Сегодня Михаил Мишустин (справа) обновил руководящий состав ФАС. Вместо Игоря Артемьева (второй слева) руководить антимонопольной политикой страны поручено Максиму Шаскольскому (слева) Михаил Мишустин (справа) обновил руководящий состав ФАС. Вместо Игоря Артемьева (второй слева) руководить антимонопольной политикой поручено Максиму Шаскольскому (слева) Фото: government.ru

ГЛАВНЫЙ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

Сегодня премьер-министр России Михаил Мишустин обновил руководящий состав федеральной антимонопольной службы. Вместо Игоря Артемьева, возглавлявшего эту структуру последние 16 лет, управлять антимонопольной политикой страны поручено Максиму Шаскольскому, до этого занимавшему пост вице-губернатора Санкт-Петербурга.

Слухи о том, что Артемьев может в ближайшее время покинуть кресло главы ФАС, в телеграм-каналах начали активно муссироваться еще две недели назад. «Станет вакантной, наверное, главная в РФ регуляторная должность в сфере защиты конкуренции и развития рыночных отношений, от которой зависит очень многое в российской экономике, в том числе и возможные перемены в повседневной деятельности крупнейших игроков российского сырьевого сектора, — в воскресенье отмечали авторы телеграм-канала „Темник“. — Кроме того, после ухода Артемьева, ставшего архитектором правового поля, на котором сегодня строится государственная антимонопольная деятельность в РФ, возможны новшества и в законотворческих подходах ФАС». Позже информацию подтвердили и в СМИ — в частности, об этом в понедельник заявляли источники РБК. Даже назывались возможные преемники Артемьева: помимо Шаскольского в обойму входили еще два питерца — глава управления ФАС по Санкт-Петербургу Вадим Владимиров и экс-губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Определились со сменщиком, по всей видимости, во вторник, после того как решен был другой кадровый вопрос по новым министрам в правительство.

Официально решение об отставке Артемьева и назначении вместо него Шасколького озвучили только сегодня — на сайте правительства РФ вышло соответствующее распоряжение Мишустина за номером 2935-р. Позже прошла и встреча премьера с новым и старым руководством ФАС, где Мишустин объявил, что Артемьев станет его помощником. Хотя до этого высказывались самые различные предположения о месте работы «верного солдата Путина» (Артемьев руководил ФАС с 2004 года, со второго срока российского президента) — от должности в правительстве РФ, избрания в Госдуму главой финансового комитета, перехода в Совет Федерации, назначения губернатором Санкт-Петербурга или Югры до ухода в бизнес. Интригу развеял Мишустин, оставив бывшего главу ФАС под своей протекцией. Новому руководителю премьер поставил задачу ликвидировать перекрестное субсидирование в энергетике, а также отладить регулирование рынка цифровых технологий и быть ближе к людям при объяснении ценообразования на электроэнергию, газ, продукты.

На освободившееся энергетическое место в правительстве Санкт-Петербурга тем временем прочат нынешнего главу ПАО «Россети Ленэнерго» Андрея Рюмина. «Но пока это только предположение. Его фигура обсуждалась еще при прошлом формировании команды Смольного», — отмечают авторы телеграм-канала «Экскоммьюникадо».

Максим Шаскольский (слева) занимал пост вице-губернатора Санкт-Петербурга Максим Шаскольский (слева) занимал пост вице-губернатора Санкт-Петербурга Фото: government.ru

WHO IS MR. ШАСКОЛЬСКИЙ

До сегодняшнего назначения новый руководитель ФАС 45-летний Шасколький успел проработать на самых различных должностях. Начинал свою карьеру экономист по образованию с места начальника отдела ценных бумаг Юганскнефтебанка. Был советником губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, первым заместителем гендиректора ЗАО «Петроэлектросбыт», потом курировал взаимодействие с потребителями в сбытовом подразделении ОАО «Ленэнерго» (ныне «Петербургская сбытовая компания»), позже возглавил ее. Единственным акционером ПСБ выступает ПАО «ИнтерРАО», принадлежащее Ковальчукам — ее гендиректором выступает сын Юрия Ковальчука Борис Ковальчук (братья Юрий и Михаил — известные российские предприниматели и «друзья Путина»). В январе Шасколький был назначен советником врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и практически сразу стал вице-губернатором северной столицы. На своем посту курировал вопросы энергетики и тарифного регулирования.

«Шаскольского называют креатурой Ковальчуков, другие — Сечина, — писал „Незыгарь“ еще накануне. — Если Шульгинов действительно назначен министром энергетики по протекции Сечина и Игорь Иванович „зарубил“ карьеру Ковальчуку, то назначение Шаскольского на место „сечинского“ Артемьева станет выглядеть  вполне логично в балансе интересов. Хотя могут быть и сюрпризы».

«Шаскольского называют креатурой Ковальчуков; другие — Сечина» (на фото: Игорь Сечин и Борис Ковальчук (слева направо) «Шаскольского называют креатурой Ковальчуков, другие — Сечина» (на фото: Игорь Сечин и Борис Ковальчук (слева направо) Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

По версии авторов телеграм-канала, назначение Шаскольского главой ФАС (ведомства, «чье значение и влияние в системе экономических взаимоотношений сопоставимо с минфином или минэкономразвития») можно считать очередным шагом Мишустина по выведению российского правительства из зоны влияния олигархических кланов. «Максим Шаскольский, который меняет кресло вице-губернатора Петербурга на кабинет главы ФАС, безоговорочно входит в команду Ковальчуков. Это назначение компенсирует в некоторой мере отказ Мишустина продвинуть на некоторые министерские посты их ставленников. Шаскольский доказал свою преданность Ковальчукам и умение максимально эффективно исполнять их поручения сразу же после назначения в январе 2019 года на пост вице-губернатора северной столицы. Тогда он в считаные месяцы провел операцию, в результате которой „Петербургская сбытовая компания“ (входит в „ИнтерРАО“, председатель правления — Борис Ковальчук) стала поставщиком электроэнергии для петербургского водоканала и поставила под контроль это крупнейшее предприятие стоимостью около 240 миллиардов рублей и выручкой в 37 миллиардов рублей в 2019 году, — пишет „Незыгарь“. — Однако в правительстве Мишустина его деятельность будут оценивать исходя из необходимости решать текущие экономические задачи с учетом пандемии, прежде всего ограничивая возможности фармацевтических компаний по ценовому сговору в отношении розничных цен на лекарства, а также моторное топливо и ряд других базовых ценообразующих товаров. На эти задачи премьер недвусмысленно и жестко ориентировал нового назначенца в ходе личного собеседования».

«Самая громкая отставка этих дней — все же отставка Игоря Артемьева. По глубине последствий для всего правительства и взаимоотношений внутри него, по последствиям для многих бизнес-сюжетов и по масштабам перестановок в ФАС, которые произойдут. ФАС имел пальцы во всех пирогах, и только авторитет Артемьева защищал ее от множества расследований, — пишет „Политджойстик“. — При Шаскольском будет иначе, он станет замыкаться на премьере Мишустине в первую очередь, а не на бизнесе, пусть и государственном. И, как надеются многие, он сделает прозрачным и понятным тарифное регулирование».

Новому руководителю ФАС поставили задачу ликвидировать перекрестное субсидирование в энергетике, отладить регулирование рынка цифровых технологий и быть ближе к людям при объяснении ценообразования на электроэнергию, газ, продукты Новому главе ФАС поставили задачу ликвидировать перекрестное субсидирование в энергетике, отладить регулирование рынка цифровых технологий и быть ближе к людям при объяснении ценообразования Фото: «БИЗНЕС Online»

«СМОЖЕТ ЛИ ШАСКОЛЬСКИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ЕСТЕСТВЕННЫМИ МОНОПОЛИСТАМИ?»

Дмитрий Гавра — политолог, заведующий кафедрой связей с общественностью факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета:

— Несмотря на относительную молодость, Шаскольский прошел приличный профессиональный путь. И этот путь был никак не связан с вовлеченностью в политические или околополитические отношения. И банковский бизнес, и «Петроэлектросбыт», и «Петербургская бытовая компания», и «Ленэнерго» — это все конкретные вопросы, связанные с тарифным регулированием, с естественными монополистами. А сегодня, в условиях сжимающейся экономики, естественные монополисты превращаются в решающих игроков для надзора со стороны ФАС. Картельные сговоры среди производителей пива или водки — дело, конечно, важное, но куда более необходимо сейчас работать с естественными монополистами. Мы прекрасно видим, как проседают доходы рядовых граждан, но при этом очевидно, что им все равно придется платить и за электричество, и за воду, и за транспорт, и так далее. Шаскольский с этой точки зрения обладает набором необходимых компетенций, который выгодно отличает его от других кандидатов.

Второй важный момент — это человек, который всю свою трудовую жизнь провел в Санкт-Петербурге и не включен ни в какие московские кланы. Вы знаете, все эти популярные нынче выкладки, кто чей человек, кто за какую олигархическую группу. Шаскольский ни к какой не принадлежит, что укрепит доверие между народом и властью.

Сможет ли Шаскольский в таком случае взаимодействовать с естественными монополистами? Давайте не забывать, что все-таки это «мишустинский» кандидат, а премьер сегодня набирает все больший и больший вес. Мы здесь говорим не столько о политике, сколько о технологиях. Когда человек точно знает, из чего образуется себестоимость, понимает, через какие дырки может утечь прибыль сбытовой компании, где могут быть накрутки, тогда возникает профессиональный разговор о большей или меньшей обоснованности тарифов у монополистов.

Артемьев — высокопрофессиональный человек, мы помним его по Петербургу в 90-х и нулевых. Тем не менее та часть миссии Шаскольского, которую на него возложат, требует понимания цифровых компетенций — тех самых, с которыми пришел Мишустин. Мы не знаем деталей, но прекрасно понимаем, что в антимонопольном и тарифном регулировании чем больше цифры и меньше человеческих отношений, тем лучше.


Алексей Ульянов — директор Института повышения конкурентоспособности:

— Игорь Юрьевич (Артемьев прим. ред.) поначалу действительно принес драйв в антимонопольное ведомство. До него это было сонное царство, но уже к 2006–2008 году там оказались введены современные европейские нормы, такие как оборотные штрафы, соответствующие мировым стандартам законы конкуренции. О ФАС заговорили СМИ, он стал самым упоминаемым в СМИ госорганом в России, достаточно открытым. Но начиная где-то с 2011 года негативные тенденции, на мой взгляд, стали перевешивать. Почему? Во-первых, все дело в том зубастом инструменте, который ФАС получил, а потом еще и в возможности передачи на уголовные дела с таким составом. Они стали все чаще использоваться против малого и среднего бизнеса. И эти цифры приняли просто угрожающие тенденции. Только после нашего, я имею в виду «Деловой России», обращения к президенту и его нескольких поручений удалось малый бизнес по ряду составов освободить, дать ему иммунитет от вмешательства ФАС. Даже Конституционный суд был вынужден принять специальное постановление о том, что штрафы ФАС не должны разорять малый бизнес. И это, конечно, нонсенс, когда малый бизнес называли монополистами. Зарубежные эксперты просто не понимали, о чем речь. Это прямо оксюморон: «Малый бизнес — монополист».

Но тем не менее до сих пор, несмотря на обращение к президенту и принятие закона, у нас по ряду составов ФАС 80 процентов дел возбуждает против малого бизнеса. Называет его представителей картелистами, а на серьезные нарушения крупных компаний закрывает глаза. Мы неоднократно обращали внимание, что у американцев самый маленький фигурант антимонопольного дела имеет выручку 10 миллиардов долларов. А 90 процентов штрафов американские антимонопольщики накладывают на иностранные, то есть не американские компании, защищая свои собственные интересы. А у нас ФАС «стреляет по своим». Потому что 99,9 процента дел — против своих. И только 0,1 процента — против иностранных. И сколько мы ни обращали внимание ФАС на это, кроме одного дела, им больше назвать-то нечего.

ФАС превратился в недорегулятор. Действительно, Артемьев получил большой административный вес, часто встречался напрямую с главой государства. Он умеет себя представить, работа в оппозиционной партии «Яблоко» дала ему хороший бэкграунд в этом плане. Он умел грамотно представить свои идеи, донести их и до общественности, и до вышестоящего начальства. Но, к сожалению, подобное тоже сыграло ему в минус, потому что такого недорегулятора, как ФАС РФ, ни в одной стране просто нет. По числу полномочий, чтобы один-единственный госорган регулировал и тарифы, и закупки, и конкуренцию, и рекламу, и тому подобное… Ну нельзя же все яйца в корзину складывать! Это же конфликт интересов, просто замыливание глаз!

Потому, например, то, что ФАС регулировал закупки, было просто прямым вредительством и имитацией бурной деятельности. Потому что по закупкам ФАС создал аукционный крен, навязав всей стране использование аукционов. Но ни в одном развитом государстве аукционы не используются в закупках, это инструмент продажи. А покупали по одному критерию — цене. Некачественные товары по завышенным ценам. И вместо контроля результатов ФАС проводил контроль процедуры. И это означало, что своровал денег из бюджета, но не нарушил процедуру — молодец. А построил школу или больницу, но нарушил какую-то запятую, все — тебя будут штрафовать, а то и посадят. ФАС даже не контролировал такие элементарные вещи, как соответствие цен по госконтрактам стоимости на рынке. ФАС сознательно отказался от контроля рыночных цен! И контролировал только процент падения цены, которая искусственно, с потолка, была установлена чиновником. 2 триллиона в бюджет — это моя оценка ущерба от деятельности ФАС, которые он своим «контролем» наносил нашим госзакупкам. Это то, что было закуплено по завышенным ценам. Ну и контроль тарифов тоже вызывал вопросы. Потому что это не свойственная ФАС сфера. Когда ФАС сказал, что у всех отраслей должна быть одинаковая доходность, все эксперты просто смеялись. Заставить компанию, например топливную, или энергетическую, или сетевую, обеспечить одинаковую доходность, это значит просто убить отрасль. И слава богу, что новый руководитель знает специфику инфраструктурных отраслей и не допустит таких решений.

Мне кажется, основные задачи, которые сейчас стоят перед Шаскольским, — это сконцентрироваться, убрать излишнее, избыточное давление на малый и средний бизнес, отстать от них и заняться крупными компаниями. Так будет и легче, потому что крупных компаний меньше, чем малых и средних. Заняться своим непосредственным делом — контролем крупных компаний, крупных злоупотреблений. Оказаться от малого бизнеса.


Марат Сафиулин — управляющий федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров:

— Деятельность Артемьева я оцениваю положительно. Действительно, очень много всего было им сделано. Практически целиком изменилось антимонопольное регулирование. Законодательство тоже претерпело огромные изменения. Поэтому понятно, что Артемьеву можно за его деятельность поставить самую высокую оценку. Новый руководитель вступает в работу с уже сформированной законодательной базой. Тем не менее многое еще предстоит сделать. Первое, на мой взгляд, — это противодействие недоброкачественной рекламе. Мы видим рекламу финансовых пирамид и в интернет-поисковиках, и в соцсетях, и в мессенджерах. Поэтому в этой части я в качестве доброго пожелания рекомендовал бы новому руководителю уделить данной теме огромное внимание. Поскольку много россиян попадаются в финансовые пирамиды, от подобного очень страдают люди. Мы уже видим четвертую волну финансовых пирамид, по три сотни финансовых пирамид пресекаются Банком России ежегодно. Тут много что можно сделать, но самое важное — пресечь недобросовестную рекламу финансовых пирамид. Борьба с ними должна стать одной из приоритетных задач.

А в целом я желаю Шаскольскому творческого подхода. Это непростое поле деятельности. Картельные сговоры, противодействие недобросовестной конкуренции — важные моменты в нашей стране, и тут придется побороться и с крупными корпорациями, и с недобросовестными практиками… В общем, желаю всяческих благ следующему руководителю ФАС и больше уделять внимания заботе о людях.

«ПРОБЛЕМА ПЕРЕКРЕСТКИ ОЧЕНЬ ВАЖНА, ЕЕ НУЖНО РЕШИТЬ»

Рифнур Сулейманов — гендиректор «Татэнергосбыта»:

— ФАС России играет в отрасли энергетики очень важную роль. Действительно, проблема перекрестки, о которой говорит Мишустин, очень важна, ее нужно решить. Есть еще один вопрос, в котором нужна поддержка ФАС. Сейчас у юрлиц применяется одновременно четыре разных тарифных уровня напряжения: высокое, два средних и низкое. На мой взгляд, нужен один усредненный — существующая система существенно усложняет расчеты.

Кроме того, в Татарстане очень большая доля потребителей, для которых введен понижающий коэффициент 0,7 на электрическую энергию, — таких почти 42 процента! Раньше действительно владельцы электроплит нуждались в льготах, но сейчас появилась индукционная экономичная техника. Я считаю, что нужно плавно, поэтапно от этого коэффициента уходить — увеличивать его сначала до 0,72, 0,75… И в течение 10 лет, на мой взгляд, от него полностью надо отказаться. В сельской местности множество домовладений, где платят за электричество с коэффициентом 0,7, при этом у всех теплые полы, гаражи с пульта открываются — они не нуждаются в дополнительных льготах. Надо определить тех, кому это нужно, — пенсионеры, люди с низкими доходами, и их поддерживать адресно.


Айрат Сабирзанов — первый заместитель генерального директора «Татэнерго» — директор по экономике и финансам:

— Ликвидация перекрестного субсидирования — важнейшая задача по всей России, и Татарстан не исключение. С этим злом мы боремся уже очень много лет, к сожалению, безрезультатно. Необоснованно под эгидой социальной поддержки предоставлять заниженные тарифы для всего населения — за это все равно кто-то платит: промышленность, они включают это в стоимость своих товаров и все равно возвращают нам, населению.

Целесообразнее была бы адресная поддержка. Кто больше всего потребляет электроэнергию? Владельцы роскошных квартир, коттеджей, подчас имеющие электрический подогрев кровли, придомовой территории, зимних садов, оранжерей. Нуждаются они в поддержке, которую в итоге, как я уже сказал, оплачивают всех потребители? Думаю, что они даже не знают, какая у них сумма за коммунальные платежи. Вы будете удивлены: тарифы для владельцев загородных замков на 30 процентов дешевле, чем для людей, которые проживают в городе в хрущевках.

У нас много жилья повышенной комфортности, класса бизнес и элит, и это хорошо. Но их владельцы должны оплачивать за потребленные ресурсы в полном объеме. Это позволит более рачительно расходовать данные ресурсы, будет мотивировать внедрять энергосберегающие технологии и так далее. Для поддержки действительно нуждающихся необходимо вводить социальную норму, причем с уровнем достаточно высоким, чтобы она могла удовлетворить потребностям большинства жителей. И, конечно же, учитывать уровень доходов. Это позволит защитить не только малоимущих, но также оказать поддержку тем, кто временно лишился доходов, в период кризиса, как выяснилось, подобное очень актуально. Но те, кто живет в квартирах свыше 200 квадратных метров и тем более свыше 500 квадратных метров (а такие есть) и в замках, точно не должны получать субсидии — скорее, наоборот, платить повышенный тариф.

Кроме перекрестки, нас беспокоит программа модернизации тепловой генерации. Нам с огромным трудом удается доказывать абсолютную истину: самый эффективный проект по программе КОММод — модернизации Заинской ГРЭС, за реализацию которого выступали крупнейшие потребители электроэнергии России. То же самое сейчас происходит с проектом модернизации Набережночелнинской ТЭЦ — как посчитал системный оператор, его эффективность для потребителя будет в 2,2 раза выше даже Заинской ГРЭС. ФАС как регулятор, отвечающий за баланс интересов потребителя и генерации, должен активно включаться в такие процессы и поддерживать проекты, в которых заинтересованы потребители.