«Мне хотелось бы получить обратную связь, где мы недорабатываем. Для диагностики», — так начала общение с журналистами министр культуры РТ Ирада Аюпова

«МЫ С ТАКИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ВЫЙДЕМ, ОДНОЗНАЧНО»

«Мне хотелось бы получить обратную связь, где мы недорабатываем. Для диагностики», — так начала сегодняшнее общение с журналистами Ирада Аюпова. Министр культуры РТ, как и ее коллеги по республиканскому правительству, решила подвести итоги года, который, впрочем, уместился у главы минкульта в 8 месяцев, поскольку назначена она была на данный пост в начале мая 2018-го.

Общение вышло вполне себе неформальным, и не только благодаря чаю и конфетам для «акул пера». Аюпова предложила меньше задавать вопросы, но больше давать собственных предложений, например, в части Года театра, под эгидой которого пройдет 2019-й в России и Татарстане. Надо сказать, что не все представители прессы охотно откликнулись на это. Вообще, всегда удивляет, как на мероприятиях подобного рода пять-шесть человек вступают в диалог со спикером, а все остальные, кажется, приходят исключительно ради скромных новогодних презентов от хозяев.

Предложения, так предложения. У «БИЗНЕС Online» таких оказалось два, и оба связаны с Годом театра. Мы напомнили руководству министерства культуры РТ о том, что в недавней оперной премьере Большого театра «Путешествие в Реймс» Россини выступили сразу пять солистов, обучавшихся в Казанской консерватории или местном музыкальном колледже, а также начинавших в Татарстане свою профессиональную карьеру (Альбина Шагимуратова, Альбина Латипова, Рузиль Гатин, Юлия Мазурова, Екатерина Воронцова). Более того, 29–30 декабря в Мариинском театре состоятся премьерные показы новой версии знаменитой оперы Доницетти «Лючия де Ламмермур», музыкальный руководитель постановки — сам Валерий Гергиев, а заглавную партию исполнят все та же звезда мировой оперы Шагимуратова, а также еще одна выпускница Казанской консерватории — Айгуль Хисматуллина.

В общем, почему бы не организовать в 2019 году на сцене театра им. Джалиля либо новую постановку, ну или хотя бы сборный концерт известных оперных солистов, связанных с Татарстаном, но которых мы фактически не видим на казанской сцене. Добавьте к уже упомянутым артистам Венеру Гимадиеву, Аиду Гарифуллину, Владу Боровко — действительно, оперное гала получилось бы как минимум европейского класса.

«Что касается постановки спектакля, концерта с участием наших исполнителей. Мы с таким предложением выйдем, однозначно», — заметила Аюпова и сделала пометки у себя в блокноте. После чего озвучила настоящую сенсацию, мало кем замеченную. Дело в том, что солидный оперный гала-концерт Казань, судя по всему, действительно ожидает, пусть и по другому поводу. «Я не могу сказать, что это стопроцентная гарантия, но сейчас мы ведем переговоры, и Альбина Шагимуратова об этом уже говорила в интервью каналу „Культура“. Я очень надеюсь, что у нас в апреле состоится международный конкурс вокалистов имени Глинки», — сообщила министр. Это один из старейших и наиболее представительных музыкальных конкурсов, проводимых в России, история которого берет отсчет аж с 1960 года. С тех пор его лауреатами были и Анна Нетребко, и Ильдар Абдразаков, и Шагимуратова. Интересно, что в 1999 году он уже проходил в Казани, тогда в столицу Татарстана приезжала великая Ирина Архипова, которая 40 лет была бессменным председателем жюри конкурса им. Глинки, а Гран-при взял нынешний ведущий солист Большого театра и казанской оперы Михаил Казаков.

Журналисты интересовались продвижением национального культурного продукта в России и за ее пределами, сетовали на недостаточное внимание к нашим лучшим фотохудожникам, ругали союз писателей РТ...

«МЫ БУДЕМ АНАЛИЗИРОВАТЬ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН НЕ ТОЛЬКО ОПЕРНОГО ТЕАТРА, А В ЦЕЛОМ ВСЕХ НАШИХ ТЕАТРОВ»

Однако, заметил корреспондент «БИЗНЕС Online», многочисленным планам может помешать политика театра им. Джалиля, в котором традиционно идет мало спектаклей. Более того, в разгар театрального сезона, с ноября 2018-го по январь 2019-го включительно, то есть за три месяца, здесь прошло или пройдет всего пять репертуарных спектаклей, причем в январе и вовсе ни одного. Впрочем, Аюпова вступилась за руководство оперного театра: «Тут очень простое объяснение. В самом театре ремонт проводился в 2005 году. На сегодняшний день там нужно провести ремонтные работы по механике сцены. Поэтому крупные постановки, которые на сегодняшний день идут на сцене оперного театра, обеспечить сейчас мы не можем. Поэтому в ноябре и декабре какие-то дни были исключены, поскольку нужно было проводить ремонт». Хотя вопрос, почему такие работы нельзя вести, к примеру, летом в межсезонье, остался за скобками.

В театре им. Джалиля в разгар театрального сезона — с ноября 2018-го по январь 2019-го включительно — заявлены всего пять репертуарных спектаклей, причем в январе и вовсе ни одного

Однако министр культуры добавила: «Мы будем анализировать репертуарный план не только оперного театра, а в целом всех наших театров». Судя по всему, анализ будет разнообразным, например, сколько спектаклей по пьесам татарстанских драматургов представлено в наших драматических театрах. «Здесь есть тема для анализа, по репертуару надо работать», — сказала Аюпова. И вспомнила о спектакле «Сююмбике» в оперном театре — примере того, что и здесь не забывают свои кадры: «Часть наших исполнителей была задействована, многие из наших исполнителей». Министр сообщила, что в театре им. Джалиля смогли решить вопрос с тем, чтобы громоздкие декорации этой постановки можно было монтировать быстрее, так что есть шанс, что оперу Резеды Ахияровой мы будем видеть чаще.


Высказал «БИЗНЕС Online» и еще одно предложение. Одним из героев культуры в уходящем году, безусловно, стал обладатель «Золотой маски» Нурбек Батулла. Однако на официальном уровне в Татарстане этот колоссальный успех фактически не был отмечен. Так почему бы Аюповой не вручить в Международный день театра 27 марта, когда в Казани традиционно присуждают национальную театральную премию «Тантана», Батулле удостоверение заслуженного артиста РТ? И не только ему, но и другим авторам нашумевшего спектакля «Әлиф». «Я услышала ваше замечание по Нурбеку Батулле. Мне он и сам очень нравится. Я уважаю эту семью. Кстати, 3 мая — в первый мой рабочий день в качестве министра — был творческий вечер Рабита Батуллы. Так что это для меня знак. Он сам по себе очень мудрый и глубокий человек, и дети у него очень талантливые. И очень важно, что у нас есть такие семьи», — ответила министр культуры Татарстана. Но Аюпова считает, что стоит пересмотреть саму концепцию поощрения путем присвоения тех или иных правительственных наград, должным образом «фильтровать отбор».

При этом она не согласилась с мнением, что у подобных театральных проектов, которые делаются за пределами государственных театральных учреждений, например, режиссером Туфаном Имамутдиновым, нет должной поддержки. И тот же «Әлиф» делался на государственные деньги в рамках гранта: «Может, ребята сами об этом мало говорят. Может, стоит, чтобы на афишах писали „при поддержке министерства культуры РТ“, „при поддержке президента РТ“». При этом «масочный» спектакль недавно с успехом показали в Париже, теперь его приглашают в Германию и Великобританию.

Министерство культуры РТ собирается провести в апреле международный конкурс вокалистов им. Глинки, история которого в России берет отсчет аж с 1960 года

«НЕ БЫЛО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, А НАМ НУЖЕН ЛИДЕР»

Также журналисты интересовались продвижением национального культурного продукта в России и за ее пределами, сетовали на недостаточное внимание к нашим лучшим фотохудожникам, ругали союз писателей РТ — структуру закрытую и якобы бесполезную…

А в конце вспомнили и про закончившийся ничем конкурс на соискание должности директора Казанского цирка. «Вы знаете, это моя ошибка, — самокритично заметила Аюпова. — Я признаю, что конкурс, который мы провели, по выборам директора цирка… Нельзя проводить неподготовленные конкурсы. То есть нужно было предварительно понять, кого мы хотим видеть во главе».

По словам министра, кандидатов, принявших участие в конкурсе, можно было поделить на две группы. Первая часть просто не понимала, что такое цирк: «А я знаю, в каком состоянии у них эта гостиница, знаю, в принципе, что такое цирковой процесс, закулисье, равно как и закулисье театрального процесса. Люди же знают только фасадную часть, а не то, что там происходит на самом деле, как все организовано изнутри». И о других кандидатах: «[Вторая группа] предлагала реализовать ту же модель, которую они, с теми или иными корректировками, уже слышали от меня. Я не услышала своего видения, они возвращали мне мое видение. Не было индивидуальности — а нам нужен лидер. Человек, который сможет это сформулировать. Сегодня концептуальный вопрос только один: нужен ли нам цирк только как прокатная площадка или как творческая организация, которая будет создавать собственный продукт?» 

«Может, нам поставить директором Казанского цирка Эдгарда Запашного?» — прозвучало в зале, ведь директор Большого московского цирка на Вернадского тоже был в жюри недавнего конкурса. Но этот вопрос был риторическим. Директора цирка вновь попытаются выбрать в следующем году.