Татарстанское духовенство в зоне СВО

Татарстанское духовенство в зоне СВО

С объявлением специальной военной операции православные приходы в Татарстане стали одними из первых, кто откликнулся на призыв о помощи как со стороны мирных жителей регионов в зоне конфликта, так и со стороны военнослужащих. В храмах организовали гуманитарные сборы, производство окопных свечей, пункты по плетению масксетей и пошиву военной формы и снаряжения. Митрополия заняла активную позицию, одобряя благотворительные инициативы и даже слегка реорганизовав свой внутренний аппарат, задействованный в духовном окормлении военных. Многие батюшки по благословению правящего архиерея лично выезжают в зону СВО с духовными и гуманитарными миссиями. В их числе особенно выделяются наместник Раифской обители игумен Гавриил (Рожнов) и настоятель Макарьевской пустыни иеромонах Амвросий (Горновский). Некоторые из наиболее активных священников даже остаются на постоянной основе в зоне СВО, как, например, остался там с духовной миссией иерей Ярослав Филиппов с прихода села Русское Никольское.
Собственно, по схожей стратегии отработала и продолжает отрабатывать муфтият РТ. Председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин стал единственным в России руководителем ключевой централизованной религиозной организации, который побывал непосредственно на передовой. Да, среди федеральных муфтиев есть те, кто регулярно ездит в зону СВО, например глава ДСМР Альбир Крганов, но непосредственно на фронте побывал только Самигуллин, а в одну из поездок в середине лета его группа даже попала под обстрел. Всего же с 2022 года делегациями муфтията в зону СВО было доставлено 10 т груза. Для поддержки боевого духа к солдатам съездили 22 имама и специалиста муфтията, четыре имама находятся в зоне СВО по сей день. Всего «десант» ДУМ РТ 9 раз побывал в зоне СВО. (Фото предоставлено Ростиславом Икрамовым)

Скандал с хиджабами и никабами

Скандал с хиджабами и никабами

Весь год российскую умму будоражили скандалы, связанные с одеждой для мусульманок. В мае стало известно о подготовке законопроекта, запрещающего религиозную одежду, которая закрывает лицо. Он предусматривал штраф от 10 тыс. до 15 тыс. рублей для граждан, которые находятся в общественном месте с закрытым лицом «в степени, не позволяющей идентифицировать его личность», в Госдуму законопроект внесли в июне. Уже в конце октября, буквально сразу же после проведения в Казани саммита БРИКС, как гром среди ясного неба прозвучал приказ министерства образования и молодежной политики Владимирской области о запрете в образовательных учреждениях региона носить одежду, демонстрирующую религиозную принадлежность учеников, в том числе хиджабы и никабы. В Татарстане тему запрета никабов долгое время не комментировали, но потом муфтий РТ все же выступил против «законодательной инициативы по ограничению ношения религиозной одежды в общественных местах и образовательных организациях России», но при этом воздержался от комментария конкретно по никабам, за что тоже получил критику. Нововведение Владимирской области глава ДУМ РТ потом назвал дискриминационным, подрывающим общественную стабильность в России. (Фото: © Joel Marklund / Keystone Press Agency/ globallookpress.com)

Побивание мисваком

Побивание мисваком

Неожиданно для самого себя героем федеральных медиа стал имам-хатыб казанской мечети «Ирек» Тимур Камаев, чьи высказывания наделали много шума. Камаев в рамках проекта на «Татар-информ» разъяснял аяты Корана и хадисы пророка Мухаммада и коснулся вопроса о том, как следует понимать аят о побивании женщин: «А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте» (Коран 4:34). Камаев поясняет, что, когда супруга ведет себя неподобающе, «начинать надо всегда с увещевания, если разговоры женщина не понимает, то нужно разделить спальное ложе». «Это должно дать жене задуматься, что она что-то делает не так. Но когда уж совсем есть крайности, что-то происходит, то в аяте указано „побивание“», — продолжает спикер. Он даже детализирует, говоря, что для этого используют специальную палочку — мисвак, т. е. щетку для чистки зубов, изготовленную из веток и корней дерева арак. Отдадим должное: потом хазрат поясняет, что избивание жены запрещено в исламе. Однако ситуация вызвала федеральный скандал. Муфтий Самигуллин назвал случившееся попыткой дискредитировать ислам, поскольку интервью Камаева было использовано в недобросовестных целях. (Фото: скриншот из видео)

Смена власти в мечети Аль-Марджани

Смена власти в мечети Аль-Марджани

Удивила татарстанскую умму неожиданная отставка имам-хатыба казанской мечети Аль-Марджани Мансура Джалялетдина. Казалось бы, возглавлявший самый древний мусульманский храм Татарстана в течении 29 лет Мансур хазрат если и уйдет, то громко отметив три круглые даты — свое 65-летие, 40-летие служения исламу и 30 лет работы в доме Аллаха в марте 2025 года. Отставке предшествовало посещение мечети первым президентами РТ Минтимером Шаймиевым и раисом РТ Рустамом Миннихановым после капитального ремонта, где последний подверг выполненные работы критике. Через две недели стало известно, что Мансур хазрат покидает свой пост. В качестве утешения его назначали заммуфтия по вопросам поддержки участников СВО и членов их семей. В кресло имам-хатыба Аль-Марджани поставили другого зама Самигуллина — Равиля Зуферова. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Реставрация Казанского Богородицкого монастыря и храма-памятника русским воинам, павшим при взятии Казани

Реставрация Казанского Богородицкого монастыря и храма-памятника русским воинам, павшим при взятии Казани

Минувший год ознаменовался сразу двумя знаковыми для местного православия реставрационными проектами. Самый главный из них — долгожданный запуск реновации ансамбля Казанского Богородицкого монастыря. Обновление архитектурного благолепия в обители началось еще в 2016 году с указом Минниханова о воссоздании Собора Казанской иконы Богоматери и строительстве Болгарской исламской академии. В 2021 году работы над храмом были окончены, и патриарх Кирилл благополучно освятил новый собор. Однако еще тогда было понятно, что на одном воссозданном объекте не остановятся — своей реставрации уже много лет ждут монастырские корпуса, которые обрамляют новую доминанту городской панорамы. И только в этом году с проекта наконец стряхнули пыль, в монастыре снова началось какое-то шевеление. Возможно, не такими быстрыми темпами, как в случае с собором, но корпуса уже хотя бы расконсервировали, произвели оценку, наметили планы дальнейших работ, которые, скорее всего, не будут быстрыми. Куда перспективнее на этом фоне выглядит другой знаковый для Казани проект — реставрация храма-памятника русским воинам, павшим при взятии города. Объект на Казанке уже много лет пребывает в запустении, к нему не было подходов, службы не велись, равно как и разговоров о масштабной реновации. Но актуальность культовых объектов, посвященных российскому воинству, сейчас как никогда высока. Поэтому храм-памятник включили в программу по реставрации исторических объектов центра города. Летом там начали противоаварийные работы, финансируется проект из федеральных и республиканских средств, отчего, возможно, сроки сдачи выглядят куда более ясными — в 2026 году, а может быть, и раньше. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Переизбрание Гайнутдина главой ДУМ РФ и примирение с Татарстаном

Переизбрание Гайнутдина главой ДУМ РФ и примирение с Татарстаном

Казалось бы, переизбрание председателем ДУМ РФ Равиля Гайнутдина на новый срок, которое произошло на сентябрьском съезде, не имеет отношения к событиям, произошедшим в татарстанской умме, но уж слишком заметным было присутствие республики на мероприятии. Фактически самым высокопоставленным гостем курултая стал раис РТ Минниханов, а главу ДУМ РТ Самигуллина «главный муфтий» (так по новому уставу ЦРО называется должность Гайнутдина) включил в свой совет муфтиев, правда, забыв предупредить самого хазрата. И это при том, что отношения Равиля хазрата с родной республикой все последние годы были непростыми. Прежде всего речь идет о споре за главенствующую роль в организации 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Кроме того, у руководства ДУМ РФ были претензии и к муфтию РТ. Например, Самигуллину вменяли, что он рекомендовал муфтию Ивановской области Фяриту Лапину покинуть организацию Гайнутдина. Было еще и обращение шейха к раису РТ Минниханову, где тот критиковал издание татарстанским муфтиятом перевода смыслов Корана «Кәлам Шәриф. Мәгънәви тәрҗемә», указывая на влияние учения «маргинальной турецкой секты „Исмаил-ага“, в число приверженцев которой входит нынешний муфтий Татарстана». Но, судя по всему, все эти конфликты позади. Напротив, сегодня, когда ДУМ РФ порой атакуют противники, именно в Татарстане в лице светского лидера республики, пользующегося авторитетом в мусульманском мире далеко за пределами России, шейх Гайнутдин и его команда могут получить реальную поддержку. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Низвергнутые из сана

Низвергнутые из сана

Один из громких скандалов в православном мире — история с лишением духовного сана и своего прихода иерея Виталия Беляева. Он служил в Куюках в храме Святого Николая Чудотворца, где пользовался большой популярностью среди местных жителей и отличался активностью. Особенно это касалось вопросов гуманитарной деятельности и командировок в зону СВО. Последнее стало камнем преткновения в отношениях Беляева с вышестоящим руководством в лице митрополита Кирилла. Зачастую священник, называющий себя «духовным спецназовцем», не согласовывал свои вылазки за ленточку с начальством, как того требует строгая церковная иерархия. На продолжительное время приход оставался без присмотра, что не нравилось руководству Казанской епархии и сильно ухудшило отношение к пестречинскому батюшке. Тот буквально попал в опалу, а позже и под церковное следствие, на котором вскрылся еще целый ряд «правонарушений» священника. На епархиальном суде его обвинили в рукоприкладстве, наличии дочери от другой женщины и, по сути, непослушании. В совокупности все это потянуло на решение о лишении сана Беляева, которое закрепил синод на своем заседании минувшим летом. Что интересно, помимо него низвергли еще иерея Игоря Егорова и диакона Алексия Шаманина, менее известных в татарстанском православном медиаполе. Ситуация с одним, по всей видимости, стала отголоском давней истории, связанной с чистопольскими «непоминающими» патриарха в молитвах, второй же был обвинен в блудодеянии. Лишение духовного сана священства — событие для Татарстана нечастое, тем более когда звучат такие громкие обвинения. Вместе с тем, по словам наших источников, речь не идет о каких-то «зачистках» или централизации власти, просто иногда лучше пресечь конфликт в зародыше. А до него в ситуации с Беляевым было недалеко. Сейчас он, впрочем, чувствует себя хорошо, если верить его многочисленным постам в соцсетях. Он по-прежнему ездит в зону СВО и занимается духовным окормлением бойцов. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Хайтек-мечеть

Хайтек-мечеть

Событием республиканского масштаба стало, пожалуй, открытие после реконструкции ультрасовременной центральной мечети им. Фахретдина в Альметьевске. Дом Аллаха в нефтяной столице РТ был построен в 1998 году силами «Татнефти», но за четверть века объект устарел функционально и эстетически, поэтому в свое время боссы нефтяной компании решили реставрировать объект. Наконец, 16 июня в Курбан-байрам в ней состоялся первый гает-намаз, гостем которого стал Минниханов. Главная мечеть нефтяной столицы РТ может вместить до 1,2 тыс. верующих, в Казани эта цифра больше только у Кул-Шарифа — 1,7 тыс. человек. Высота большого минарета составляет 52,5 м без шпиля (у Кул-Шарифа 58 м). Сейчас это даже не мечеть, а целый религиозно-просветительский центр, расположенный на площади около 11,5 тыс. кв. м, включающий в себя молельный зал, библиотеку, комнату имамов, магазин, семейную зону отдыха, есть даже ресторан и пр. Нетрудно догадаться, что обновление обошлось в кругленькую сумму, но точные цифры гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов скромно озвучивать не стал. (Фото предоставлено «Татнефтью»)

В Татарстане стало одной епархией больше

В Татарстане стало одной епархией больше

Летом митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл произвел свою не первую, но, пожалуй, самую масштабную административную реформу. Из состава Казанской епархии вывели еще одно церковное административно-территориальное образование — появилась Набережночелнинская епархия. Соответствующее решение по прошению татарстанского владыки принял еще в конце июля синод РПЦ. Тогда же сразу решили, кто будет управлять данной епархией — епископом Набережночелнинском и Елабужским стал игумен Гавриил (Мельников) из Липецкой епархии. В чем необходимость нового административного деления, не разъяснялось. Но, по словам наших собеседников, все может быть куда прозаичнее. Новая епархия призвана разгрузить механизм управления Татарстанской митрополией. Играет свою роль и возрастающая активность православного Закамья, все чаще нуждающегося в отдельном сильном пастыре. Сейчас в республике действует уже четыре епархии: Казанская, Альметьевская, Чистопольская и новообразованная Набережночелнинская. (Фото: «БИЗНЕС Online»)

Старообрядцы продолжают напоминать о себе

Старообрядцы продолжают напоминать о себе

На фоне двух основных активных конфессий представители других религиозных объединений часто необоснованно забываются. Так можно было сказать о местных старообрядцах, если бы не всероссийский старообрядческий форум, прошедший в конце октября в Нацбиблиотеке РТ. На него съехались представители старообрядчества едва ли не со всего мира. Руководству республики явно пришлось по душе течение мысли местной общины — сохранение традиционных ценностей и развитие института семьи. «Мы высоко ценим усилия старообрядцев в части оказания помощи участникам СВО и членам их семей», — сказал раис РТ Минниханов. Несмотря на то что старообрядцы малочисленны и редко заявляют о себе, они каждый раз делают это весьма эффектно. (Фото: «БИЗНЕС Online»)