КАМАЗ ТЕРЯЕТ РЫНКИ

Опубликованный на минувшей неделе промежуточный отчет ОАО «КАМАЗ» по итогам четвертого квартала 2012 года малоинформативен (будем ждать весной полноценного годового), но тем не менее и он дает пищу для размышлений. Из него следует, что КАМАЗ в прошлом году увеличил продажи в России на 1,3% до 40192 штук. К сожалению, это намного хуже общего прироста рынка - по данным аналитического агентства «Автостат», в целом по стране продажи средних и тяжелых грузовиков выросли на 13,4% до 138 тыс. штук.

В 2013 году емкость рынка, по прогнозу агентства, останется на уровне 2012 года, а вот спрос на "КАМАЗы" может оказаться слабым. Во-первых, это связано с переходом на стандарт двигателей "Евро-4", а это повлияет на продажи компании в первом квартале. Переход на новые стандарты топлива и двигателей создаст некоторые проблемы с заправкой, так как создание инфраструктуры потребует дополнительных инвестиций, что может заставить потребителя подождать с приобретением машины. А во-вторых, трудности будут обусловлены снижением активности в добывающем и строительном секторах, что может привести к сокращению внутреннего спроса. В свою очередь, довольно невысокий объем экспорта связан с относительно невысокой рентабельностью экспортных поставок из-за сильного рубля, который при текущих прогнозах цен на нефть, вероятнее всего, сохранится. Впрочем, сам КАМАЗ тоже прогнозирует стабилизацию рынка на уровне 2012 года и рассчитывает не столько увеличить, сколько сохранить продажи.

В основном челнинский автогигант производит автомобили массой 14 - 40 т — их было продано 39393 штуки. Этот сегмент российского рынка по итогам года вырос на 17,1% до 117 тыс. машин, а доля КАМАЗа в нем снизилась с 38,4 до 33,7%, гласят данные компании. Подробнее о причинах и следствиях такой динамики газета «БИЗНЕС Online» писала несколько дней назад. Еще большее снижение доли КАМАЗа произошло в сегменте 8 - 14-тонных машин: с 13,5 до 6,7%. Продажи остались на прежнем уровне — около 800 штук. Это связано с ростом импорта и техническими ограничениями КАМАЗа по выпуску среднетоннажных грузовиков. Весь рынок среднетоннажных грузовиков, по оценке предприятия, вырос более чем вдвое — до 12 тыс. штук. Доля иномарок (включая "МАЗ") на нем за год снизилась с 81,4 до 77,5%, зато у ЗИЛа выросла с 5,1 до 15,8%.

ПРОИЗВОДСТВО УПАЛО, ВЫРУЧКА НЕ ДОГНАЛА ИНФЛЯЦИЮ

В целом за 2012 год КАМАЗ выпустил 51355 машинокомплектов (+6% к аналогичному периоду прошлого года), более 54 тыс. двигателей и силовых агрегатов (+5%), отгружено потребителям запасных частей на 14 млрд. рублей, продукции диверсификации - на 12,9 млрд. рублей (+18%). Для реализации дилерской сетью, а также для прямой отгрузки заказчику и корпоративным клиентам сдано более 47,3 тыс. готовых грузовых автомобилей: из них на российский рынок - почти 41 тыс. единиц, на экспорт - более 6,4 тысячи. Это меньше плана на 2012 год, в котором планировалось сдать на продажу 48 тыс. единиц продукции.

На фоне не совсем радужной динамики деятельности КАМАЗ скорректировал программу стратегического развития, рассчитанную до 2020 года, снизив еще в декабре плановые значения роста бизнеса и производств. Прогнозный объем производства на 2015 год был снижен на 14,3% до 60 тыс. единиц продукции, а на 2020 год – на 20% до 80 тыс. штук. Соответственно, были уменьшены аппетиты и по выручке – в 2015 году КАМАЗ теперь рассчитывает заработать 170 млрд. рублей (по МСФО) - на 20% меньше, чем предполагалось ранее, а в 2020 году - 350 млрд. рублей, что на 6,4% меньше прежних прогнозных данных. Впрочем, до 2020 года еще далеко, так что цифры могут еще не раз измениться как в большую, так и в меньшую сторону.

По предварительным данным, выручка автопроизводителя в 2012 году росла медленнее инфляции и увеличилась на 5%, составив 111 млрд. рублей. В 2012 году чистая прибыль, по МСФО по предварительной оценке, выросла в 2,5 раза до 4,68 млрд. рублей (4% от выручки). Поскольку в отчете за четвертый квартал 2012 года не публикуется информация по финансам (баланс, отчет и прибылях и убытках и другие приложения), то детальный разбор слагаемых столь высокого финансового результата у нас будет еще впереди. Напомним, что за 9 месяцев 2012 года завод получил 3,3 млрд. рублей чистой прибыли по РСБУ по сравнению с убытком годом ранее.

ВЫБОРОЧНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

Итак, зафиксируем продемонстрированный КАМАЗом результат. Производство выросло на 6%, выручка - на 5%, продажи - на 1,3%. Доля челнинского автогиганта в ключевом для предприятия сегменте автомобилей массой 14 - 40 т упала за год на 4,7%, план по реализации не выполнен, задел на будущее - снижение прогнозных показателей. Позитива немного. Кроме одного момента - чистая прибыль КАМАЗа, по предварительным данным МСФО, выросла в прошлом году в 2,5 (!) раза – до 4,68 млрд. рублей против 0,992 млрд. рублей (РСБУ) годом ранее. За счет чего едущий под гору автопроизводитель увеличил выручку? Одно слово – оптимизация…

Радикальное сокращение расходов, переход на четырехдневку, отказ от непрофильных активов, в том числе от футбольного клуба, перевооружение производств и многое другое – весь прошлый год КАМАЗ отчаянно затягивал пояса. Экономил автогигант почти на всем. Даже на рабочем времени рабочих, для оптимизации которого нанял чешского специалиста Томаша Навратила, который оказался до того эффективен, что о нем на КАМАЗе сложили легенды и сочинили стихи.

Пожалуй, только на одном не экономил КАМАЗ. Как сообщается в отчете предприятия, по итогам работы в 2012 году ОАО «КАМАЗ» направило на выплаты членам совета директоров и правления свыше 134 млн. рублей – вдвое больше, чем в 2011 году (66,789 млн. рублей). При этом мотивация конкретно членов СД (кроме представителей государства, которые ничего за свою работу не получают) по итогам прошлого года взлетела более чем в 6 раз.

Вознаграждения топ-менеджмента ОАО «КАМАЗ» 2011 - 2012 годы

Члены совета директоров

2012

2011

Изменение
абсолютное

Изменение
относительное

Среднесписочная численность

11

11

0

0%

Вознаграждение (в млн. руб.)

23,873

3,9

20

512%

Среднее за месяц (в тыс. руб.)

181

30

151

512%

Члены правления

2012

2011

Изменение
абсолютное

Изменение
относительное

Среднесписочная численность

8

8

0

0%

Вознаграждение (в млн. руб.)

110,958

62,889

48

76%

Среднее за месяц (в тыс. руб.)

1156

655

501

76%

КАК КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ ПРИВОДИТ К РЕВОЛЮЦИЯМ

С одной стороны, во-первых, вознаграждения топ-менеджеров КАМАЗа нельзя назвать заоблачными. Сопоставимые и даже более внушительные цифры начислили своим «топам» «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим» и «Татнефть». Во-вторых, КАМАЗ вообще ни копейки не выплачивал членам СД в 2009 - 2011 годы. Поэтому резко возросшие вознаграждения можно связать с доначислением, сделанным в прошлом году. В-третьих, автопроизводитель по итогам прошлого года существенно увеличил чистую прибыль, а это именно тот показатель, от которого зависит мотивация топ-менеджмента.

С другой стороны, хороший финансовый результат КАМАЗа почему-то никак не отразился ни на зарплате заводских трудящихся, ни на выплатах дивидендов акционерам. Как не видели акционеры дивидендов от челнинского автогиганта в кризис, так и не увидят в этом году. А средняя месячная зарплата всего трудового коллектива как была в 2011 году 22 тыс. рублей, согласно отчету, так и осталась почти на том же уровне, увеличившись в 2012 году всего на 1 тыс. рублей или 4,5%.

Таким образом, разрыв в доходах между членами правления и трудящимися КАМАЗа, так называемый децильный коэффициент, составляет 50 (!) раз. Настораживает тот факт, что этот показатель у челнинского автогиганта растет, причем стремительно, по итогам первого полугодия 2012 года он составлял 27 раз.

Тем временем в развитых европейских странах, например, децильный коэффициент колеблется в районе 6 - 9, в США - 10 - 12. В России в последние годы он составлял примерно 16 - 20. Результат, по мнению специалистов, красноречив и уже опасен – и социальным взрывом, как было в России в начале XX века (тогда этот показатель зашкалил за 25), и социальной апатией - все больше людей ощущают себя аутсайдерами в этой жизни. По словам главы института экономики РАН Руслана Гринберга, как только децильный коэффициент достигает 10, в стране появляются условия для социальных беспорядков. Так что хорошо, что КАМАЗ – это не страна. Но плохо, что КАМАЗ – это, по сути, целый город…

«С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ – НЕСПРАВЕДЛИВО, А С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕКОТОРЫХ КОРПОРАЦИЙ США – ЭТО ЕЩЕ ПО-ДОБРОМУ»

О том, как на настроения в обществе повлиял большой разрыв в доходах между бедными и богатыми, газете «БИЗНЕС Online» объяснили эксперты.

Михаил Хазин - президент компании экспертного консультирования «Неокон»:

- Разница в доходах между наиболее богатыми и наиболее бедными приводит к острым конфликтам в стране. Но для конкретных предприятий это не работает. В США есть люди, корпорации, в которых зарплата главного менеджера с учетом бонусов больше, чем всех остальных сотрудников компании вместе взятых. Тут могут быть разные варианты – это политика компании, но с точки зрения коэффициента Джини, да, если разрыв слишком большой, то обычно он приводит к тяжелым социальным последствиям.

Разрыв в 50 раз – да, но это должно быть в 50 раз для всех, грубо говоря, когда разрыв между 5 процентами самых богатых и самыми бедными – в 50 раз, одно конкретное предприятие – здесь не показатель. Предприятия проводят свою политику, справедливо-несправедливо... С точки зрения социальной – несправедливо, а с точки зрения некоторых корпораций США – это еще по-доброму.

Игорь Николаев - директор департамента стратегического анализа ФБК (Москва):

- Люди не сильно обращают внимание на то, насколько велика разница между зарплатами топ-менеджеров и средняя зарплата по региону. По сравнению с тем, какие доходы (в том числе, например, в виде недвижимости) оказываются у тех же чиновников. Люди, на мой взгляд, к этому достаточно спокойно относятся, потому что понимают, что это бизнес, это руководители. Мы уже научились различать доходы и зарплаты частной компании с тем, что зарабатывают бюджетники. Вот когда публикуются данные о зарплатах ректоров вузов (бюджетников) или чиновников, пускай уже в виде имущества, это вызывает гораздо большее неприятие, чем зарплаты топ-менеджеров. Хотя обращает на себя внимание то, что зарплаты топ-менеджеров у нас уже сравнимы с западными, а вот средняя зарплата работников не сравнима никак.