О том, что уходящий в отставку президент США Джо Байден готовит последний санкционный удар по России, стало известно в конце прошлого года О том, что уходящий в отставку президент США Джо Байден готовит последний санкционный удар по России, стало известно в конце прошлого года Фото: © Samuel Corum/Pool / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Прощальный «подарок» Байдена

О том, что уходящий в отставку президент США Джо Байден готовит последний санкционный удар по России, стало известно в конце прошлого года. В начале декабря «новые, более жесткие санкции» против российской нефти анонсировал Bloomberg. Администрация Байдена долгое время воздерживалась от резких ограничений, опасаясь скачков цен на энергоносители и политического ущерба (особенно в преддверии президентских выборов), но падение мировых цен, прогноз об избытке нефти в 2025 году и опасения, что новый президент США быстро заключит с Россией сделку по Украине, сделали Вашингтон «открытым для более агрессивных действий», отмечало агентство.

В конце декабря про обсуждение американской администрацией крупных ограничений против российского энергетического сектора рассказало издание The Washington Post, причем в несколько ином ключе. Новые рестрикции не только ударят по российской «военной машине», но и дадут будущему американскому лидеру Дональду Трампу больше «рычагов влияния» в переговорах с Россией по Украине, объясняла логику газета со ссылкой на источники. Выборы президента завершены, инфляция под контролем, и теперь у Вашингтона нет причин быть «столь осторожными», отмечал один из экспертов издания.

Под новые ограничения могут попасть российский танкерный флот и физические лица, причастные к продаже российской нефти выше установленного Западом ценового порога в $60 за баррель, уточняло 6 января Reuters. Сегодня днем агентство подчеркнуло, что новые рестрикции в отношении России будут не только последними при президентстве Байдена, но и «одними из самых жестких». Под ограничения могут попасть 180 судов, десятки трейдеров, две крупные нефтяные компании и некоторые руководители российской нефтяной отрасли, сообщило агентство со ссылкой на документ, распространяемый среди трейдеров в Европе и Азии.

Под новые ограничения могут попасть российский танкерный флот и физические лица, причастные к продаже российской нефти выше установленного Западом ценового порога в $60 за баррель, уточняло 6 января Reuters Под новые ограничения могут попасть российский танкерный флот и физические лица, причастные к продаже российской нефти выше установленного Западом ценового порога в $60 за баррель, уточняло 6 января Reuters Фото: «БИЗНЕС Online»

Утечки полностью подтвердились. Нынешний пакет санкций можно считать одними из самых серьезных против российского энергетического сектора и нефтяной отрасли в частности. Вашингтон прямо называет нынешние ограничения самыми масштабными. Под ограничения попали две крупные компании «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз», два крупных страховщика «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование», 30 нефтесервисных компаний, руководители энергетических компаний. Всего это более 200 компаний и физлиц. Цена нефти Brent в пятницу вечером превысила $80 за баррель впервые за три месяца.

Как пояснила администрация США на специальном брифинге, санкции призваны «увеличить издержки Кремля за продолжение этого бессмысленного конфликта [на Украине]». По задумке Вашингтона, ограничения сократят доходы России от экспорта нефти и одновременно увеличат ее расходы «на миллиарды долларов в месяц».

«Кремлю придется полагаться на еще более сложные и дорогие каналы закупок, чтобы заменить продажи, которые [введенные] меры запретят», — указали в администрации Штатов. Все это, надеются американские чиновники, ударит по курсу рубля, который «и так торгуется на почти самом низком уровне», спровоцирует дальнейшее повышение ключевой ставки ЦБ РФ и негативно отразится на бизнес-климате в России.

Под санкции, в частности, попал генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов, которому прежде удавалось избегать ограничений Под санкции, в частности, попал генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов, которому прежде удавалось избегать ограничений Фото: «БИЗНЕС Online»

В черном списке — Маганов и четыре нефтесервисные компании из Татарстана

Новый пакет серьезно зацепил и Татарстан. Всего в черном списке пять фигурантов, связанных с республикой, — одно физическое лицо и четыре юридических. Под санкции, в частности, попал генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов, которому прежде удавалось избегать ограничений. Стоит сказать, что сама «Татнефть» под санкции не попала. В пресс-службе нефтяной компании сегодня отказались от комментариев.

Под ограничения попали бугульминская «ТНГ-Групп», альметьевская «Гольфстрим», казанская «Технраиз» и лениногорская «Лениногорскремсервис».

Нефтесервисная компания «ТНГ-Групп», входящая в холдинг «ТаграС», с гендиректором Яном Шариповым во главе считается одной из ведущих геофизических организаций. Фирма оказывает сервисные услуги по поиску и разведке полезных ископаемых. 2023 год принес компании прибыль в размере 1,1 млрд рублей. ООО «ТНГ-Групп» входит в нефтесервисный холдинг «ТаграС». В 2021 году «Татнефть», развивая нефтесервисное управление, приобрела у данной компании предприятие ООО «ТНГ-АлГИС», активы которого расположены преимущественно в Альметьевске. Сумма сделки засветилась в англоязычном пресс-релизе нефтяников — 1,2 млрд рублей.

Под санкции попала инжиниринговая компания ООО «ТехнРайз», зарегистрированная в Казани в 2018 году. Судя по официальному сайту, фирма занимается проведением работ по ГРП (гидроразрыву пласта) для извлечения нефти и исследованием скважин и пластов, опытно-промышленной или пробной эксплуатацией скважин, разработкой программно-аппаратных комплексов для цифровизации установок добычи. Ее прибыль за 2023 год составила 994,6 млн рублей. Владеет компанией бизнесмен Юрий Дорофеев. В числе заказчиков и партнеров компании указаны «Новатэк» и его проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2», «Арктикгаз», ООО «Компания „Сиам“», входящее в нефтесервисную ГК «Интегра», ЗАО «Совместное предприятие „Мекаминефть“».

Следующее татарстанское предприятие, попавшее под санкции, — ООО «Лениногорскремсервис». Согласно открытым данным, оно специализируется на гидравлическом разрыве пластов и входит в состав «ТаграС-РС» (ранее — ООО «ТаграС-РемСервис») — группы компаний, предоставляющих услуги по ремонту скважин и повышению нефтеотдачи пластов. Занимается оно также добычей сырой нефти и газа, бурением. В числе партнеров компании — «Татнефть», «Лукойл», «Роснефть», «Газпром».

Еще одна компания, угодившая в немилость, — альметьевское ООО «Гольфстрим», созданное в 2014 году. Предприятие занимается строительством горизонтальных, наклонно-направленных скважин, эксплуатирующихся методом SAGD (гравитационный дренаж, осуществляемый при помощи водяного пара; метод применяют для добычи тяжелой нефти). Численность сотрудников — более 1 тыс. человек, следует из данных на официальном сайте. Здесь же отмечается, что компания за время работы построила более 600 горизонтальных скважин для добычи высоковязкой нефти, более 1,5 тыс. скважин малого диаметра глубиной 700–1800 м, в ее парке 12 буровых установок зарубежного производства. Организация входит в холдинговую компанию ATG, ей поровну владеют АО «Эй Ти Джи» и АО «Арда Групп».

Одними из самых заметных фигур, кого затронули новые ограничения стали совладелец компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов (слева) и председатель правления «Газпром нефти», президент Российского футбольного союза (РФС) Александр Дюков (справа), глава «Башнефти» Владимир Чернов и гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. Одними из самых заметных фигур, кого затронули новые ограничения, стали совладелец компании «Лукойл» Вагит Алекперов (слева) и председатель правления «Газпром нефти», президент Российского футбольного союза (РФС) Александр Дюков (справа), глава «Башнефти» Владимир Чернов и гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. Фото: © Александр Астафьев, РИА «Новости»

Кого еще коснулись санкции и как реагирует рынок

Самые масштабные санкции США против российского энергетического сектора также затрагивают более чем 30 нефтесервисных компаний, включая «РН-Бурение» (структура «Роснефти») и «Технологии ОФС» (бывшие активы Baker Hughes в России).

Одними из самых заметных фигур, кого затронули новые ограничения, стали совладелец компании «Лукойл» Вагит Алекперов и председатель правления «Газпром нефти», президент Российского футбольного союза (РФС) Александр Дюков, глава «Башнефти» Владимир Чернов и гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. Из компаний можно выделить «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», а также «АльфаСтрахование» и «Ингосстрах». Как отмечает РБК, компании занимаются страхованием морских перевозок.

Досталось и дочерним структурам корпораций. Например, среди «дочек» «Газпром нефти» в санационном списке — сербская NIS, киргизская «Мунай Мырза», «Газпром нефть Казахстан» и «Газпром нефть Таджикистан». Кроме этого, ограничительные меры введены против операторов морских портов «Лавна» и «Суходол» — ООО «МТП Лавна» и ООО «Морской порт Суходол», крупнейшей судоходной компании России «Совкомфлот» и 183 танкеров под флагами разных стран. Как отмечается в заявлении американского минфина, среди них есть корабли «теневого флота».

О том, что от действий американцев пострадают дочерние структуры «Газпром нефти», совсем недавно предупреждал президент Сербии Александр Вучич. После разговора с американскими властями в начале января он заявил, что сербы готовы выкупить долю «Газпрома» (56,15%) в компании «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS). «У нас есть сейчас деньги, чтобы выкупить NIS. Если, по оценкам, стоимость компании составляет 1 миллиард евро, то речь идет о 600 миллионах евро для выкупа долей „Газпрома“ и „Газпром нефти“ <…>. И есть мой вопрос американцам. Вы хотите, чтобы мы купили их, и они сразу получили в свое распоряжение 500 миллионов, 600 миллионов или 700 миллионов?» — говорил сербский лидер. Также он отметил, что в планах США раздавить страны, которые получали российский газ, подточить там режим и сменить его на более лояльный. Например, в Грузии и Словакии.

В пресс-службе «Газпром нефти» сегодня заявили, что компания готовилась к подобным сценариям последние два года, поэтому многие подобные ограничения уже учтены в операционных процессах. «Ингосстрах» отчитался, что продолжает работать в штатном режиме и выполнять все свои обязательства перед клиентами и партнерами в полном объеме. Кроме россиян, под санкции попали 9 компаний из Объединенных Арабских Эмиратов и Гонконга. Как следует из заявления минфина США, причина этого — их помощь в поставках российской нефти и нефтепродуктов.

«Российский рынок почти не заметил санкций», — фиксирует телеграм-канал «Банкста» реакцию на бирже. Акции «Газпром нефти» отреагировали ростом на публикацию пресс-релиза об ограничениях. Котировки компании в моменте выросли более чем на 5%, на пике достигнув отметки в 620 рублей за бумагу. По сравнению с закрытием предыдущего дня рост составил 4,4%. Росли также бумаги «Сургутнефтегаза». Индекс Мосбиржи (IMOEX) на 18:29 мск прибавлял 1,9% до 2825,92 пункта. Рубль в пятницу немного усилил темпы снижения в паре с юанем на фоне новых санкций.

«Как и любые санкции, направленные на ограничение участия РФ в мировой торговле, эти также будут носить проинфляционный характер для нашей экономики», — отмечает экономический телеграм-канал MMI. По его мнению, долгосрочной реакцией на нынешние ограничения станет дальнейшее плавное сокращение добычи сырья и «столь же плавное снижение экспортных доходов РФ от продажи». «Нефть же вновь пойдет вниз, причем очень скоро — как только станет понятно, что сокращение поставок российской нефти на мировые рынки будет ограниченным и легко будет компенсировано другими странами, в т. ч. и участниками нефтяного картеля», — отметил канал.

«Что касается „Газпромнефти“ и „Сургута“, они станут более закрытыми. Катастрофы не будет, но санкции помешают „Газпромнефти“ развиваться, и с дивидендами будет хуже. У „Сургута“ деньги в юанях, так что это повлияет не так сильно, но все равно негативно, — пишет канал bitkogan. — Ну и последнее, друзья. Санкции затронули теневой флот — под санкции попало более 100 судов. Это, конечно, будет бить по валютной выручке, особенно в краткосрочной перспективе. Поэтому мы можем увидеть определенное ослабление рубля».