Судья Дмитрий Гордеев предпочел согласиться со следователем и оставил Ханбикова в СИЗО до 7 марта 2025 года Судья Дмитрий Гордеев предпочел согласиться со следователем и оставил Ханбикова в СИЗО до 7 марта 2025 года Фото: «БИЗНЕС Online»

«Единственное, к чему он причастен, что он максимально честный человек и энтузиаст»

Ринат Ханбиков встретит Новый год в СИЗО. В начале недели Московский городской суд продлил ему арест еще на 2 месяца и 16 суток, т. е. до 7 марта 2025 года.

Напомним, Ханбикова обвиняют по трем эпизодам — ч. 4 ст. 159 («Мошенничество в особо крупном размере»), ч. 4 ст. 160 («Присвоение и растрата в особо крупном размере или организованной группой лиц»), п. «б» ч. 4 ст. 174.1 («Отмывание денег в особо крупном размере») УК РФ. Если в первоначальной версии обвинения год назад говорилось только о мошенничестве (якобы в 2013–2018 годах обвиняемые похитили 246 млн 378 тыс. рублей по схеме, когда компания «ТТТ» получала аммиачную селитру от производителя по заниженной цене, а продавала — по рыночной), то в октябре в отношении Ханбикова возбудили еще два уголовных дела — по факту хищения средств у госкорпорации «ВЭБ.РФ» в размере 2 млрд 286 млн рублей и отмывания не менее 20 млн рублей. Ханбиков свою вину не признал.

Ринат Ханбиков: «Я был уверен, что «Аммоний» своевременно и в полном объеме погасит кредиты»

Следователь ГСУ СК России Андрей Михалин заявил об «исключительности» случая, требующего продления меры пресечения после года содержания в СИЗО. «Это обусловлено сложностью уголовного дела, его значительным объемом. Данное уголовное дело является, по сути, уникальным», — сказал он, добавляя, что пришлось расследовать реализацию продукции «Аммония» с 2013 по 2018 год, а также «хищения при строительстве завода» с 2010 по 2015 год. По словам следователя, было проведено 10 «сложнейших и объемных» судебных экспертиз, исследовался «большой объем документации», а также проводились следственные действия на территории всей страны — как в Татарстане, так и в Нижегородской области и Москве.

«Не отпали и не изменились причины, по которым была избрана мера пресечения», — заявил Михалин и добавил, что необходимо завершить ознакомление обвиняемых и их защитников с материалами уголовного дела. Поэтому просил оставить Ханбикова в СИЗО. Прокурор Игорь Ощепков позицию следователя поддержал, отмечая, что тот привел «аргументированные доводы» о необходимости продления ареста.

Адвокат Рафаэль Данельян заявил, что ходатайство следствия «незаконное и немотивированное». По его мнению, Ханбиков входит «в круг лиц, в отношении которых действует императивный запрет на избрание и продление меры пресечения в виде заключения под стражу», т. к. являлся председателем совета директоров «Аммония». Он напомнил, что следствие на завершающей стадии, когда все доказательства по делу собраны и зафиксированы, поэтому Ханбиков не сможет повлиять.

Данельян указал, что следствие делает «надуманные выводы» о том, что его доверитель «собирается что-то сделать», а сам факт наличия загранпаспорта не подтверждает намерения скрыться. «Он каждый раз возвращался, осознавая, что в отношении него может быть инициировано уголовное преследование и он может быть привлечен к уголовной ответственности», — добавил адвокат.

Отдельно Данельян напомнил, что один из эпизодов касается выделения кредита на строительство завода «Аммоний». «Уникальность этого дела в том, что аналогов проекта нет в мире. Завод функционирует, он является на данный момент прибыльным. У Рината Сагитовича были планы, чтобы строить еще завод. Единственное, к чему он причастен, что он максимально честный человек и энтузиаст, который положил всю свою жизнь на то, чтобы поднять предприятие и республику в целом», — подчеркнул адвокат. Поэтому он просил изменить меру пресечения на домашний арест либо любую, не связанную с заключением под стражу.

Адвокат Афанасий Медведев указал на то, что нет никакой «правовой и фактической сложности» в деле, зато есть «неэффективная организация расследования», которое длилось с 2019 года. По его мнению, мера пресечения «носит избыточный характер», а только тяжесть преступления не может быть достаточным основанием для продления стражи. Поэтому Медведев тоже просил изменить меру пресечения.

Отдельно адвокат Рафаэль Данельян напомнил, что один из эпизодов касается выделения кредита на строительство завода «Аммоний». «Уникальность этого дела в том, что аналогов проекта нет в мире Отдельно адвокат Рафаэль Данельян напомнил, что один из эпизодов касается выделения кредита на строительство завода «Аммоний». «Уникальность этого дела в том, что аналогов проекта нет в мире Фото: «БИЗНЕС Online»

«Так как у нас в республике было не принято отказывать, то мне пришлось согласиться»

«Все началось в 2004 году. 14 марта я был избран депутатом по одномандатному Менделеевскому округу, — начал издалека Ханбиков. — В мае произошел небольшой социальный взрыв, люди вышли на рельсы, потому что им на химическом предприятии не выплачивали зарплату. Меня вызвал тогдашний руководитель республики Шаймиев Минтимер Шарипович и сказал, что надо это производство вытащить из кризиса».

Сам Ханбиков на тот момент уже работал главой «Газпром межрегионгаз Казань». «Я сказал, что это тяжело для меня, у самого нагрузка большая. Но так как у нас в республике было не принято отказывать, то мне пришлось согласиться», — пояснил Ханбиков. Он напомнил, что в 1990 году было прекращено финансирование тогда еще Новоменделеевского химзавода, предприятие было не достроено: производство аммиачной селитры было, а аммиака — нет. Поэтому руководство предприятия до 2004 года «просто продавало оборудование и жило за счет этого». «Почему мне поручили? Я был депутатом. И второе — составляющим для производства аммиака является газ. Он (Шаймиев — прим. ред.) сказал: „Ты сможешь договориться, давай действуй“», — вспоминал Ханбиков.

На тот момент, по его словам, было два варианта — ликвидировать предприятие (но тогда теряется налоговая база, а 900 человек увольняются) или его восстановить. «Я остановился на втором варианте и взял на себя предпринимательские риски — надо было содержать это производство и искать, каким образом вытаскивать его из кризиса, — отметил обвиняемый. — После долгих поисков я вышел на иностранные компании с этим предложением. И они после долгого изучения дали согласие». А вот деньги «пришлось взять у японцев». «Предоставили экспортно-импортный кредит. Пришлось искать здесь банк ВЭБ. Мы взяли связанный кредит. В 2010 году мы подписали контракт, и началось строительство завода», — вспомнил Ханбиков.

Однако, по его словам, деньги были выделены только на строительство, а на поддержание действующего завода оборотных средств не хватало. «Поэтому я был вынужден взять опять предпринимательские риски и содержать это производство. Я никаких денег не выводил, только вкладывал», — добавил Ханбиков. Более того, он указал, что все это делал «на общественных началах» — зарплату не получал. В 2015 году завод был сдан, как утверждает экс-глава «Аммония», в срок и «за те деньги, которые были объявлены». По его мнению, это уникальный завод, который «изучается в технологических университетах Японии, Копенгагена, у китайцев».

«Я полностью все выполнил, я был готов вернуть все кредиты. У меня не было проблем с этим, я знал, как это сделать. Но, к сожалению, мы попали в ножницы цен. Мировые цены в связи с экспансией китайских производителей упали на минеральные удобрения. Но надо было просто продержаться, потому что в экономике все циклично. У меня была договоренность с ВЭБ, как это сделать. Но там, к сожалению, сменилась команда, с ними у меня не нашелся общий язык, и меня в 2018 году просто отстранили. Я остался не у дел», — сожалел Ханбиков.

Он заверил, что никуда не скрывался, хотя знал об уголовном деле, но надеялся, что «следствие разберется». Что касается экс-главы «Менделеевсказота» Фирдиса Абдрахманова, который в показаниях утверждал, что Ханбиков якобы предлагал коллективную защиту, то он заявил, что «никаких адвокатов не нанимал». «Абдрахманова как директора я, наоборот, поддерживал, когда он работал. За него приходилось выполнять некоторые работы, привлекать средства. Адвоката он сам нанял, поэтому я этот довод отклоняю», — указал Ханбиков.

В заключение он напомнил, что является «почетным пенсионером», женат, есть трое внуков. «Никуда убегать я не собирался. Никаких счетов за границей у меня не было, так как все деньги я вкладывал. Так как я являлся акционером, то зачем буду у себя воровать? Навести порядок и одновременно украсть невозможно», — отметил Ханбиков. Также он указал, что никогда не обналичивал оборотные средства, зато всегда платил налоги и зарплату. «А когда мне сказали отдать акции, я их отдал. Никаких претензий ни к кому не имею», — добавил обвиняемый.

В заключении Ханбиков напомнил, что является «почетным пенсионером», женат, есть трое внуков. «Никуда убегать я не собирался В заключение Ханбиков напомнил, что является «почетным пенсионером», женат, есть трое внуков: «Никуда убегать я не собирался» Фото: «БИЗНЕС Online»

Поэтому он попросил изменить меру пресечения на домашний арест, где готов «изучать все тома». «Они интересные, я опять погружаюсь в это историческое время. Материал бесценен, потому что на основе этих материалов можно построить еще один завод. Я собирался это делать, мне было поручено еще рядом построить. Но, к сожалению, меня отстранили, и я оказался здесь», — заключил Ханбиков.

Однако судья Дмитрий Гордеев предпочел согласиться со следователем и оставил Ханбикова в СИЗО до 7 марта 2025 года.

«Я отношения к строительству завода не имею»

Утром в Мосгорсуде также продлили домашний арест бывшему главе «Менделеевсказота» Фирдису Абдрахманову, который еще в марте заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве и частично признал вину. Его обвиняют только по одному эпизоду — ч. 4 ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата в особо крупном размере»).

«Следователь и прокурор сказали про исключительность и сложность дела. Но по отношению ко мне оно содержит всего один эпизод. Много лет шло это уголовное дело. Я отношения к строительству завода не имею», — сказал Абдрахманов и попросил суд «смягчить или что-то другое сделать». По его словам, собственник квартиры в подмосковных Котельниках, где он находится под домашним арестом, прислал уведомление о намерении ее продать. Поэтому Абдрахманов попросил хотя бы изменить адрес домашнего ареста на квартиру в Казани.

Утром в Мосгорсуде также продлили домашний арест бывшему главе «Менделеевсказота» Фирдису Абдрахманову Утром в Мосгорсуде также продлили домашний арест бывшему главе «Менделеевсказота» Фирдису Абдрахманову Фото: Елена Колебакина-Усманова

— Вы возражаете или нет относительно срока действия домашнего ареста? — уточнила судья Ирина Вырышева.

— Мы согласны, ваша честь, — ответил Абдрахманов.

— Вы просите изменить место содержания под домашним арестом? — спросила судья, а обвиняемый утвердительно кивнул.

Адвокат Руслан Советников заявил, что он и доверитель согласны с продлением домашнего ареста, но просят изменить лишь адрес. «Квартира продается. Иного жилого помещения в Москве у моего подзащитного нет. Имеются финансовые сложности — съем жилья в Москве очень дорогой. У моего подзащитного нет сейчас работы, не имеет сейчас дохода, его счета заблокированы», — пояснил он. Адвокат добавил, что в квартире в Казани у Абдрахманова живут супруга, несовершеннолетний сын, которому «нужно воспитание», и престарелый отец, которому необходим постоянный уход. «Отец в какой-то момент уже отчаялся, что сына может и не увидеть. И уж Новый год, семейный праздник. Все-таки просим избрать как меру пресечения домашний арест, но изменить место содержания по адресу регистрации в Казани», — попросил Советников.

Михалин оставил вопрос на усмотрение суда, зато прокурор Игорь Ощепков возражал. «Я предлагаю рассмотреть ходатайство в рамках установленных ограничений, которые имеются в настоящее время. Тем более местом производства следствия является все-таки Москва. Надо согласовать моменты, насколько будет возможно доставлять материалы по вновь избранному месту жительства», — пояснил прокурор.

Судья постановила продлить домашний арест Абдрахманову в квартире в Котельниках. Уже после заседания Вырышева пояснила обвиняемому и его адвокату, что в случае, если квартира будет продана, об этом стоит сообщить следователю, а уже он выйдет в суд с ходатайством об изменении адреса домашнего ареста.