В хорошей системе ребенок не должен быть перегружен, но какой график перегружает — 5- или 6-дневный? В хорошей системе ребенок не должен быть перегружен, но какой график перегружает — пяти- или шестидневный? Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗДЕСЬ ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ…»

О планах на новый учебный год в Набережных Челнах накануне рассказали в рамках пресс-конференции главные по образованию — замруководителя исполкома Рамиль Халимов, долгие годы возглавлявший управление образования и по-прежнему специализирующийся на работе с молодежью в новом статусе, а также его преемник, нынешний начальник управления Рустем Хузин.

Говоря о предстоящем учебном годе, Хузин отметил, что остается открытым вопрос о введении пятидневки в челнинских школах. Сейчас, по его словам, дети учатся, не испытывая никаких неудобств: их не нагружают дополнительными уроками, которые могли бы повлиять на продуктивность ученика. Хузин отметил, что в отношении качества образования следует рассматривать возможности как учеников, так и учителей — у педагога тоже седьмой или восьмой урок за день может вызвать трудности.

«У нас пятидневная система присутствует у первых классов, потому что там нагрузка минимальная, — пояснил Хузин. — В 4–5-х классах стоят по расписанию 26 учебных часов, если брать 8–9-е классы, то у них нагрузка уже больше — 36 часов в неделю. Есть у нас еще санитарные нормы, по которым образовательное учреждение оценивает свои возможности и определяет учебные недели».

Говоря о предстоящем учебном годе, Хузин отметил, что остается открытым вопрос о введении пятидневки в челнинских школах. Сейчас, по его словам, дети учатся, не испытывая никаких неудобств Говоря о предстоящем учебном годе, Хузин отметил, что остается открытым вопрос о введении пятидневки в челнинских школах. Сейчас, по его словам, дети учатся, не испытывая никаких неудобств Фото: nabchelny.ru

Его поддержал и Халимов — он тоже считает, что в хорошей системе ребенок не должен быть перегружен, но какой график перегружает — пяти- или шестидневный? Халимов, кстати, опроверг слухи о том, что педагоги выступают против внедрения пятидневки. «Здесь палка о двух концах, — объяснил он. — Ведь есть программа, которую нужно выполнять. Вот что лучше: брать пятидневку и отдыхать при этом два дня или же, не перегружая наших детей, учиться в течение шести дней? Варианты есть разные, и в некоторых учебных заведениях выводят даже элективные курсы или дополнительные занятия с детьми».

Разговор коснулся и школ, которые закрывают набор в 10-е классы. К сожалению, полный их список администрация пока предоставить не готова, но, по словам Хузина, уже более 2 тыс. выпускников 9-х классов подали заявления на поступление в 10–11-е классы. Спрос наблюдается на профильные социально-экономические классы, набирают популярность в последние годы и физико-математические с химико-биологическими. Халимов подчеркнул, что подобная активность положительно повлияет на рабочие кадры в будущем — появятся профессионалы-инженеры, технологи, физики… Примечательно, что чаще других выпускники выбирают для сдачи ЕГЭ обществознание и физику.

Спрос наблюдается на профильные социально-экономические классы, набирают популярность в последние годы и физико-математические с химико-биологическими. Спрос наблюдается на профильные социально-экономические классы, набирают популярность в последние годы и физико-математические с химико-биологическими. Фото: «БИЗНЕС Online»

«Многие родители задают такой вопрос: „Почему у нас не открывают десятые классы? Управление образования, наверно, не разрешило…“. Но это не так, — опроверг Халимов. — Во-первых, школа должна обеспечить профильное образование. Если у учебного учреждения имеется необходимое количество учителей, которые дадут качественное образование ученикам, то вопросов никаких нет. Но иногда бывает так, что десятые классы не набираются из-за нехватки подходящих кадров. Могу привести пример. Школа №15 несколько лет подряд не набирала ребят в десятый класс, а в этом году набирает. То есть она создала условия для того чтобы обучать в 10–11-м классах».

«БОЯТЬСЯ НЕЧЕГО — ВТОРАЯ СМЕНА В ЧЕЛНАХ ОСТАЕТСЯ ЕЩЕ НА пять ЛЕТ…»

Отдельный повод для разговора дал госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, заявив в начале августа в Елабуге на педагогическом фестивале о грядущей отмене вторых смен в школах. В Челнах в близость такой перспективы не особо верят.

Рамиль Халимов: «Те, кто поступает в наш педагогический институт или филиал КФУ, это вовсе не те ребята, которые заплакали и вернулись откуда-то, они целенаправленно пошли в наши учебные заведения» Рамиль Халимов: «Те, кто поступает в наш педагогический институт или филиал КФУ, это вовсе не те ребята, которые заплакали и вернулись откуда-то, они целенаправленно пошли в наши учебные заведения» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Вторая смена останется еще, наверное, на ближайшие лет пять, потому что детей очень много», — заявил Халимов, призывая не бояться вечернего обучения. Раньше, мол, в школах учились в несколько смен, это нормальная практика. По прогнозу замруководителя исполкома к 2024 году в Челнах количество учащихся должно вырасти до 77 тыс. человек, но при этом с каждым годом детей, обучающихся во вторую смену, становится все меньше. Точку в этом вопросе должны поставить строительство в городе новых школ и наличие профильных учреждений — таких, как кадетская, татарская и коррекционная школы. Они разгружают обычные СОШ, к которым дети привязаны географически.

В этом году анализ результатов сдачи ЕГЭ в Набережных Челнах показал рост среднего балла по всем предметам, за исключением французского языка и обществознания, по сравнению с прошлогодней и республиканской статистикой. 100 баллов по одному из экзаменационных предметов набрали в этом году 25 выпускников.

В этом году анализ результатов сдачи ЕГЭ в Набережных Челнах показал рост среднего балла по всем предметам за исключением французского языка и обществознания по сравнению с прошлогодней и республиканской статистикой В этом году анализ результатов сдачи ЕГЭ в Набережных Челнах показал рост среднего балла по всем предметам, за исключением французского языка и обществознания, по сравнению с прошлогодней и республиканской статистикой Фото: «БИЗНЕС Online»

Острая тема миграции выпускников вызвала неожиданную реакцию у спикеров. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, ведется ли статистика выпускников, не поступивших в иногородние вузы и вернувшихся в Челны, чиновники удивились: зачем, мол? «Те, кто поступает в наш педагогический институт или филиал КФУ, это вовсе не те ребята, которые заплакали и вернулись откуда-то, они целенаправленно пошли в наши учебные заведения. Выпускники в основном никуда и не уезжают, только отправляют документы. Человек может передумать, обговорить варианты с родителями. Кому-то нравится Москва или Санкт-Петербург, но, присмотревшись, он может задуматься и о Казани, и о Набережных Челнах», — сказал Халимов.

По данным муниципалитета, 96% челнинских выпускников поступают в вузы, 71% при этом хотят уехать из города и только 33% выбирают вузы за пределами региона. Остальные 38% едут в Казань или Елабугу. В целом 99% одиннадцатиклассников видят своим будущим учебу в вузе, и лишь несколько человек нацеливаются на колледж, службу в армии или вовсе не могут определиться с выбором.

По данным муниципалитета, 96% челнинских выпускников поступают в вузы, 71% при этом хотят уехать из города, и только 33% выбирают вузы за пределами региона По данным муниципалитета, 96% челнинских выпускников поступают в вузы, 71% при этом хотят уехать из города и только 33% выбирают вузы за пределами региона Фото: «БИЗНЕС Online»

Также Хузин прокомментировал «БИЗНЕС Online» недавнюю шумиху вокруг увольнений директоров школ. Напомним, о расторжении контрактов с некоторыми руководителями СОШ мэр города Наиль Магдеев заявил в начале июля. Новость была озвучена на деловом понедельнике, темой которого стали результаты ЕГЭ, из-за чего многие наблюдатели решили, что директоров поувольняли за низкие показатели учеников. Исполком тогда отложил пояснения до лучших времен, но сегодня Хузин в общих чертах осветил вопрос: по его словам, лишь три директора покинули свои должности, и исключительно по частным причинам. Один из них подал в отставку по состоянию здоровья, второй — по семейным обстоятельствам, а третьим является сам Хузин, которого в начале июня повысили до начальника управления образования.