает выступать в Казань именитых зарубежных музыкантов и дирижеров даже сейчас, когда границы закрыты. Также Калимуллин — автор симфонических концертов «Жемчужины русской и татарской музыки» и всероссийского музыкального фестиваля «Имена России».
Автор опер, балетов, симфонических и камерных сочинений, хоровых опусов и песен. Премьеры многих его произведений состоялись за рубежом в исполнении известных коллективов. Например, «Краусс-квартета» немецкого ансамбля «Музыка вива», «Ардитти-квартета» из Англии, ансамблей из США, Швеции и т. д. С большим успехом звучат в России ставшие визитными карточками сочинения композитора: «Симфонические фрески», Концерт для фортепиано с оркестром, произведение «Лесные сказки» для оркестра, «Симфонические танцы», «Татарская сюита» и многое другое.
К менеджерским заслугам его можно отнести и то, что при нем отремонтировали штаб-квартиру композиторов Татарстана (реставрация шла с 2015 по 2017 год). «Я пришел в союз еще студентом консерватории, сначала работал комендантом здания, потом директором Дома композиторов, — сказал сегодня Калимуллин „БИЗНЕС Online“. — В этом здании я присутствовал с самого начала».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.