1. Трасса М7 в обход Набережных Челнов и Нижнекамска — это ключевой объект Федерального дорожного агентства, который реализуется в республике. Заказчик — ФКУ «Волго-Вятскуправавтодор». 81 км полотна строили с 2022 года. Трасса резко улучшит транспортную доступность Набережночелнинской агломерации от Казани и даст возможность дальнейшего развития камского кластера. Она входит в скоростной маршрут Казань – Екатеринбург – Тюмень. Четырехполосная автодорога IБ-категории включает в себя 10 мостов, пять транспортных развязок, 11 путепроводов и пять пересечений на разных уровнях.

  2. Как отметил начальник ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдар Мингазов, стоимость составила 79 млрд рублей, средства выделил федеральный бюджет. Работали над трассой и ее объектами пять подрядных организаций, два бетонных завода и 1,5 тыс. человек, которые в этот день заслуженно праздновали событие.

  3. Заметно, что к открытию шли быстрыми темпами. Не все успели подчистить, не везде навели порядок. Например, под мостом, на котором и проходила торжественная часть, горой лежали ржавые металлические конструкции. Одна из труб (на фото) «плакала» противообледенительной жидкостью: течь строители пообещали «вскоре устранить».

  4. Путь до площадки, где проходило торжество, оказался с подвохом. Для начала надо было подняться по брутально узкой лестнице, первая часть которой заканчивается… обрывом. Далее пришлось преодолеть две линии с отбойниками, высота которых между проезжими частями достигала метра. Было интересно наблюдать, как первые лица республики, в том числе мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, демонстрируют мастерство паркура на пути к сцене.

  5. Сложнейший объект всей трассы — мост через Каму длиной 1,3 километра. Работы над ним начались в 2023-м и завершились всего через год. Как? Спасибо ноу-хау — плавучему бетонному заводу, который оказался первым в своем роде (если верить словам строителей). Благодаря этой технологии работа ускорилась в 2 раза. «Мост — это порядка 40 тысяч кубов бетона, 11 тысяч тонн металла. И при всем этом объеме мост довольно изящный, легкий, выглядит красиво!» — объяснял директор филиала АО «Дороги и Мосты» «Мостоотряд-41» Николай Горловой.

  6. Дорожное полотно моста периодически увлажняется противообледенительной жидкостью из спринклеров. Реагент, отмечают строители, экологичный, не разрушает бетон и асфальт.

  7. Вот так выглядела подготовка к мероприятию. Сцену решили подмести во время снегопада. Поверхность белела гораздо быстрее, чем ее убирали…

  8. Церемония стартовала с опозданием, что в принципе традиционно для мероприятий с участием главы государства. Ждать пришлось 1,5 часа — благо организаторы заблаговременно развернули у сцены три шатра с обогревателями. Пургу и холод причастные к объекту и чиновники пережидали в тепле, перекусывая сытными пирожками.

  9. И вот на связи — Владимир Путин. Президент отмечал, что страна набрала высокий темп развития дорожной сети и ключевых автомагистралей. В пример глава государства привел М12 «Восток», по которой совершено более 26 млн поездок. «Как и планировали, будем и дальше развивать эту значимую магистраль в направлении Екатеринбурга, Тюмени и далее — на восток. Сегодня в ее составе в строй вводятся 80-километровый обход Нижнекамска и Набережных Челнов и 65-километровый обход нескольких населенных пунктов Республики Башкортостан. Эти объезды выведут транзитные потоки из городов и поселков и сделают движение более безопасным, улучшат качество жизни людей и позитивно скажутся на качестве жизни людей и их экологического благополучия», — отметил президент.

  10. Раис Татарстана Рустам Минниханов доложил главе государства о готовности объекта. «Уважаемый Владимир Владимирович, никогда в истории республики столько транспортных проектов мы не реализовывали. Слова огромной благодарности. Очень надеемся, что дальше будем двигаться вперед. Бик зур рэхмэт! Спасибо!» — сказал он. Действительно, в 2023-м пущена М12, в 2024-м реконструировано Горьковское шоссе, построена дорога Ш1 от «Салават Купере» до Новой Туры, впереди же — открытие платной очереди Вознесенского тракта и платной дороги Алексеевское – Альметьевск.

  11. Верховный главнокомандующий прокомментировал и массовую атаку БПЛА на Казань. «Рустам Нургалиевич, я уверен, вы восстановите все, что было повреждено нашими недругами и противниками вот только что в Казани. Кто бы и как бы ни старался у нас чего-то разрушить — он столкнется с многократно бо́льшими разрушениями у себя за это. И пожалеет еще о том, что он пытается сделать у нас в стране. Но мы с вами будем двигаться вперед», — обратился Путин к раису республики.

  12. Поодаль, периодически отвлекаясь на кроткие комментарии, стоял и слушал районный истеблишмент Татарстана: главы Челнов, Нижнекамска, Елабуги и первый вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин, курирующий строительство, транспорт и ЖКХ.

  13. В этот день одновременно с новым участком М7 открывалась дорожная развязка в Санкт-Петербурге, обходные маршруты на трассе М12 в Татарстане и Башкортостане, обход деревни Малые Вяземы в Подмосковье, терминалы международных аэропортов в Магадане, Чебоксарах и Ставрополе.

  14. Старт из Московской области скомандовал зампред правительства РФ Марат Хуснуллин. Одномоментно в путь вышли несколько десятков большегрузов по всей стране, задорно сигнализируя о триумфе строителей громкими гудками.

  15. А спустя всего 10 минут после открытия трассы на дороги ворвались легковушки. Тайминг заставил усомниться в честности водителей — а вдруг тоже ради картинки… Но искреннее удивление и интерес простых автомобилистов шатрам и сцене на дороге выдавали в них непричастных. Трассой можно пользоваться: навигаторы уже прокладывают прямой курс от Казани до Нижнекамска протяженностью в 200 км вместо прежних 270.