Во время ежегодной пресс-конференции глава государства обратил внимание на плакат корреспондента «БИЗНЕС Online», где было написано «Обман семей с детьми» Во время пресс-конференции глава государства обратил внимание на плакат корреспондента «БИЗНЕС Online», где было написано «Обман семей с детьми». «В чем заключается обман семей с детьми?» — просил Путин, стукнув по столу кулаком Фото: Елена Колебакина-Усманова

«Давайте с этим обязательно разберемся»

Президент России Владимир Путин сегодня провел в Гостином дворе Москвы прямую линию с народом, которая была совмещена с большой пресс-конференцией. В какой-то момент глава государства обратил внимание на плакат корреспондента «БИЗНЕС Online», где было написано «Обман семей с детьми». «В чем заключается обман семей с детьми?» — просил Путин, стукнув по столу кулаком.

«В Татарстане группа мошенников обманула сотни семей, которые мечтали о своем доме. Они взяли льготную ипотеку с господдержкой, но дома им так и не построили. Расскажите, пожалуйста, будут ли помогать обманутым ижээсникам, как когда-то помогали обманутым дольщикам. Получается, сейчас люди продолжают платить ипотеку фактически за воздух. При этом государство продолжает перечислять банкам господдержку за те дома, которых не существует. Когда же все-таки будут помогать людям, а не банкам?» — спросила наш корреспондент Елена Колебакина-Усманова.


На что Владимир Владимирович сразу же ответил: «Дело совершенно не в банках, у нас создана система эскроу-счетов. Люди, если берут ипотеку, перечисляют деньги на эскроу-счета, и эти деньги являются замороженными до тех пор, пока они не получают свои квадратные метры. Куда они эти деньги направили?»

На что Елена пояснила, что речь идет об ИЖС, т. е. о строительстве частных домов, на которые на данный момент не распространяется система эскроу-счетов.

«Деньги должны быть на эскроу-счетах. Куда люди перечислили эти деньги и зачем? Я даже не понимаю, о чем вы говорите», — удивился Путин.

«Эскроу-счетов там точно не было», — заверила главу государства наша корреспондентка.

Закон, который распространяет действие механизма счетов эскроу на сегмент индивидуального жилищного строительства (ИЖС) был принят только летом 2024 года — как раз на волне задержаний мошенников, которые обманывали жителей, поручивших им построить жилые дома Закон, который распространяет действие механизма счетов эскроу на сегмент индивидуального жилищного строительства,  был принят только летом 2024 года — как раз на волне задержаний мошенников, которые обманывали жителей, поручивших им построить жилые дома Фото: «БИЗНЕС Online»

Поясняем. Закон, который распространяет действие механизма счетов эскроу на сегмент индивидуального жилищного строительства (ИЖС), был принят только летом 2024 года — как раз на волне задержаний мошенников, которые обманывали жителей, поручивших им построить жилые дома. 4 июля он был одобрен Государственной Думой, 17 июля поддержан Советом Федерации, а 22 июля подписан главой государства. Однако принятые нормы вступят в силу только с 1 марта 2025 года.

Новые правила предусматривают, что при заключении договора с подрядчиком о строительстве дома физическое лицо переводит деньги на специальный счет в банке, где они хранятся до успешного закрытия всех обязательств по договору.

По информации агентства по страхованию вкладов, открытые для расчетов по договорам строительного подряда при ИЖС счета эскроу будут застрахованы на 10 млн рублей. В агентстве считают, что нововведение позволит защитить денежные средства граждан от рисков неисполнения подрядчиками обязательств и минимизировать вероятность незавершения строительства.

Путин на пресс-конференции поручил разобраться в ситуации с обманутыми ижээсниками и доложить ему о деталях дела. «Давайте с этим обязательно разберемся. Потому что этот конкретный случай надо будет проецировать на другие возможные случаи и предотвращать такое мошенничество, — сказал президент РФ. — Дайте нам более подробную информацию, хорошо, Лена?»

Путин на пресс-конференции поручил разобраться в ситуации об обманутых ИЖС-никах и доложить ему о деталях дела Путин поручил разобраться в ситуации с обманутыми ижээсниками и доложить ему о деталях дела Фото: kremlin.ru

В пресс-службе раиса Татарстана оперативно отреагировали на обсуждаемую проблему. «Коллеги, в связи с вопросом, прозвучавшим на прямой линии по теме ИЖС, и вашими запросами хочу сообщить следующее. Данная проблема руководству республики известна, более того, именно по обращению Рустама Нургалиевича в адрес правоохранительных органов ранее, еще в мае, и началась проверка застройщика», — сообщили журналистам.

«В мае текущего года было зафиксировано обращение от имени жителей Республики Татарстан с жалобами на неисполнение своих обязательств застройщиком ООО „Таунхаусы и дома“. Получив это обращение граждан, раис республики обратился в адрес правоохранительных органов с просьбой проверить действия подрядчика. Выяснилось, что речь идет о строительстве индивидуальных жилых домов, договоров долевого участия нет, потерпевшие не подпадают под категорию обманутых дольщиков. В результате было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ. Определены четверо обвиняемых, из них двое под стражей, двое под домашним арестом. Имущество обвиняемых в размере 38 миллионов рублей арестовано. Дальнейшие действия будут проводиться согласно закону», — заявили в пресс-службе.

Число пострадавших с каждым днем растет — в Татарстане их количество достигло 200 семей, а по всей России — 1,5 тыс., также выявлено как минимум 60 компаний, которые действовали по схожей мошеннической схеме Число пострадавших с каждым днем растет — в Татарстане их количество достигло 200, а по всей России — 1,5 тыс., также выявлено как минимум 60 компаний, которые действовали по схожей мошеннической схеме Фото: «БИЗНЕС Online»

По всей России — 1,5 тыс. пострадавших семей

Напомним, в мае этого года получила огласку история о мошенничестве на рынке ИЖС в Татарстане. Застройщики взяли на себя обязательства по постройке коттеджей, получили деньги, но оставили на участках лишь фундаменты или голые стены. Число пострадавших с каждым днем растет — в Татарстане их количество, по подсчетам самих обманутых, достигло 200, а по всей России — 1,5 тыс., также выявлено как минимум 60 компаний, которые действовали по схожей мошеннической схеме. Среди пострадавших — матери-одиночки, молодые семьи, оставшиеся в деревянных домах без коммуникации, и даже женщины, которые из-за стресса не смогли выносить детей.

В Татарстане следователи продолжают расследовать уголовное дело, возбужденное по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») в отношении казанской строительной группы «Таунхаусы и дома». По этому делу обвиняются учредитель строительной фирмы Артур Валиуллин, сотрудник компании Радик Утомбаев, управляющая Нелли Желованова и ее предшественница в этой должности Екатерина Губайдуллина. Утомбаев и Валиуллин находятся в СИЗО, а Желованова с Губайдуллиной — под домашним арестом. МВД продолжает заключать под стражу очередных обвиняемых, работавших по той же схеме.

Сами пострадавшие говорят, что пока добиться возбуждения уголовного дела им удалось лишь по самым крупным фирмам-мошенникам на рынке ИЖС. Дальше будет больше. Тем временем предприимчивые дельцы уже пытаются найти для себя выход из-за решетки. К примеру, между Утомбаевым и Губайдуллиной 26 ноября прямо в стенах СИЗО был заключен брак. Причина такого любопытного поступка угадывается быстро — у невесты четверо детей и молодой жених претендует на признание отцовства и получение статуса многодетного, что может позволить ему либо уменьшить сроки наказания, либо вовсе отделаться условным сроком.

Банк просто перечислял деньги мошенникам, те их обналичивали и уходили в закат

В то же время в Советском суде Казани пострадавшие добиваются признания вины Сбербанка, который одобрял ипотеки и переводил деньги недобросовестным подрядчикам, совершая при этом, как считают заемщики, ряд нарушений. Представлять граждан в этом деле вызвались председатель РОО РТ «Защита прав потребителей» Юлия Нигматуллина и известный юрист — «гроза банков» Виталий Красношапка (в свое время он добился отмены по всей стране комиссии за ведение ссудного счета, которую ранее взимали банки при выдаче кредитов).

«Обкатку» иска пострадавшие решили провести по кейсу Альбины Шаймардановой, в истории которой банк допустил наиболее серьезные нарушения. Сбербанк должен был направить средства на счет ИП Фатыховой Лилии Рашидовны (в девичестве — Вафиной), которая была связана с компанией застройщика. Но по факту их перечислили ИП Вафиной Розалии Анасовне. При этом было еще изменено и назначение платежа: вместо «на строительство жилого дома» появилась формулировка «на приобретение земельного участка».

Из разговоров с пострадавшими корреспондент «БИЗНЕС Online» составил список ключевых претензий, которые ижээсники имеют к банку:

  • В личный кабинет «Домклик» банком загружался абсолютно не тот договор, который был представлен клиентом: могут разниться даты, предмет договора, компания-застройщик и др.
  • Во многих договорах, по которым выдавалась ипотека, отсутствует либо подпись, либо печать застройщика, банк на это внимание не обращал. Банк не проверял подрядчиков, которые выступали сторонами по ипотеке на строительство ИЖС.
  • Застройщики имели признаки фирмы-однодневки (были зарегистрированы совсем недавно, не подавали бухгалтерскую отчетность и др.).
  • Некоторые компании-застройщики имели ОКВЭД, который не относится к строительству. «Наш застройщик, оказывается, по ОКВЭД занимался предоставлением парикмахерских услуг и являлся салоном красоты», — рассказывают пострадавшие. Но банк пропускал и такое.
  • В ряде случаев банк направлял деньги единым платежом, в то время как договором были предусмотрены траншевые платежи.
  • Транши с денежными переводами застройщику могли быть не согласованы с заемщиками, в то время как на каждый такой перевод нужно было получить согласие клиента с подписанием соответствующего акта.
  • Ипотека выдавалась банком даже в случае, когда застройщик «терял» аккредитацию. «У нашего застройщика когда-то имелась аккредитация, но на момент получения ипотеки она у него была недействительна», — пояснила одна из потерпевших. Формально заключать договоры с неаккредитованным подрядчиком, конечно, не запрещено, но как минимум банк должен был насторожить факт потери фирмой аккредитации, и он должен был предупредить о возможных рисках своих клиентов.
  • Ипотека могла быть согласована, хотя подрядчик, указанный в договоре, к тому моменту уже был признан мошенником (клиент этого не знал).

Важно понимать, что мошенники воруют деньги не только у людей, но и у государства. «90 процентов от проведенных сделок ипотечные, из них 90 процентов были получены по программе господдержки, то есть это льготные ипотеки», — поясняет Дарья Елисеева, которая возглавляет российскую группу пострадавших от рук мошенников в сфере ИЖС.

«На каждый наш ипотечный рубль государство добавляло свои деньги, и если заемщик платил 6 процентов по ипотеке, то государство возмещает банку до 20 процентов годовых, и так на протяжении всего срока (до 30 лет)», — добавляет Наталья Дементьева, возглавившая инициативную группу потерпевших в Татарстане. Если представить, что 200 семей взяли в ипотеку по 6 млн рублей, то у людей украли 1,2 млрд рублей, а у государства — все 6 млрд рублей.