Радик Гайзатуллин рассказал о предлагаемых изменениях в бюджет 2013 года. Расходы предлагалось утвердить в 172,3 млрд. рублей, доходы — 171,9 млрд. рублей, дефицит — 307,4 млн. рублей

ИЗВЕЧНАЯ БОРЬБА: КОММУНИСТЫ НАПОМНИЛИ ЕДИНОРОССАМ ПРО ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ

Первым же вопросом депутаты решили назначать дату выборов в Госсовет РТ. Председатель парламента Фарид Мухаметшин напомнил, что голосование должно состояться во второе воскресенье первого месяца осени, а значит, 14 сентября. На эту тему, казалось бы, не предполагавшую дискуссий, решил выступить первый секретарь рескома КПРФ Хафиз Миргалимов.

«Выборы должны пройти чисто и честно!» — заявил он.

Если не будет широкого освещения в СМИ и равного отношения ко всем депутатам, можно получить вторую Украину, дал понять Миргалимов. С ним никто спорить не стал, а Мухаметшин даже несколько возмутился — в зале опытные люди, депутаты со стажем, их не стоит «учить», «мы здесь пять лет работаем».

«Зачем говорить о честности выборов? Вы разве сомневаетесь в их честности?» — спросил коммуниста Мухаметшин.

Миргалимов не ответил, а больше никто не выступал. По итогам голосования 84 депутата высказались за назначение выборов на 14 сентября, кто-то один — против.

Хафиз Миргалимов: «Выборы должны пройти чисто и честно!»

БЮДЖЕТ-2013: НОВЫЙ НА ТРЕТЬ

Определившись с будущим, депутатам предстояло поставить точку на прошлом. Министр финансов Радик Гайзатуллин рассказал о предлагаемых изменениях в бюджет 2013 года. Расходы предлагалось утвердить в 172,3 млрд. рублей, доходы — 171,9 млрд. рублей, дефицит — 307,4 млн. рублей.

От первоначального варианта бюджет отличается существенно. В конце 2012 года парламентарии приняли его с расходами в 131,5 млрд. рублей, доходами в 128,3 млрд. рублей и дефицитом в 3,1 млрд. рублей. То есть доходы и расходы за год выросли примерно на 40 млрд. или почти на треть. Принятие почти 1,5 года назад бюджета с такими параметрами в правительстве объясняли желанием проявить осторожность на время, когда неизвестно, чего можно ждать от мировой экономики. Но не слишком ли велика разница?

«Если доходная часть бюджета выросла на 40 млрд. рублей за счет федеральных и республиканских средств, то в какой пропорции?» — спросил депутат Рифат Ганибаев. Большая часть — 27 млрд. рублей — поступила из федерального центра, ответил Гайзатуллин, еще 13 — дали местные налоги в основном на прибыль, на имущество и акцизы.

Кстати, поскольку 79% бюджета РТ формируют три налога — на прибыль, на доходы физических лиц и на имущество — глава минфина остановился подробно на них. «Наиболее объемным» является налог на прибыль — по нему было собрано 51,2 млрд. рублей. Основную долю поступлений налога обеспечила нефтедобывающая отрасль, составившая 45%. Гайзатуллин отметил тут весомую роль «Татнефти», а также малых нефтяных компаний. Следующий крупный налог — НДФЛ, по которому в бюджет РТ было собрано 30,1 млрд. рублей. Поступления по налогу на имущество составили 21,5 млрд. рублей и включили в себя: налог на имущество организаций — 18,1 млрд. рублей и транспортный налог в сумме 3,4 млрд. рублей.

Поступление акцизов составило 16,9 млрд. рублей.

Отметим, что комментируя бюджет, Марат Хайруллин заговорил о реструктуризации долга Татарстана — за прошлый год госдолг РТ уменьшился на 556 млн. рублей до 85,3 млрд. рублей. Регионы вправе ждать от федерального центра полного списания долга, если реализовывают общероссийский проект. Или хотя бы половину, если построенная инфраструктура играет в пользу региона. «Тем более что регионов, которые могут реализовывать крупные инфраструктурные проекты, немного», — сказал Хайруллин.

И направил в адрес федерального центра еще одну идею, предложив создать некую финансовую структуру для поддержания в сложные времена регионов-локомотивов. Именно они могут вытянуть экономику РФ. В пример привел тихоокеанское побережье Китая, где сосредоточены промышленные центры, от которых веерно и шло развитие страны. У нас же средства пока направляются в Крым и на Дальний Восток — тоже надо, но отдача от них пока непонятна.

Другие депутаты задали Гайзатуллину вопросы. Николай Рыбушкин поинтересовался, за счет чего увеличились поступления по НДФЛ на 4,9 млрд. рублей. Оказалось, что за счет роста зарплаты на 10%. Продолжила тему Татьяна Водопьянова. «Сколько средств в 2013 году было направлено на путинские указы по увеличению зарплаты работникам бюджетной сферы?» — спросила она. Всего 16,2 млрд. рублей, из них 3,7 млрд. — из федерального бюджета, за счет внебюджетных источников — 1 млрд., остальные —за счет бюджета РТ (то есть когда говорят, про «тяжесть» путинских указов, можно иметь в виду 11,5 млрд. рублей из бюджета РТ).

Илсур Сафиуллин спросил: что делать с задолженностью по региональным налогам, которая выросла на 11% — 128 млн. рублей. «Дело усугубляется тем, что была проведена великолепная работа по реструктуризации задолженности, но одно из условий — не привлекать больше кредитов из бюджета и банков. В то же время из отчета видно, что 156 миллионов рублей все-таки привлекли из федерального бюджета. Не вылетим ли мы из реструктуризации?» — осторожно поинтересовался депутат. Гайзатуллин дал понять: ложная тревога, деньги хотя и были привлечены из федерального бюджета, но Москва давала всем регионам на строительство детских садов, нарушений нет, а задолженность постепенно снижается.

«Если резких изменений на мировом рынке нефти и нефтехимии не будет, то запланированные бюджетные показатели в этом году будут выполнены», — заверил Гайзатуллин засомневавшихся депутатов

ДЕФИЦИТ ВЫРОС ДО 12 МЛРД., НО В РАМКИ «УЛОЖИЛСЯ»

Представил Гайзатуллин и изменения в бюджет РТ на год текущий — предлагалось увеличить дефицит на 2,3 млрд. рублей до 11,9 млрд. рублей. Дефицит, пояснил министр, обеспечен источниками финансирования, остатком средств на начало года. При этом общий объем доходов бюджета Татарстана в 2014-м составит 150,9 млрд. рублей, расходов — 162, 8 млрд. рублей. Доходная часть бюджета увеличится на 8,7 млрд. рублей, расходы — на 11,1 млрд. рублей.

Законопроектом предусматривается увеличение доходной части бюджета в основном за счет раздела «Безвозмездные поступления» — это субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты. Наибольшие суммы выделяются на поддержку сельского хозяйства — 4,4 млрд. рублей, обеспечение лекарствами отдельных категорий граждан — 826 млн. рублей, на ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» — 740 млн. рублей, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации — 514,7 млн. рублей и др.

«Если резких изменений на мировом рынке нефти и нефтехимии не будет, то запланированные бюджетные показатели в этом году будут выполнены», — заверил Гайзатуллин засомневавшихся депутатов.

«Предельный уровень дефицита бюджета в республике составляет 15 процентов от собственных доходов, а дефицит у нас порядка 9,3 процента, то есть пока мы укладываемся в рамки», — ответил глава минфина на вопрос Рыбушкина.

В итоге депутаты приняли законопроект в первом чтении и в целом.

Артем Прокофьев (слева): «Получается, что есть сегодня одно мнение — партии власти и другое — неправильное»

КАК ОБМАНУТЫЕ ДОЛЬЩИКИ ВЫЯВИЛИ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Непривычно жаркие споры, вот-вот грозившие перейти грань парламентского приличия, разгорелись в середине заседания. Представитель КПРФ Артем Прокофьев предложил вниманию парламентариев законопроект о поддержке граждан, отдавших средства на строительство многоквартирных домов, но пострадавших от недобросовестных застройщиков.

«По различным подсчетам, количество пострадавших составляет 1,5 тысячи человек, — сообщил Прокофьев. — Необходимо законодательное регулирование отношений в сфере поддержки таких граждан». Предлагаемый законопроект создаст условия, необходимые для обеспечения обманутых дольщиков жильем, пояснил он. Однако отзывы на проект, по словам депутата, оказались отрицательными — как от правового управления и прокуратуры, так и от аппарата президента. В частности, в них отмечается, что уже действует федеральный закон об участии в долевом строительстве и реестр обманутых дольщиков, однако, заметил Прокофьев, не все из пострадавших в него могут попасть. В отзывах говорится, что «законопроект противоречит федеральному законодательству», возмутился депутат.

«Судя по отзывам, закон даже не пытались прочитать и понять, — высказал мнение Прокофьев — В Госсовете вообще вошло в правило отклонять законопроекты, ссылаясь на противоречия федеральному законодательству. Эти отзывы на совести тех, кто их писал. Получается, что есть сегодня одно мнение — партии власти и другое — неправильное», — продолжил эмоциональное выступление депутат, сделав выпад в сторону ЕР.

ИСКУССТВЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТА

«Пожалуйста, будьте осторожны, — перебил его Мухаметшин. — Это не партия готовила отзывы». Прокофьев в своем выступлении от эмоций перешел вновь к фактам, приведя в пример аналогичные предлагаемому законы о поддержке дольщиков, которые приняты в Кировской и Свердловской областях. Последней закон подразумевает процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно тем застройщикам, которые передадут жилье обманутым дольщикам.

Если схожие положения принимаются там, почему здесь они противоречат законодательству, с недоумением спросил Прокофьев. Он предложил не сваливать все на федеральный центр. «Это создает, по сути, какую-то искусственную беспомощность парламента Татарстана», — заключил Прокофьев. Экспертные заключения на аналогичный закон и сам его текст он передал Мухаметшину.

Николаю Рыбушкину не понравились слова депутата об отзывах: «Вы с ними встречались (с составителями отзывовприм. авт.)? Нет? Тогда я не понимаю, как вы могли оценку дать?»

«Прокуратура делает замечания к тем положениям, которые вы сами написали, или к тем, что переписали?» — задал еще вопрос Рыбушкин в ответ на замечание Прокофьева о том, что оспариваются те положения законопроекта, которые приняты в других субъектах. «Что вы имеете в виду»? — ответил вопросом на вопрос Прокофьев. Спор на повышенных тонах грозил разгореться на глазах у всех, но тут решением сверху его потушил Мухаметшин, отключив микрофоны обоим парламентариям.

Сделав замечание Прокофьеву о «неэтичной» критике, Мухаметшин позвал следующего докладчика. Отметим, что позднее Миргалимов на трибуне принес извинения за инцидент, а председатель Госсовета, словно желая смягчить общее впечатление от произошедшего, еще раз подчеркнул, что не может поставить на голосование проект, на который поступили отрицательные отзывы.

Парламентарии Татарстана назначили дату выборов депутатов Госсовета РТ — 14 сентября

ПЛЮС 20 КМ В ЧАС — СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ БОНУС

Завершили заседание депутаты голосованием за принятие обращения к председателю Госдумы РФ Сергею Нарышкину, в котором предложили ужесточить административное наказание за нарушения ПДД. В качестве аргумента была приведена статистика — в прошлом году только на территории Татарстана в ДТП погибли 707 человек и 7025 человек получили ранения. Причиной большинства аварий с жертвами и пострадавшими являются превышение скорости, управление ТС в нетрезвом состоянии. Депутаты предложили ввести уголовную ответственность за оставление места ДТП в случае наступления последствий, предусмотренных ст. 264 УК РФ. Кроме того, сейчас предельно допустимая скорость машин в населенном пункте — 60 км/ч, но водители гоняют до 80 км/ч, поскольку привлечь их к ответственности можно после превышения скорости на величину более 20 км/ч. Этот «люфт» слишком большой, считают парламентарии.

Отметим, что и на этот раз нашлись шестеро несогласных. Мухаметшин искренне удивился и попросил их после заседания поделиться своими доводами, может быть, аргументы будут весомы. Но поскольку из зала никто не откликнулся, он с улыбкой заметил: «Мы ведь все равно узнаем кто».

Такого от председателя парламента депутаты не слышали давно.