Представители бизнеса и правительства страны в унисон пропели песнь сбалансированности и справедливости новой системы сбора налогов Представители бизнеса и правительства страны в унисон пропели песнь сбалансированности и справедливости новой системы сбора налогов

«Этому дала» — это явно не для налоговой сессии»

«Совершенствование налоговой системы: справедливость, сбалансированность, стабильность» — так называлась секция ПМЭФ, на которой гости, по идее, должны были обсуждать предстоящую налоговую реформу. На самом деле собравшиеся в конгресс-центре высокие руководители зачем-то занимались тем, что убеждали друг друга, что грядущие изменения, которые вовлекут за собой изъятие у населения и бизнеса дополнительных 2,6 трлн рублей, — это абсолютное благо и торжество справедливости. Хотя надобности в таком убеждении не было — все собравшиеся в огромном зале люди и так были сплошняком за (по крайней мере, против никто не выступил).

Оду справедливости, в частности, пропел министр финансов РФ Антон Силуанов, который до этого многократно заявлял, что «для бюджета страны на 2024–2026 годы серьезно менять что-то в налоговой системе не требуется». Но вернемся к нему позже. «Дирижировал» этим «хором» председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам неподражаемый Андрей Макаров. Он беспрерывно шутил и подкалывал гостей. Начал с того, что «не очень приятно, когда налоги начинают обсуждать утром, так как это создает не очень хорошее настроение на весь день» (как тот жирный пирожок, опрометчиво съеденный на завтрак). «Но это не тот случай», — сразу поспешил выдать спикер спасительного «Мезима» собравшейся публике. И был прав. Ничего общего со всесторонним обсуждением налоговой реформы далее и не произошло.

Глава Челябинской области Алексей Текслер — «единственный губернатор», посетивший сессию, — охотно хвалил минфин за «сбалансированность» бюджета и «перераспределение дополнительных доходов в пользу регионов». Что весьма странно, поскольку, как известно, все деньги от роста НДФЛ и налога на прибыль пойдут в федеральный бюджет.

«Бюджет Татарстана проиграет»: дополнительные 5% налога на прибыль заберет Москва?

Президент ТПП РФ Сергей Катырин заверил, что все пожелания и людей, и бизнеса при работе над законопроектом были учтены, а «обещания выполнены». Эхом ему вторил и президент российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, который, несмотря на «сердитое лицо», лишь благодарил минфин РФ и Думу за то, что предложения РСПП были учтены.

Особенно рад беловласый представитель бизнеса оказался введению понятия федерального инвестиционного вычета. Правда, его тревожит «определенная неопределенность» — насколько серьезной поддержкой он станет для инвесторов? «Мы предлагали его сделать глубоким, чтобы инвестируемая часть прибыли [возвращалась] не по принципу сороки-белобоки — этому дала, он воду носил, этому дала…» «„Этому дала“ — это явно не для налоговой сессии», — отшучивался Макаров.

Александр Шохин благодарил минфин РФ и Думу за то, что предложения РСПП были учтены Александр Шохин благодарил минфин РФ и Думу за то, что предложения РСПП были учтены

Шохин закончил фразой, что ему «хотелось бы получить торжественное обещание перед лицом товарищей, что это будет действительно глубокий инвестиционный вычет». «Я правильно понимаю, вы ждете, что сейчас [министр финансов Антон] Силуанов ответит: „Мамой клянусь“? Или [министра экономического развития Максима] Решетникова хватит?» — с иронией вопрошал модератор. «Мне хватит Силуанова и Решетникова вдвоем», — нашелся что ответить глава союза промышленников и предпринимателей.

Председатель «Деловой России» Алексей Репик в свою очередь благодарил минфин за то, что тот «не стал трогать косвенные налоги, разгонять инфляцию, лишать бизнес „оборотки“». Судя по всему, Репик имел в виду только акцизы, таможенные сборы и госпошлины, которые действительно не затрагивает готовящаяся налоговая реформа. Но он почему-то забыл упомянуть об НДС, который, по новым правилам, обязаны будут платить все бизнесы, сидящие на УСН, с выручкой от 60 млн рублей в год.

«Ну а что малый бизнес?» — ввинчивался вопросами в гостей модератор, обращаясь к Александру Калинину, президенту «Опоры России». Тот поводом для радости нашел тот факт, что налоговые требования «не были изменены для микробизнеса», т. е. для компаний с выручкой до 60 млн рублей, как пояснил он. Однако если вглядеться во все справочные пособия, то можно убедиться, что микропредприятием в РФ является компания с годовым доходом до 120 млн рублей. Но в эти детали участники сессии не вдавались, а напротив, преподносили как победу.

«А Репик был против, он говорил, что с 30 [миллионов рублей] надо было», — вставил Макаров. «Это я помню, у нас была ожесточенная дискуссия, но мы пожали руки, потому что правительство услышало нас», — торжествовал Калинин. И заверил, что для 97% МСП параметры налоговой системы не поменяются (хотя у самого бизнеса, судя по опросам нашего издания, такие оценки вызывают удивление).

«Стимулирование ухода в серую зону»: чего ждать МСБ от налоговой реформы?

К микрофону позвали и гендиректора ассоциации европейского бизнеса Тадзио Шиллинга, на ломаном русском тот одобрительно подчеркнул «правильные креативные решения», которые стимулируют экономическую активность.

Макаров остался доволен: «Мы даже иностранный бизнес послушали». Но тут же отчитал кого-то за скорбное выражение лица: «И так налоги обсуждаем, нельзя налоги обсуждать с таким недовольным лицом, настроение портится!» А портить настроение было никак нельзя.

Александр Калинин заверил, что для 97% МСП параметры налоговой системы не поменяются Александр Калинин заверил, что для 97% МСП параметры налоговой системы не поменяются

«Я уж не говорю о странах Запада, где ставки подоходного налога и налога на прибыль гораздо выше»

Далее микрофон перешел к представителям правительства. Поднимать настроение залу и модератору было поручено зампреду Совета Федерации Николаю Журавлеву, тот предсказуемо уже топил за справедливость налогов — «для людей, бизнеса и регионов»: «Наименее обеспеченные граждане с двумя и более детьми будут платить [НДФЛ] гораздо меньше, ставка начинается с 6 процентов».

Первый зампред Госумы Александр Жуков окунулся в воспоминания — в 1998 год, когда принимался Налоговый кодекс, «который мы сейчас пытаемся сделать еще лучше». «Ситуация тогда была принципиально другой — очень высокие ставки налогов, практически нулевая собираемость, тогда единственным вариантом было максимальное упрощение и снижение ставок налогов с целью начать их собирать. За это время мы научились собирать налоги», — заключил Жуков.

Но дал понять раздухарившимся «налогофилам»: все-таки нужна мера, «чтобы мы не вернулись к тому состоянию, которое было раньше». В 90-е годы, напомним, налог на прибыль составлял 35%, подоходный налог — 35%, но их почти никто не платил. Жуков также отметил «конкурентность» современного российского налогообложения в сравнении с соседними странами: «Я уж не говорю о странах Запада, где ставки подоходного налога и налога на прибыль гораздо выше».

В этих случаях всегда принято пугать россиян тем, что в Дании, например, ставка подоходного налога — 55,9%, в Австрии — 55%, в Швеции — 52,3%. Но вряд ли кто вспомнит, что минимальная зарплата в Дании — 18,5 тыс. крон, что составляет 241 тыс. рублей, так что даже после изъятия половины все равно остается кругленькая сумма. В РФ минимальная зарплата, напомним, — 19,2 тыс. рублей.

Министр экономического развития РФ Максим Решетников обещал «таргетировать» инвестиции, усиливать региональные инвествычеты (в Татарстане, к слову, их вообще нет). Как избежать «принципа сороки-белобоки»? «Мы надеемся, что мы это сможем преодолеть», — уклончиво ответил министр. А еще он обещал «инфраструктурные бюджетные кредиты и списание долгов», но их объемы еще не определены.

Антон Силуанов: «Все, что соберем, сбалансированно отдадим» Антон Силуанов: «Все, что соберем, сбалансированно отдадим»

«Кто может заплатить побольше — заплатит побольше»

Министр финансов Силуанов пропел мантру сбалансированности налогов для всех категорий налогоплательщиков: «Кому-то в позитив пойдет, тем, у кого невысокие доходы, а тот, кто может заплатить побольше, заплатит побольше». Принцип Робин Гуда, не меньше.

«Мы сколько соберем от этой налоговой системы, столько и отдадим. Здесь нет каких-то предложений в кубышку сохранить, еще куда-то. Все, что соберем, сбалансированно отдадим», — заверил министр финансов страны. «А те, кто сегодня еще как-то пытается уйти из-под уплаты налогов, найти лазейки какие-то, — будем и на это реагировать», — предупредил Силуанов.

Макаров строгим голосом призвал перекрыть все лазейки. «Я вижу ухмыляющееся лицо вашего зама [Алексея] Сазанова, так как я в законе серьезных мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов не увидел, может, плохо читал!» — покритиковал модератор встречи.

Руководитель ФНС Даниил Егоров объяснил, что фискалы будут жестко бороться с дроблением бизнеса, но в качестве противоядия предусмотрена амнистия. Но как ей пользоваться?

«Декларироваться не нужно специально в рамках амнистии, а достаточно активными действиями показать, что ты уже на том режиме, которому соответствуешь. И мы, конечно, учли то, что это не одноактовое действие, что, мол, с 1 января 2025 года ты перешел и больше у тебя шанса нет. Там есть еще вторая возможность. Если налоговая видит, что у тебя искажение, есть возможность все равно амнистироваться, но тогда тебе придется уточниться за один год», — объяснял Егоров.

Наконец представлять «народ Российской Федерации» был призван «голос народа» — генеральный директор всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров. Тот заверил, что 76% опрошенных россиян поддержали пятиступенчатую шкалу НДФЛ. Так называемый социальный кешбэк, т. е. возврат переплаченных налогов для семей с двумя и более детьми при определенных критериях доходов, поддержали 85% опрошенных. Они «сочли это решение правильным, своевременным и справедливым».

«Бизнес будет повышать цены. Никто не готов лезть в рентабельность!»: налоговый эксперт о реформе УСН

Макаров под конец встречи разошелся настолько, что принялся цитировать римского императора Тиберия: «Хороший пастух стрижет овец, а не сдирает с них шкуры». Даже если пропустить обидное сравнение избравшего Макарова депутатом народа с овцами, уместным выражение назвать сложно. Новая налоговая система (глазами бизнеса) выглядит именно что как сдирание третьей шкуры (выражаясь терминологией известного экономиста Александра Виноградова) с «податного электората». Но об этом на сессии ПМЭФ-2024 так никто и не рискнул заикнуться.