Спектакль-трибьют творчеству Альфии Авзаловой случился на сцене театра им. Камала в минувшие выходные. Айдар Заббаров вместе с дочерью народной артистки РФ и РТ Зульфией Нигмедзяновой представил байопик о жизни легендарной татарской певицы начиная с трудного детства в башкирской глубинке, жизни в актанышском детдоме, всесоюзной славы и заканчивая страхом перед сценой. О том, каким получился Ильгам Шакиров, как 27-летняя Ляйсан Гатауллина сыграла 80-летнюю Авзалову, как впервые она выходила замуж, но не показали ее «настоящую любовь», — в материале «БИЗНЕС Online».
Айдар Заббаров взялся за биографию Альфии Авзаловой
Зачем был нужен байопик об Авзаловой?
Медленно, но верно театр им. Камала продолжает знакомить публику с выдающимися личностями татарского народа. После успешного спектакля «Казанга Тукай кайткан» («Возвращение Тукая») с Эмилем Талиповым в главной роли, где Айдар Заббаров показал Габдуллу Тукая прежде всего как человека (со страхами, неравнодушного, неуверенного, немного наивного и язвительного), режиссер взялся за биографию Альфии Авзаловой. Певица, которую без преувеличения называли «моң патшабикәсе» («царица песни»), впервые была удостоена большой формы повествования о себе на театральных подмостках. Кукольный спектакль 2019 года «Альфия» в театре «Экият» все же не в счет. Хотя Айдар признавался, что работа Ильгиза Зайниева немного мешает ему, потому что он «хочет быть чистым листом».
Байопик «Әлфия Авзалова. Мәңгелек юл» («Альфия Авзалова. Путь в вечность») у Заббарова родился в тандеме с драматургом Резедой Губаевой, с которой он уже работал в постановке о Тукае. «Сейчас, к сожалению, молодежь литературу практически не читает. Тем более воспоминаниями о той или иной исторической личности мало кто интересуется. Но мы через театр можем воспитать поколение, которое не читает книг, но еще ходит на спектакли. <> А мы хотим разжечь у молодежи гордость за свою нацию, поэтому, мне кажется, о таких великих людях периодически нужно рассказывать каждому поколению через разные формы. Это потребность времени», — объясняла Губаева необходимость рассказывать об исторических личностях.
Спектакль во многом состоялся благодаря фонду сохранения и развития творчества Авзаловой, поэтому и в написании самой пьесы активно участвовала дочь артистки Зульфия Нигмедзянова (ее в спектакле сыграла заслуженная артистка РТ Миляуша Шайхутдинова), являющаяся президентом организации. Такое «соучастие» вызывал определенный скепсис — будет ли спектакль объективным? Вопросы были и по выбору актрисы на главную роль — 27-летней Лейсан Гатауллиной, которой предстояло сыграть и пятилетнюю, и 80-летнюю Альфию. О внешней непохожести говорить-то не стоило (может, это и неважно), и не хотелось умалять ее актерского таланта. Но все же определенные опасения были насчет того, попадет ли она в психотип героини.
Спектакль задуман как хронологический рассказ о жизни Авзаловой
Голод, любовь к Ильгаму Шакирову и фонограмма
Спектакль задуман как хронологический рассказ о жизни Авзаловой начиная с ранних лет в небольшом башкирском селе Новокабаново Краснокамского района РБ, где семья практически выживала в 1930-е годы. Сценаристы не стали приукрашивать и скрывать то, что отец маленькой Альфии был непутевым человеком, проигравшим в карты корову — настоящее богатство в те годы. И после смерти матери от тифа пятилетняя Альфия с сестренкой Флюрой побирались по деревне в поисках еды, а самую младшую Гульсирин фактически убили односельчанки, специально напоив холодным молоком. Дальнейшая судьба Флюры, когда ее отправили в детдом, не раскрывается. Говорится лишь то, что ее жизнь не удалась. Однако известно, что она умерла в 38 лет, ее дети, как и она, выросли в детдомах и интернатах. Ее старшую дочь Светлану Авзалова взяла к себе на воспитание.
Не обошли стороной и то, как Альфия сама попала на воспитание в Актанышский район РТ к тете (Люция Хамитова), муж (Фанис Зиганшин) которой обижал ее, называя лишним ртом. Стоит отдать должное Зиганшину, которого «потолстили» для роли. Он хоть и отрицательный персонаж, но негатива не вызывал, т. к. Зиганшин сделал его настолько колоритным, что за каждым его выходом на сцену, за каждой репликой было интересно наблюдать. Да и поведение его было вполне объяснимым — кому нужна сиротка, когда и ломтик хлеба был на весь золота?
Стоит отдать должное Зиганшину, которого «потолстили» для роли
Здесь же зритель узнает, когда у героини случилась любовь с музыкой — между делом она слышит татарскую песню по радио, которую решается исполнить перед одноклассниками в детдоме. И тут самая главная претензия к спектаклю — Гатауллина имитировала пение, пока на фоне звучала фонограмма Авзаловой, что выглядело очень неорганично. Понятно, перепеть народную артистку РТ вряд ли кто сможет, но происходящее на сцене ощущалось так, будто зрителя обманули. И дальше в ходе спектакля, когда героиня «пела», этот трюк повторялся из раза в раз, за исключением единственного момента, когда настоящий голос Гатауллиной прозвучал на долю секунды. Досадно. Песни хоть и не были исполнены вживую, но все равно за один вечер услышать хиты из репертуара Авзаловой было приятно. Использование музыкальных номеров, танцевальных вставок (за хореографию отвечали Софья Гуржиева, Лилия и Айрат Багаутдиновы) и визуальных эффектов создает атмосферу, которая помогает лучше ощутить дух эпохи. Костюмы также играют важную роль в создании общего впечатления, отражают стиль и эстетику времени.
Молодая Альфия приехала в Казань
Заметили талант Авзаловой Рашид Вагапов (Алмаз Гараев) и Зифа Басырова (Айсылу Нуруллина), по приглашению которых она приезжает работать в Казанскую филармонию. Режиссер очень тонко высмеял татарских артистов тех лет, показав их клубком змей, которые так и норовят укусить молодую певицу. В ход пошли не только гротескные и гиперболизированные образы, но и экстравагантные наряды. Особенно запомнилась Алина Мударисова в роли сгорбившейся старухи с сигарой. 30-летняя актриса была неузнаваема в этом ампула. К слову, она же сыграла и малютку Флюру, и продавщицу мороженого — и везде была натуральна. Странно, что режиссеры не используют большой потенциал актрисы, давно не дают главные роли, хотя в театре она работает с 2015 года. И даже на сайте Камаловского в ее анкете написано: «Определенно одаренная актриса с хорошей органикой выразительными сценическими данными» (пунктуация и орфография источника сохранены — прим. ред.).
Еще один запоминающийся актер — Фаннур Мухаметзянов, сыгравший и интеллигентного баяниста Зиннура, и деревенского мужичка, и жеманного артиста филармонии, и повара. И в любой роли он был настолько органичен, что каждый раз будто выходили разные актеры.
Ильгама Шакирова сыграл Раиль Шамсуаров
А вот Ильгам Шакиров в исполнении Раиля Шамсуарова получился немного карикатурным, но это никак не пошатнуло образ татарского секс-символа. Наоборот, зрители узнали, что народный артист РСФСР и ТАССР был человеком юморным, острым на язык и прямолинейным. Режиссер обыграл, как поначалу он не ладил с Авзаловой и дело доходило до драки (в спектакле героиня бьет будущего народного артиста РФ и РТ, запрыгнув ему на спину), но лишь вскользь упомянул слух об их бурном романе. Без деталей, зрителю остается только догадываться, что было на самом деле. Хотя в автобиографической книге «Үзем турында» («О себе») Авзалова писала: «Разве такое возможно, чтобы я смогла не влюбиться в него? Мне казалось, что он тоже любит меня. Может, только казалось… Или же, понимая, как сильно я влюблена, делал вид, что тоже любит, не желая обидеть меня. В общем, между нами все было очень неопределенно. При этом мы все время общались, дружили, делились секретами, у нас не заканчивались слова… Среди народа появился слух: Ильгам и Альфия любят друг друга, скоро поженятся. Ильгам с улыбкой предложил мне: „Альфия, давай поженимся!“ То ли всерьез говорил эти слова, то ли не подумав совсем. Я обратила их в шутку». Но потом она признает, что «влюбленность в Ильгама не была все-таки любовью».
Любовь, которую не показали
Без любовной линии публику все же не оставили. Первым мужем певицы был военный Зиннур Биккин (Артур Шайдуллин), который не захотел терпеть вечно гастролирующую супругу, и пара развелась. В постановке из Авзаловой слепили неугомонную карьеристку, возможно, так и было, однако в мемуарах она писала, что «не успела даже понять: а была ли любовь?». Потому что хотела любить и желание это приняла за настоящие чувства, а замуж вышла, потому что дала обещание, надеялась, что стерпится-слюбится, убеждала себя: парень-то хороший, что еще надо? Но любовь не случилась, и семейная жизнь разбилась о быт. «Быт давит на меня. Нужно то одно, то другое… Живем в нищете», — сетовала артистка.
Первый муж Авзаловой был военным
К сожалению, на этом в спектакле любовные перипетии заканчиваются. Хотя известно, что был и второй муж — Гумер Залялиев — отец Зульфии Нигмедзяновой. Красавец и обаяшка, как писала Авзалова в книге, не принял ее образ жизни — ревновал к другим артистам, после концертов закатывал в гримерке скандалы, избивал. О настоящей любви певицы тоже не сказали ни слова. «Я любила в своей жизни не только одного человека, их было несколько. Но среди них был один, которого я всем сердцем, искренне любила и сохраняла ему верность в течение 20 лет. Он был моей настоящей, истинной любовью», — говорится на страницах книги «Үзем турында». Речь о бас-гитаристе Юсуфе Валитове, с которым у Авзаловой были отношения, но семью они так и не создали. Хоть она его сильно любила, в какой-то момент чуть не ушла к другому мужчине. В итоге Валитов разбил ей сердце, женившись на другой.
Для усиления эмоционального восприятия используются флешбэки из прошлого — короткие сценки, которые показывают ее развитие как личности и артистки
Каким получился спектакль?
Далее следуют ключевые моменты карьеры: выступления на крупных сценах, международные конкурсы, моменты вдохновения и творческих кризисов. Для усиления эмоционального восприятия используются флешбэки из прошлого — короткие сценки, которые показывают ее развитие как личности и артистки. Это позволяет зрителям не только увидеть профессиональные достижения героини, но и понять внутренние конфликты, стремления и мечты. Другие персонажи (дочь, музыканты, коллеги по сцене) помогают раскрасить картину ее жизни. Их взаимодействие с главной героиней показывает, как окружение и близкие были важны на пути к успеху. Особенно запоминается сценка с дочерью Зульфией, где она признается, что о такой матери многие и не мечтают, но все же ей с сестренкой не хватило ее участия в их жизни.
Авзалова всегда оставалась доброй, щедрой и простой. А цель — татарскую песню должны услышать в каждом уголке мира
Из спектакля следует, что Авзалова была человеком со стальным характером, который ради семьи и искусства шел на риски, не боялась трудностей, за словом в карман не лезла. Могла и выругаться, и в карты в поезде поиграть, и еду для артистов на гастролях готовить, и поколотить Шакирова, и попросить продукты в счет платы за выступление. Но всегда оставалась доброй, щедрой и простой (все нажитое справедливо делила с музыкантами, покупала мороженое сиротам, гладила рубашки коллективу и пр.). А цель — татарскую песню должны услышать в каждом уголке мира. Последний раз «царица песни» вышла на публику в 2013 году. В спектакле обыгран ее страх перед сценой — боязнь опозориться, поскольку долго не выступала из-за рака. Гатауллина очень хорошо передала ее эмоции и в целом справилась с непростой ролью.
Надо признать, что спектакль, посвященный жизненному и творческому пути одной из самых легендарных певиц Татарстана, как явление уже заслуживает внимания. Постановка не просто ренессанс ее наследия, но и исследование внутреннего мира артистки, перипетий судьбы и ее влияния на татарскую музыкальную культуру.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.