Андрей Беляков — основатель и руководитель ГК «Бриз» Андрей Беляков основатель и руководитель ГК «Бриз»
— Я одновременно и положительно, и негативно отношусь к этим выходным. Конечно, отдых — это хорошо, но все-таки, наверное, на здоровье людей длинные выходные сказываются. И не самым лучшим образом. Не на всех, но сказываются. У нас, к счастью, таких случаев не было. Народ ведь не только салатами объедается в эти дни, но и про крепкие напитки не забывает. Поэтому я считаю, что 30 декабря надо делать последний рабочий день в году, а 3 января нужно, чтобы уже все работали.
Евгений Минченко — президент «Минченко консалтинг» Евгений Минченко президент «Минченко консалтинг»
— Для моего бизнеса [длинные выходные] — хорошо. Это возможность отдохнуть и «отключить голову». А насчет того, как действуют новогодние выходные праздники на эффективность военных действий… Я не очень понимаю, как сокращение новогодних выходных увеличит эффективность на фронте. Не улавливаю в этом логическую связь.
Искандер Зигангараев — генеральный директор «КЖК-Логистик» Искандер Зигангараев генеральный директор «КЖК-Логистик»
— Возможно, да, пора завязывать [с длинными новогодними каникулами]. Потому что ни к чему хорошему не приводит, люди расхолаживаются. Но, с другой стороны, я бы, конечно, оставил. Почему? Все-таки с детьми общаться людям надо. Ведь семейные традиции в России очень сильны.

Я думаю, что в таком формате [каникулы] все равно можно оставить. Сложно бизнесу, но с детьми можно съездить на природу, например. Это же очень важно. Бизнес бизнесом, но, когда семьи разрушаются, бизнесу тоже достается. Единственное, с алкоголем надо завязывать, эту политику нужно вести. Необходимо людям объяснить, что по-другому нужно отдыхать, а не выпивать. А так людям надо все-таки отдохнуть. Может быть, не так много, но как-то нужно.

На бизнесе моем сказывается, конечно, мне приходится доплачивать за [работу сотрудников в] выходные. Много народа вытаскивать, потому что у меня же молочный бюджет, он не останавливается. Платим как за праздничные дни, людей вытаскиваем из дома. Не думаю, что какой-то бизнес из-за этого страдает. Просто бизнесмены вынуждены доплачивать за выходные. А тех, кто откажется, уволят, если они не выйдут на работу. А кто откажется выйти на работу?

Вот руководитель сказал ему: «Выходи на работу». А он что, откажется, что ли, например, 3 января выйти на работу? Обычно бывает такое, что некоторые водители забухивают. Сейчас люди к пьянству относятся не так положительно, как раньше. Замечаю, что в последние годы трезвый образ жизни в тренде, нет такого, чтобы уходить в длительный запой. Если человек отдохнул 1 и 2 [января], то он может выйти на работу. Некоторые даже 2-го выходят на работу, если им платят в двойном размере.
Марат Бикмуллин — основатель промышленного технопарка «Авиатор» (технологическая площадка для предпринимателей в области производства, НИОКР и стартапов) Марат Бикмуллин основатель промышленного технопарка «Авиатор» (технологическая площадка для предпринимателей в области производства, НИОКР и стартапов)
— Мы в основном работали, так что никак не отразились. Да, я считаю, что это (длинные новогодние каникулыприм. ред.) расточительно, тем более в таких условиях. И в условиях, когда вообще есть нехватка трудовых ресурсов в стране. В развитых странах выходные — это 1-е число, а 2-е — уже рабочий день. В Европе, Америке. Это только у нас в России [остается] данное наследие коммунизма.
Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»
— Наша организация работает жестко по российскому законодательству, так как мы оператор федеральной электронной площадки. И когда общероссийские выходные, то и у нас выходные. А когда татарстанские, отдельные выходные, у нас все равно рабочие дни. Поэтому, конечно, 8, что ли, выходных дней, когда наша организация не работает, не получает доход, а зарплату работникам надо все равно платить…

Мы же не бюджетная организация, где бюджет все это предусматривает. Мы так называемый хозрасчет. Сколько заработали, столько и полопали. И конечно, мне, как руководителю, очень тяжело этот период компенсировать — выплату зарплаты при отсутствии доходов. Но у меня по этому поводу было бы кардинальное предложение. Если бы кто-то прислушался. Раз уж у нас народ привык к длинным выходным в январе, то было бы правильно сделать еще раз 12 выходных в мае и отменить отпуска. Это было бы так удобно! А то по текущему плану отпусков каждый месяц примерно 10 процентов людей уходят в отпуск, и их трудно заменять. Отпуск не отменишь, и вот эта проблема отпусков, я думаю, не только у меня. У всех организаций есть проблема с отпусками. Иногда приходится просить человека перенести отпуск, а он уже с детьми к морю намылился. Или ребенок идет в первый класс и отпуск надо к школе приурочить…

Как было бы здорово, если бы было 12 выходных в январе, 12 — в мае, чтобы что-то в огороде посадить, и отменить отпуска вообще. Вся организация целиком в отпуске, и нет никаких проблем по замене, подмене этого выпадающего специалиста. Ведь есть много уникальных специалистов, кого некем заменить. Он уходит, и на две недели останавливаются многие процессы, потому что есть незаменимые люди. Есть люди текущие, а есть незаменимые.

Вообще, я категорически не понимаю, зачем сейчас нужны такие длинные новогодние каникулы. Раньше еще кто-то в Куршевель ездил на Новый год, позагорать где-то, но сейчас эти длинные 12-дневные выходные в январе… Я бы понимал, если в мае — огороды засаживают, на солнце греются. А в январе — непонятно. Отсюда и мое необычное предложение. Сделать два таких отпускных периода в январе и мае и отменить отпуска. Все отдохнули и вернулись в полном составе работать.
Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев председатель Торгово-промышленной палаты РТ
— Вообще, длинные выходные, особенно сейчас, — это вредно. И для людей, и для организаций. У нас есть предложение, которое мы еще раз хотим внести в Госдуму, чтобы эти выходные прибавлять к отпуску и они были недельные. Чтобы не ломать недельный ритм. Вот скоро у нас 23 Февраля, и мы опять три дня отдыхаем. 8 Марта — опять три дня. Все это выбивает из ритма, особенно сейчас. И на производстве тоже сказывается. И у нас сейчас получается 245 дней работать и 120 дней — отдыхать. Каждый третий день — выходной! От такого некий дисбаланс идет, и это очень плохо.

Давно пора завязывать с длинными выходными! Мы об этом уже говорили и ставили вопрос, что сейчас поддержка производства в первую очередь должна быть. А без производства невозможна эта военная операция. Потому что этот год будет во многом решающим.
Рустэм Ямалеев — руководитель инвестиционной компании «Стройиндустрия», председатель «Штаба татар Москвы», президент национального конгресса татар и тюркских народов Рустэм Ямалеев руководитель инвестиционной компании «Стройиндустрия», председатель «Штаба татар Москвы», президент национального конгресса татар и тюркских народов
— Я сторонник того, чтобы никаких длинных выходных [не было]. Мы живем в такой стране, у нас такой ритм, такие задачи стоят. Не надо нам этих длинных, они расхолаживают нас. Мы где-то любим и полениться, и что-то, и народ у нас расхолаживается. Потом у нас есть отпуск, календарные выходные дни, мы к этому уже привыкли.

Нам не надо этих длинных каникул. Или если они есть, нужно их использовать для уборки территории, складских помещений, какие-то подсобные, побочные дела нужно делать. Я не сторонник этого. Мы сами не стали такие длинные выходные делать, у нас все на работе.

На нашем бизнесе особо это не сказывается, у нас идет все по плану, строительные объекты. У нас есть план, все по плану, по графику.
Михаил Скоблионок — генеральный директор ЗАО «ТАКПО», президент еврейской национально-культурной автономии РТ Михаил Скоблионок генеральный директор ЗАО «ТАКПО», президент еврейской национально-культурной автономии РТ
— У меня своя система работы: частная фирма, в которой я не смотрю ни на приказы, ни на что. У меня гостиницы работают по своему графику, каждый божий день, и в праздники, и в выходные, и во все дни. Также в каждой гостинице свои рестораны. Я не могу остановить рестораны и не кормить людей. Я должен кормить завтраком, обедом, ужином. И там своя система работает. И они работают постоянно, так же, как и все.

Что такое строители, которые у меня есть? Это люди, которым я даю возможность заработать. Вот они работают. У них есть 12 выходных. Я им говорю: «Если хотите заработать денег столько, сколько вам нужно, выходите в эти дни, когда у вас выходные дни, и работайте. Я вам заплачу в 1,5 раза больше». И они выходят и работают. Мы ведем подсчет и платим им.

По длинным выходным решает государство. Если государству нечего делать, значит, государству нечего делать. Вот я разговариваю (у меня море друзей), спрашиваю: военные заводы, которые производят военное оборудование, технику, все работают или не все? И мне говорят: не все. Даже те, кто работает на армию, производит летательные аппараты, снаряды, не все работают. В эти выходные им тоже дают отдыхать.

Вот шла война 1941–1945 годов, там люди работали и по субботам, и в выходные. Они все время там работали, понимаете? А сейчас непонятно ничего, потому это решает государство, это уже решаю не я. Если государству нечего делать, нечем рабочих занять, чтобы они что-то производили, что-то делали, куда-то двигались… Это решает государство, это его проблема. Потому каждый руководитель свои проблемы решает сам. Вот компьютерщики, например. У меня одна дочь — компьютерщица, она 14 дней отдыхала, уехала, потому что ей делать нечего. А есть люди, которые должны работать каждый день, постоянно. У всех своя работа, все должны знать свою работу и ее выполнять.

Столько выходных дней в году, сколько дает Россия, ни в одной стране мира нет. Я очень хорошо знаю. Вот, например, Израиль, у меня там бизнес есть. Они столько не отдыхают, они работают. У них нет таких отпусков, как у нас, другая система. И они живут прекрасно и зарабатывают деньги.
Виктор Классен — генеральный директор АО «Радиокомпания «Вектор» Виктор Классен генеральный директор АО «Радиокомпания «Вектор»
— Я уже 38 лет директор предприятия. Наверное, самый-самый древний директор самого древнего предприятия в Чистополе. Это, что называется, медицинский факт, и я даже сам немножко этому удивляюсь. В нынешние времена так бывает очень редко. Но это означает, что почти 40 лет я с этим и живу. Не сегодня же придумали такие длинные выходные.

Мы начинаем праздновать (и я считаю, что это очень важно для коллектива) 25 декабря. 25-го у нас всегда рождественский вечер, который мы очень аккуратно отмечаем, поем хорошие песни во славу Рождества Христова. Спрашивается: как же это может быть 25 декабря, когда все в России празднуют Рождество 7 января? Существенная часть христианского мира, в том числе и я, и моя семья, празднует Рождество 25 декабря. Потому что мы российские немцы, немцы-меннониты, и у нас это праздник. Потому мы здесь совместно с Русской православной церковью, с нашим владыкой Пахомием (епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий прим. ред.), спасибо ему огромное, здесь организовали и колядки, и всякие другие песнопения во славу рождения Иисуса Христа. То есть мы начинаем 25 декабря.

Естественно, мы не можем обойти и такую современную форму, как корпоратив. Его мы тоже празднуем. Мы подводим итоги, разговариваем с каждым подразделением, смотрим, как бизнес развивался. Дальше — в кругу семьи. Ну понятно, что 31 декабря — в кругу семьи. Очень много подарков, поздравлений, все собираются. 2 января мы традиционно уже почти 40 лет проводим для наших маленьких детей новогодний спектакль. Причем из года в год он разительно меняется. Я сейчас уже мало что понимаю. Раньше были только Снежинки, Дед Мороз, Снегурочка и Баба-яга. Сейчас Бабы-яги уже нет. Это все какие-то Смешарики, трансформеры, какие-то монстры. И дети все это понимают! А я не понимаю, потому что я сильно-сильно взрослый. И хотя у меня 7 внуков, я какие-то современные вещи — сказки, мультики — не все понимаю. 7-го числа мы опять празднуем Светлое Рождество Христово — православное. И, между прочим, мы также очень трепетно относимся и к мусульманским праздникам.

И, понимаете, к этому периоду [новогодних каникул], к которому очень многие относятся отрицательно, я отношусь очень положительно. Потому что люди должны отдохнуть, пообщаться. Люди должны понимать, что не только одним бизнесом и работой живет человек. И самое ценное, как учат нас умные философы, — свободное время. И это свободное время, как ни странно, специально так устроено, что оно возникает на Новый год.

Поэтому я в целом отношусь очень позитивно. Вот сейчас за эти два [рабочих] дня много чего произошло. Мы работаем в рамках нашей программы внедрения искусственного медицинского интеллекта, на это есть соответствующий указ [президента России Владимира] Путина. Широко шагает наш искусственный медицинский интеллект из Чистополя по всей стране. Я, например, сегодня очень сильно ругался, что какой-то сервер сломался у нас в Бурятии. А Бурятия куда у нас подключена? К Чистополю подключена! Очень активно работает Курская область, где идет война. Там же много погибших врачей, и мы опять-таки смотрим. И сегодня мы смотрим, что у нас трафик обработки всяких снимков пошел вверх. Да, массового обследования населения в эти выходные не было и клиники были в основном закрыты. Люди отдыхали. Но я считаю, что это большое достижение нашего общества, что мы можем себе это позволить. Имея такие хорошие результаты в экономике, мы можем себе позволить раз в году с родными, близкими, друзьями отдохнуть.
Фоат Комаров — советник генерального директора АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров советник генерального директора АО «СМП-Нефтегаз»
— На моем бизнесе и на мне лично никак не сказываются. Лично-то я уже пенсионер, у меня свободный режим. Для меня и среда — выходной, и пятница. Могу отдыхать, могу и в воскресенье на работу выйти. Такого у меня нет режима, нет обязаловки.

А вот для производственных процессов это, конечно, гибель. Нельзя разрывать производственную цепочку на две недели — люди расхолаживаются. Значит, мы говорим о кризисе ремесла, кадровом голоде, а сами создаем вот такие окна. Для чего? А люди говорят, что у них нет денег, зарплаты. Ну если не работают, откуда будет зарплата? Потому это чья-то закулисная игра, я считаю. Это просто, будем говорить, подрыв экономики России.

Не стоит ли завязывать с учетом того, что страна ведет боевые действия? Вопрос даже не в военных действиях. Он в том, что отсутствует стратегия развития производства в России. То есть сегодня до основания разрушили практически всю промышленность, все находится в расхлябанном состоянии. Это видно: самолеты мы не выпускаем, оборудования у нас своего нет, станков нет. Элементарно простых вещей нет! Кооперация международная есть. А мы вот не можем выпускать продукцию, потому что нам сразу обрубили элементарные, мельчайшие детали, из которых состоит огромнейший промышленный объект, ну или там промышленная установка.
Сергей Сотников — директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП Р Сергей Сотников директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ
— В нашем бизнесе единственная возможность отдохнуть — как раз в эти январские праздники. Логистика так устроена, что у нас постоянно машины куда-то должны ездить. Так что эти длинные выходные, я считаю, для нас в пользу. Это некий корпоративный отдых для всех.

Количество времени, которое человек проводит на работе, не прямо пропорционально качеству работы. Можно и четыре дня в неделю работать, но за это время полную недельную норму выполнить.

Мы же живем не только для того, чтобы на работе время проводить. У нас есть еще дети, бабушки, мамы, родственники. Просто если смысл жизни в том, чтобы прийти на работу, провести всю свою жизнь там и в первый день выхода на пенсию умереть, мне кажется, это странный какой-то посыл будет, понимаете? И поэтому я считаю, что разговоры о том, что у нас слишком много выходных, неправильные. У нас не выходных слишком много, а бестолковой работы много, где мы тратим время на непонятные вещи.
Толга Акынджы — гендиректор компаний «Тис» (Елабуга), «Мекра Рус», «Экспедишин» (Мамадыш) Толга Акынджы гендиректор компаний «Тис» (Елабуга), «Мекра Рус», «Экспедишин» (Мамадыш)
— Мы уже с 6-го числа работаем, так что для нас эти праздники не такие длинные (смеется). Что касается длинных каникул во время СВО, с этим я согласен. Пока там ребята воюют, меня много чего не устраивает, что происходит у нас в тылу, если честно. Это факт.
Нурислам Шарифулин — ресторатор, руководитель проекта P.Lоve Нурислам Шарифулин ресторатор, руководитель проекта P.Lоve
— Вы знаете, у нас есть такая старая, добрая, классическая поговорка: «Когда все работают, мы отдыхаем. Когда все отдыхают, мы работаем». Когда у людей выходные, жители Казани (если они не уехали куда-нибудь) остаются в городе, обычно идут в кино, рестораны. И поэтому у нас традиционно растет поток гостей. Потому для нас это всегда хорошо. А вот в первый рабочий день, когда заканчиваются выходные, у нас, естественно, перекати-поле.

Я лично пытаюсь балансировать между работой и семьей, поскольку я многодетный отец, трое детей. Это очень короткое время, когда дети еще маленькие и в тебе нуждаются.

С учетом боевых действий, в которых участвует страна, не пора ли завязывать с такими затяжными праздниками? Давайте честно, у нас с вами сейчас такая ситуация, когда очень негативный новостной фон. Мне, наоборот, кажется, что в определенном смысле для людей это возможность как-то эмоционально, что ли, этот фон улучшить. Понимаете, тут же вопрос в том, как люди используют эти праздники. Если они проводят время с семьей, дарят друг другу подарки — это очень позитивная тенденция. Но, конечно, с точки зрения работы это сильно выбивает из графика. Особенно, знаете, за неделю до новогодних праздников вот эта история: «Давай после январских [решим все]».

Но если бы мне ставили выбор, хочу ли я, чтобы эти каникулы сохранились или нет, конечно же, хочу. Это возможность повидаться, провести время с родными и близкими людьми. Потому что кто-то живет, например, в Москве, кто-то — в другом месте. И поэтому благодаря таким выходным люди как-то находят время, чтобы приехать и провести время с близкими.
Равиля Шайдуллина — генеральный директор ООО «Ностальгия» (пиццерия на «Черном озере», кафе «Кукан», ресторан «Дворянское гнездо») Равиля Шайдуллина генеральный директор ООО «Ностальгия» (пиццерия на «Черном озере», кафе «Кукан», ресторан «Дворянское гнездо»)
— Очень актуальный вопрос. Я каждый раз с ужасом ожидаю наступления новогодних выходных. Я своих и 31 [декабря] заставила работать с надеждой немного подзаработать. По закону, в выходные нужно платить двойную зарплату, а зарплаты-то сейчас немаленькие. Мы в четверг тоже вышли на работу, хотя за все выходные люди проели и пропили все деньги.

В то время, когда идет специальная военная операция, подобные гулянки неуместны. Тем более что бизнесу приходится платить дополнительные деньги. Откуда их я должна взять? Людей я не могу отправить на каникулы за свой счет, у них свои семьи. Поэтому я против длинных зимних выходных. В крайнем случае, если уж очень хотят отдохнуть, пусть выходные перенесут на май. У меня в Дербышках есть поминальный зал, так вот, там по трое поминок в день проводят. Люди умирают от того, что пьют все эти 10 дней. Я против длинных выходных, не нужны они. Думаю, отдохнул 2–3 дня — и достаточно.