«Мусорные» тендеры, отыгранные татарстанскими региональными операторами обращения с отходами в 2018 году, прошли с нарушениями — к такому выводу пришли в ФАС Фото: kzn.ru

«вскрытие» уфас показало…

«Мусорные» тендеры, отыгранные татарстанскими региональными операторами обращения с отходами в 2018 году, прошли с нарушениями — к такому выводу пришли в местном управлении федеральной антимонопольной службы. Обеим компаниям — напомним, в западной зоне это ООО «УК ПЖКХ», в восточной — ООО «Гринта» — вынесены предупреждения: до 31 января необходимо устранить нарушения. А в случае неисполнения предупреждения ведомство Айрата Шафигуллина готово возбудить дела и привлечь организации к административной ответственности.

В частности, оператор восточной зоны — ООО «Гринта» — разыграл два конкурса на подряды. По одному из них поступила лишь одна заявка — от ООО «Зеленый город» (компаний с таким названием в Татарстане десятки) на сумму 980 млн рублей. «Установлено что в предмет закупки включены 18 муниципальных образований Республики Татарстан, что свидетельствует об укрупнении лота и сокращении числа потенциальных участников», — считают в УФАС.

По второму конкурсу стоимостью 589 млн рублей также заявился всего один субподрядчик — это ООО «КамВторПолимер». В УФАС нашли между компаниями «устойчивые связи»: до 22 декабря 2017 года единственным участником «Гринты», по данным «Контур.Фокус», был директор и владелец 49% доли ООО «КамВторПолимера» Ильнур Хузин. А директор регионального оператора Светлана Ярлыченко до 23 января 2018 года руководила «КамВторПолимером». «Таким образом, между обществами был осуществлен „обмен“ единоличными исполнительными органами, что свидетельствует о согласованном ведении хозяйственной деятельности организациями», — говорится в предупреждении УФАС.

Не исполнено также требование о проведении аукционов только для субъектов малого и среднего бизнеса, а их объем должен быть не менее 15%. И в целом избранная ООО «Гринта» система отбора подрядчиков «направлена на обход требований федерального закона»: отобраны только два подрядчика, которые затем будут заключать договоры с субподрядчиками без всяких конкурсов. Между тем якорных подрядчиков требуется как минимум три — и не менее чем один должен относиться к частному бизнесу, подчеркивают антимонопольщики.

Как сказала «БИЗНЕС Online» гендиректор «Гринты» Ярлыченко, УФАС обозначило им свою правовую позицию, носящую рекомендательный характер. «В то же время, поскольку контракт с минстроем РТ нами заключен на 10 лет, нам важно именно сейчас, на начальном этапе, получить рекомендации и следовать им», — отметила Ярлыченко. 

Дозвониться до «Зеленого города» «БИЗНЕС Online» не удалось, а в «КамВторПолимере» взяли тайм-аут, попросив время для ответа до завтрашнего дня. 

В случае неисполнения предупреждения ведомство Айрата Шафигуллина готово возбудить дела и привлечь их к административной ответственностиФото: «БИЗНЕС Online»

«КАЗАНСКАЯ» ЗОНА: ЖЕЛАЮЩИХ 10 ЛЕТ ВОЗИТЬ МУСОР ЗА 16,3 МЛРД РУБЛЕЙ НЕ НАШЛОСЬ

Что же до ООО УК «ПЖКХ» — оператора западной зоны, включающей Казань и 21 муниципальный район, — то здесь обвинений, на первый взгляд, меньше. В УФАС усмотрели признаки ненадлежащей организации работы по определению подрядчиков на перевозку мусора. В частности, компания выставила на аукцион три лота. В двух из них определяются подрядчики на перевозку отходов в 9 районах, еще в одном — в 5 районах, что «свидетельствует об укрупнении лота и сокращении числа потенциальных участников», считают в УФАС по РТ. ПЖКХ также не соблюло требования учета интересов малого и среднего бизнеса. Это в ведомстве сочли бездействием, имеющим признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами.

В ООО УК «ПЖКХ» корреспонденту «БИЗНЕС Online» дали куда более развернутые ответы. Здесь отметили, что в соответствии с законом вся сфера ответственности регионального оператора должна быть разделена как минимум между тремя субподрядчиками. Это, собственно, и было выполнено — на конкурс выставили три лота. Срок контрактов — с 2019 по 2028 годы, а общая сумма — примерно 16,3 млрд рублей. В результате конкурсы были признаны несостоявшимися: не было подано ни одной заявки. Укрупнение это или нет, вопрос все-таки субъективный: требования закона были соблюдены, считают в ПЖКХ.

«Можно сделать хоть сто лотов, — соглашается гендиректор компании Сергей Богатов. — Однако мы несем ответственность за работу всей системы в нашей зоне. Мы должны обеспечить взаимозаменяемость подрядчиков, они должны иметь в собственности свою технику… Все это накладывает требования на работу субподрядчиков,  чтобы гарантировать бесперебойность вывоза отходов».

По словам Богатова, сбоев с вывозом мусора в сфере ответственности его компании в новогодние праздники не зафиксировано. «Мы видели ряд фотографий в интернете, но, как показали проверки, некоторые были сделаны в прошлом году, — говорит он. — Да, были ситуации, когда после вывоза отходов люди снова заполняли контейнеры. Но в таких случаях в течение нескольких часов мусоровозы подавались снова. В праздничные дни все работало в режиме ручного управления. Плотный контроль шел и со стороны республики, и со стороны муниципальных властей, замечания устраняли».

Как удалось договориться с перевозчиками, работавшими ранее на этом рынке? В сфере ответственности ПЖКХ в Казани от сотрудничества отказались четыре компании. Руководство этих перевозчиков посчитало предложенные тарифы слишком низкими, переключившись на другие сферы деятельности — в частности, на вывоз строительных отходов, пояснил Богатов. С остальными договорились на первый квартал 2019 года: они продолжат работу в том же порядке, как и раньше. «А затем мы будем совершенствовать работу. Необходимо оптимально настраивать маршруты перевозок, вводить систему электронного контроля движения мусоровозов — так, как это уже сделано в Казани. Мы готовы помочь в этом нашим партнерам», — пояснил собеседник «БИЗНЕС Online».  

Что же до претензий УФАС, то в компании рассмотрели вынесенное предупреждение — и готовят свой ответ в обозначенные ведомством сроки. 

Острые вопросы из простых «мусорных» и политических переросли в разряд экономических и социальных, когда с нового года повысили тариф на вывоз мусора для населения Фото: metshin.ru

РЕГОПЕРАТОРЫ как ЗАЛОЖНИКИ СИСТЕМЫ

Региональные операторы оказались фактически заложниками новой системы. Она буквально вынуждает их нарушать антимонопольное законодательство. И дело даже не в аффилированности подрядчиков с регоператором — это вопрос в социальной составляющей их работы, считает исполнительный директор ассоциации мусороперевозчиков РТ Марат Алтынбаев.

«Комитет по тарифам утвердил регоператорам тарифы только в декабре, — пояснил он в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — На них лежит обязанность с 1 января осуществить это обслуживание. Чтобы это выполнить, им надо было так или иначе привлечь сторонние компании, провести торги. Теперь представьте себе: с 19 по 31 декабря региональным операторам надо организовать аукционы. Это слишком маленькие сроки даже для объявления конкурса! Там же по закону есть время, в которое надо объявлять… То есть все эти нарушения были, по сути, вынужденными».

Совладелец компании «ПромИндустрия» (перерабатывает четверть ТБО Челнов — прим. ред.Николай Атласов вдобавок указал на экономическую сторону вопроса. «Лоты были большими, с большими задатками, обеспечительными платежами. Места для малого и среднего бизнеса просто не было. Не у каждого есть возможность обеспечить весь объем заказа. Закон о квоте в 15 процентов для МСБ никто же не отменял, — соглашается он с требованиями УФАС. — А как зайти в этот рынок малому и среднему бизнесу с таким огромным обеспечительным платежом? Это нереально». Многие компании не могут потянуть заказ порой и на 100 млн рублей, а речь идет о миллиардах.

В общем, игроки рынка не видят иного выхода для «мусорщиков», как пройти по грани законодательства.

«Это же невооруженным взглядом видно, что в этих торгах участвовали компании, которые так или иначе были… Все же видно. И это понятно! Обслуживать полреспублики нужно. У кого есть такие мощности: мусоровозы, полигоны и так далее? Ни у кого их нет! Работа строится с нуля. Формально закон соблюли, торги сделали, а то, что эти торги были между своими же… Ну а как еще? У вас есть 100 мусоровозов? Нет, я думаю. И даже если вы сейчас захотите купить эти мусоровозы за деньги, то вы не сможете: вся страна стоит в очереди за эти новыми мусоровозами. Реформа стартовала одновременно везде. Старые компании остались не у дел, а у новых регоператоров нет техники, нет договоров и всего остального», — поясняет Атласов.

Повышенное внимание УФАС к вновь сформированному рынку региональных операторов ТБО было вполне ожидаемым. Острые вопросы из простых «мусорных» и политических переросли в разряд экономических и социальных, когда с нового года повысили тариф на вывоз мусора для населения.

«Нашему государству не просто интересно, а важно разобраться в этом вопросе, в этой «мусорной» реформе, — пояснил Атласов. — Каждый гражданин по объективным причинам с 1 января 2019 года будет платить больше за вывоз мусора. Но при этом люди же видят, что все осталось по-старому. Нет пока новых перерабатывающих производств, какой-то инфраструктуры по раздельному сбору. То есть ничего нет, но платить будем больше! Соответственно, и УФАС, будучи структурой, которая контролирует такую важную сферу как ЖКХ, на это обратила свое внимание».

Николай Атласов Николай Атласов: «Каждый гражданин по объективным причинам с 1 января 2019 года будет платить больше за вывоз мусор. Но при этом люди же видят, что все осталось по-старому» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ МСБ ВРОДЕ ЕСТЬ, НО ОН ТАК И ОСТАЛСЯ НА БУМАГЕ»

Есть и еще одна сторона вопроса. Часть компаний, ранее перевозивших отходы, остались за бортом: они предпочли уйти с мусорного рынка. Причина — в скромных тарифах, подтверждает эксперт.

«Региональные операторы предложили не слишком высокие тарифы для перевозчиков, и кто-то решил отказаться от этого вида деятельности, — рассказал Атласов. — Они не разоряются, нет. Им просто был предложен тариф ниже, чем их расчеты». Как уточнил Алтынбаев, большинство малых («районных») мусороперевозчиков остались на субподряды выигравших торги регоператоров компаний.

«Регоператор, который обслуживает более 30 процентов территории региона, обязан по закону провести торги по передаче на субподряд услуги по транспортировке отходов в отношении не менее чем 50 процентов своего объема. Эти 50 процентов, насколько я помню, должны быть поделены по закону не менее чем на три лота. Если мы возьмем прилегающую к Казани зону, то на регоператора по территориальной схеме приходится около 30 процентов. Но даже если мы эти 30 процентов поделим на три части, то получается по 6–7 районов в каждом лоте. Это, конечно, для малого и среднего бизнеса неподъемные лоты. Но это прописано в федеральном законодательстве, как и по квоте в 15 процентов. Как законодатели себе это представляли на практике? Я, если честно, эти задумки до конца не понимаю».

По сути дела, УФАС сейчас занимается тем, что отстаивает заведомо непродуманную позицию законодателей, считает собеседник издания. Да, механизм защиты МСБ вроде бы есть. Но, если принять во внимание дробление лотов, они все равно стоят сотни миллионов рублей, так что защита МСБ остается на бумаге. «Выпадение микропредприятий однозначно будет. И я даже не знаю, как это можно предотвратить. Сам закон создает монополию», — считает Алтынбаев.

Предприятие Алтынбаева — ООО «АлтынТехноТранс» — уже ушло с рынка казанского ТКО с 1 января этого года. «Ушли по причине невыгодности заключения договора субподряда с одним из подрядчиков. На большой лот мы в принципе не могли претендовать», — пояснил он. При этом часть компании занималась вывозом строительных отходов, что позволило отказаться от вывоза ТКО и держаться предприятию на плаву.

Но сколько таких компаний, у которых нет подобного «плана отступления»? В ассоциации мусороперевозчиков РТ сегодня 8 фирм: «АТТ», «АСК-Сервис», «Кама-Ресурс-Казань», «Казанский экологический комплекс», «Чистый мир», «ЭкоМир-Казань», «Элит Сервис» и ГК «Грин-Сити». «Нам повезло. А ведь есть те, у кого 100 процентов бизнеса завязано на ТКО. Часть из этих предприятий осталась на субподряд, решили попробовать, да и выбора у них особого не было. Но опять же субподряд — это временная мера. Думаю, к весне появятся выпадающие игроки рынка, и малые предприятия будут распродавать», — дает Алтынбаев неутешительный для МСБ прогноз.