По показателю обеспеченности профессиональными и полупрофессиональными ТЦ на 1 тыс. человек среди городов-миллионников, включая Москву и Санкт-Петербург, Казань находится на 9-м месте По показателю обеспеченности профессиональными и полупрофессиональными ТЦ на 1 тыс. человек среди городов-миллионников, включая Москву и Санкт-Петербург, Казань находится на 9-м месте

ТРЕНД БУДУЩЕГО: РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПУБЛИКИ СТАНОВЯТСЯ ЯКОРЕМ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ

В прошедшем году в Казани не открылось ни одного крупного торгового центра. Небольшой ТЦ площадью 22 тыс. кв. м (для сравнения, площадь «Муравейника» на Колхозном рынке — 20 тыс. «квадратов) открыл лишь застройщик «Бриз» — это ТЦ «Моки» на улице Кулахметова. Из прогнозного — в конце 2019 года на месте снесенного птичьего рынка должен появиться новый торговый центр. Продолжается строительство крупного ТЦ девелоперской компании UD Group (партнерская компания «Унистроя») на пересечении улиц Газовая и Павлюхина — объект планируется сдать к 2020 году. А новый торговый центр «Авиатика» на улице Миля в Авиастроительном районе Казани, который обещает стать самым крупным в городе (190 тыс. кв. м), придется ждать минимум до 2021 года.

Между тем Казань нельзя назвать столицей ретейла. По данным департамента консалтинга и аналитики Knight Frank, на сегодня общая площадь профессиональных и полупрофессиональных ТЦ в городе — 620,7 тыс. кв. м (GLA — 420,4 тыс. кв. м). По показателю обеспеченности такой недвижимостью на 1 тыс. человек среди городов-миллионников, включая Москву и Санкт-Петербург, Казань находится на 9-м месте. На первом — Екатеринбург (671 кв. м на 1000 жителей), далее идут Самара и Санкт-Петербург. В пятерку входят также Нижний Новгород и Москва.

По словам директора отдела региональных торговых помещений международной консалтинговой компании CBRE Михаила Рогожина, по стране в 2018 году построено всего 156 тыс. кв. метров торговых площадей. Это антирекорд за последние 15 лет. Причина — последствия кризиса на рынке коммерческой недвижимости 2014–2015 годов, когда мало кто решался на новые проекты. Тем не менее рынок оживляется — актуально строить новые и современные объекты в городах, где много морально устаревших ТЦ. К таким современным он причисляет, в частности, и строящийся в Казани объект UD Group. «С точки зрения представленности на региональных рынках,традиционно активны лидеры российского рынка розничной торговли по товарообороту — продуктовые X5 Retail, „Магнит“ и „Лента“, операторы сегмента „Электроника“ (объединённый оператор „М.Видео“ и „Эльдорадо“, „Связной“), DIY („Леруа Мерлен“), фастфуда („Макдоналдс“, Burger King, „Теремок“) и сети магазинов детских товаров „Детский мир“ и „Дочки-Сыночки“, — перечисляет эксперт. — Среди международных ретейлеров в 2018 году активно развивались в регионах Uniqlo, H&M, Inditex, Tom Tailor, LPP и другие».

Отмечают эксперты и распространение в регионах в ближайшем будущем новых форматов. По мнению аналитиков Cushman& Wakefield, Россию ожидает общеевропейский тренд — бум аутлетов, а также переформатирование гипермаркетов. Так, если до этого года в России функционировало только четыре таких объекта (три в Москве и один в Санкт-Петербурге), то на ближайшие два-три года анонсировано еще 5 проектов в различных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург). Уже открылся первый аутлет-центр Brands’ Stories в Екатеринбурге (10,3 тыс. кв. м GLA).

Еще один тренд, который не теряет актуальности и в полной мере проявит себя в объектах UD Group и «Авиатике», — развлекательная составляющая. Один из экспертов рынка, исполнительный директор RealJet, действительный член российской гильдии управляющих и девелоперов Акоп Сейсян, вообще отмечает: «Сегодня аббревиатуру ТРЦ можно было бы смело поменять на РТЦ. Именно развлечения становятся, по сути, ключевым якорем, который „зовет“ в торговый центр».

Магазин спортивных товаров Sportland сменил магазин женской одежды Klykva Магазин спортивных товаров Sportland сменил магазин женской одежды Klykva

ОТКРЫТИЯ В ПУСТУЮЩЕМ «ЮЖНОМ» И ЭКСПАНСИЯ РОССИЙСКОЙ КОСМЕТИКИ

По традиции «БИЗНЕС Online» изучил, что нового в пятерке самых популярных и крупных торговых центров города. Это «Мега», «Южный», «Тандем», «Парк Хаус» и «Кольцо». Динамика по составу арендаторов отслеживается ежеквартально.

Состав арендаторов в «Кольце» стабилен. Из новых можно отметить магазин «Корейская косметика» на месте Lemongrass, также предлагавшего аналогичную продукцию. Магазин спортивных товаров Sportland сменил магазин женской одежды Klykva, а «Красоту и здоровье» — обувной Podio. Закрылось кафе Pled и магазин «Матрешка» — на месте последнего в конце декабря открылся магазин Mixit. Это сравнительно новый российский бренд косметики, которая, по словам производителя, изготавливается без парабенов, сульфатов и продуктов нефтепереработки. Бренд раскрутился в «Инстаграме» за пару лет, его рекламировали популярные ведущие и звезды шоу-бизнеса вроде Ксении Бородиной, Елены Летучей, Айзы Анохиной и многих других. Став узнаваемым, бренд вышел в офлайн в Москве, после чего начал быстрыми темпами распространяться по всей стране через франшизы. Согласно информации на сайте, в России сейчас открыто почти 110 магазинов.

Закрылось кафе Pled и магазин «Матрешка» — на месте последнего анонсировано скорое открытие магазина Mixit Закрылось кафе Pled и магазин «Матрешка» — на месте последнего анонсировано скорое открытие магазина Mixit

За последний квартал Mixit в Казани открылся еще и в ТРК «Южный». Если говорить о других новостях в «Южном», то уже при входе в него прямо на первом этаже в глаза бросаются занавешенные площади сразу четырех пустующих магазинов. На пятой позиции недавно открылась «Меховая ярмарка» — видимо, это сезонно. Закрылся в торговом комплексе обувной магазин сети Mario Mikke — единственная точка осталась в ТЦ «Кольцо». На этом месте открылся обувной Zenden — в новом концепте, на большей площади. На одной из пустующих ранее площадей открылся магазин женской одежды Wish By You, на других — открытая студия Рекорд FM и магазин детской одежды Crockid.

Открыля новый для «Тандема» магазин верхней одежды Bottega Открылся новый для «Тандема» магазин верхней одежды Bottega

В торговом центре «Тандем» переехал на большую площадь часовой магазин «Империя». Открылся обновленный Apanage и новый для этого ТЦ магазин верхней одежды Bottega. Анонсировано в комплексе скорое открытие салона «ЭПЛ. Якутские бриллианты». У группы компаний, объединяющей собственное гранильное и ювелирное производство с розничной сетью ювелирных магазинов, по стране сегодня открыто порядка 50 точек. Также в «Тандеме» открылся новый ресторан «Четыре кухни» — на месте долго пустующего помещения ресторана Grizzly, а на фуд-корте появилось новомодное ныне заведение вьетнамской кухни Hot Pho. Впрочем, путеводитель для гурманов «БИЗНЕС Online» публиковал ранее. 

Анонсировано в комплексе скорое открытие салона «ЭПЛ. Якутские бриллианты» Анонсировано в комплексе скорое открытие салона «ЭПЛ. Якутские бриллианты»

«СВЯТАЯ» ПРИРАСТАЕТ «ПАРК ХАУСОМ», А «МЕГА» ПРИВЕЧАЕТ 12 Storeez

В ТЦ «Мега» выставку инопланетян зимой сменила мультимедийная выставка «Ван Гог». Рядом открылся шоу-рум «КАН авто» — желающим подали «потрогать» автомобили, правда, масс-сегмента. Закрылся магазин бижутерии Lady Collection — на это место скоро переедет «Московский ювелирный завод». Зато бижутерию теперь можно приобрести в открывшемся Marmalato. Второй магазин профессиональной косметики NYX (первый — в «Парк Хаусе») выбрал также «Мегу».

Одно из самых интересных открытий последних месяцев в «Меге» — магазин российской марки 12 Storeez, расположившийся на 150 «квадратах» Одно из самых интересных открытий последних месяцев в «Меге» — магазин российской марки 12 Storeez, расположившийся на 150 «квадратах»

Одно из самых интересных открытий последних месяцев в «Меге» — магазин российской марки 12 Storeez, расположившийся на 150 «квадратах». Компания продает одежду в 10 магазинах в Москве, двух в Санкт-Петербурге, по одному — в Ростове-на-Дону, Сочи, Екатеринбурге. Марка была создана сестрами-близнецами Ириной и Мариной Голомаздиными в 2014 году в Екатеринбурге. Начав с трех человек в команде и одного шоу-рума в Екатеринбурге, компания разрослась до 286 человек, открыто два офиса в Москве и Екатеринбурге. Растет компания в два раза ежегодно — по данным РБК, в 2017 году выручка всех онлайн- и офлайн-магазинов 12storeez составила 629 млн рублей. Особенность марки в том, что она не создает сезонных коллекций, а новинки выходят ежемесячно, 12 раз в год.

В «Парк Хаусе» появились новые арендаторы — Swatch, «Консул», Lady Collection В «Парк Хаусе» появились новые арендаторы — Swatch, «Консул», Lady Collection

Наконец, в торговом центре «Парк Хаус» появились новые арендаторы — Swatch, «Консул», Lady Collection. В обновленном формате открылся «5 карманов». Закрылся магазин одежды Isabel Garcia — его скоро сменит Del Corso, на месте детского Happy Step аналогичный арендатор Choupette. Анонсировано скорое открытие химчистки «Мистер Клин», а на месте MediaMarkt, как и планировалось, появился «М.Видео» — правда, на чуть меньшей площади. Еще одним открытием стал магазин одежды прославившегося скандальными футболками бренда «Святая». Первый магазин татарстанской марки в ТЦ открылся в прошлом году — в «Меге».

Еще одним открытием стал магазин одежды прославившегося скандальными футболками бренда «Святая» Еще одним открытием стал магазин одежды прославившегося скандальными футболками бренда «Святая»

В КАЗАНЬ ВОЗВРАЩАЕТСЯ «СТИЛЬПАРК», КУРБАНОВЫ ШТУРМУЮТ МОСКВУ, А «ДЕТСКИЙ МИР» ЗАХОДИТ В «ПОРТ»

Теперь об интересных новостях за пределами упомянутых торговых центров.

Возвращается в Казань спустя почти год магазин нижнего белья «Стильпарк». В течение последних 10 лет в Казани работало три магазина компании — в ТРК «Тандем», «Южном»  и ЦУМе. Два магазина, в «Тандеме» и «Южном», были закрыты, а на месте магазина в ЦУМе открылся магазин франчайзи. Как рассказали газете в отделе по связям с общественностью ООО «Единая Европа-Элит» (ведущий дистрибьютор белья и чулочно-носочных изделий в РФ), сетью магазинов по-прежнему управляет владелец бренда — компания «Единая Европа-Элит». Сейчас по всей России работает 46 магазинов, 30 из которых являются франчайзинговыми.

Закрылся магазин одежды Isabel Garcia — его скоро сменит Del Corso Закрылся магазин одежды Isabel Garcia — его скоро сменит Del Corso

«В 2018 году франчайзинговая сеть будет расширена еще на 20 магазинов, в том числе ведутся переговоры в Казани, — говорят в компании. — Рынок белья и чулочно-носочных изделий показывает положительную динамику по сравнению с прошлым годом и в среднем вырос на 5 процентов. Что касается розничного рынка, то все идет к укрупнению сетей, и точечная розница либо присоединяется к франчайзинговым сетям либо закрывается. Бельевой ретейл идет по пути укрупнения. Такая же тенденция будет прослеживаться и в 2019 году».

Продолжает открывать новые магазины группа компаний «Детский мир». В декабре открылся первый магазин в Бугульме в ТЦ «Эссен» (торговая площадь — 800 кв. м), а также очередные магазины в Казани — в ТЦ «Порт» площадью 900 кв. м, ТЦ XL (750 кв. м) и в Нижнекамске в ТЦ «Эссен» (900 кв. м).  

На месте MediaMarkt, как и планировалось, открылся «М.Видео» — правда, на чуть меньшей площади На месте MediaMarkt, как и планировалось, открылся «М.Видео» — правда, на чуть меньшей площади

О планах открытия магазинов в регионах объявило детское издательство Clever — оно планирует открыть 50 магазинов под своим брендом к 2022 году. Сейчас Clever управляет 8 собственными магазинами в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске, в планах — открытие в Казани и Нижнем Новгороде. Издательство было основано в 2010 году бывшим топ-менеджером АСТ Александром Альперовичем.

Наконец, расширяют свою модную империю супруги Лина и Рамиль Курбановы — основатели модного холдинга Avenue VIP. Они продолжают осваивать формат торговых центров. Если в прошлом году бизнесмены открыли бутик Rich Shoes  в ТЦ «Мега», то в этом году выбор пал на «Корстон» — здесь открылся аутлет-бутик Wow. Кроме этого, в начале зимы компания объявила о выходе на рынок Москвы — там теперь действует собственная служба доставки, а в центре столицы работает клиентская зона самовывоза.