Шоковым контентом впечатляли лидеров мотосообщества Казани в Госавтоинспекции в пятницу. Повод для встречи с руководством ГАИ: всплеск смертности среди байкеров Шоковым контентом впечатляли лидеров мотосообщества Казани в Госавтоинспекции в пятницу. Повод для встречи с руководством ГАИ — всплеск смертности среди байкеров Фото: Максим Кирилов

«Это прямая дорога либо на больничную койку, либо на тот свет»

Шоковым контентом впечатляли лидеров мотосообщества Казани в Госавтоинспекции в пятницу. Повод для встречи с руководством ГАИ — всплеск смертности среди байкеров. «Если возможно, обращаюсь к представителям СМИ, пусть эти фото останутся в стенах этого зала», — сразу же дал понять серьезность разговора замначальника управления Госавтоинспекции МВД по РТ Айрат Самигуллин.

Последние пять лет в республике фиксировали снижение количества погибших в авариях с участием байкеров — с 2020-го число погибших не превышало трех человек за год. Резкий всплеск произошел в этом году: с начала мотосезона в ДТП с мототранспортом уже пострадали 46 человек и погибли 8. Двое погибли за первую неделю июня, один из них — ребенок. А 25 мая вообще погибли сразу трое… Как и за весь прошлый год.

Оба мотоцикла в том ДТП были с аннулированной регистрацией. Т. е. байкерам не приходили штрафы: «Аннулированная регистрация порождает одно — безнаказанность, а безнаказанность — это прямая дорога, как показывает практика, либо на больничную койку, либо на тот свет».

Причина такого роста: мотоциклов на дорогах все больше. «На сегодняшний день мы наблюдаем бум мотоактивности. Столько мотоциклов мы не фиксировали на протяжении многих лет», — сказал Самигуллин. Например, если в 2021 году в Татарстане прирост числа регистрируемых мотоциклов составил 265 единиц, то в 2022-м таковых было уже плюс 581, а в 2023-м — плюс 926. Сейчас в Татарстане насчитывается 14,4 тыс. байков. По словам Самигуллина, на это могли повлиять большие поставки китайской мототехники — она дешевле.

«На сегодняшний день мы наблюдаем бум мотоактивности. Столько мотоциклов мы не фиксировали на протяжении многих лет» «На сегодняшний день мы наблюдаем бум мотоактивности. Столько мотоциклов мы не фиксировали на протяжении многих лет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще одна не менее важная причина, отмечает ГАИ, падение культуры вождения. «Целью Госавтоинспекции не является выявление административного правонарушения и наказание кого-то из мотоциклистов, наша задача — профилактика, сохранение жизни и здоровья людей», — уточнил замначальника республиканского ГАИ.

Далее он подробно остановился на наиболее резонансных ДТП с мотоциклами. Анонс о страшных картинках оправдался. На экране показывали фотографии аварий «во всей красе»: со смятыми, как консервные банки, байками и вытекающими из-под них лужами крови.

Еще одной темой, на которой остановился замначальника ГАИ, стали смертельные ДТП с участием детей, управляющих мотоциклами и питбайками. По словам Самигуллина, родители, которые покупают своим чадам подобные транспортные средства, приезжая на подобные ДТП с участием их детей, моментально меняют свое мнение об этом: «Но в некоторых случаях, к сожалению, бывает уже поздно».

«Двухколесный транспорт — это прекрасный вид передвижения, некоторые из вас знают, я сам тоже мотоциклист», — рассказывал Самигуллин, дав понять, что ГИБДД не собирается душить байкеров. Но, как ни крути, принимать какие-то меры необходимо.

Полгода мотоциклисты сидят дома, от чего некоторые навыки могут просто-напросто растеряться. А «раскатку» делают не все и рано выезжают на дороги общего пользования, позабыв некоторые навыки Полгода мотоциклисты сидят дома, от чего некоторые навыки могут просто-напросто растеряться. А «раскатку» делают не все и рано выезжают на дороги общего пользования, позабыв некоторые навыки Фото: Елена Никитченко / ТАСС

О каких причинах говорят сами мотоциклисты

Представители мотосообщества также встревожены. По крайней мере, такую мысль ретранслировал лидер мотоклуба «Мотоджимхана Казань», руководитель мотошколы Safarmotors Ильшат Сафаров. Он не стал отрицать проблему, но заметил, что нарушители правил есть везде: как среди автомобилистов, так и среди любителей двухколесных «монстров».

«Нарушители есть, и они будут. Если их не будет, я думаю, для госструктур в таком случае не останется работы. Но хочу заметить, что нарушителей на мотоциклах небольшой процент — условные 5–7, максимум 10 процентов, — заметил Сафаров. — Они и сеют эту тенденцию, что мотоциклисты — асоциальные, нерадивые водители. Хотя на самом деле те же клубы и мотосообщества, дорожа именем собственного клуба, являются довольно-таки добропорядочными водителями». По его словам, представители мотоклубов вообще одни из самых подготовленных участников дорожного движения, которые постоянно проводят социальные акции, обучение как среди своих участников, так и среди других желающих усовершенствовать свои навыки вождения.

Замдиректора мотоклуба Red Square Chapter Russia Юрий Шилов и вовсе разделил всех мотоциклистов на три категории: члены мотоклубов, молодежь и «анархисты». Первые, говорит он, самые опытные, сознательные и взрослые. Вторые — пока ничего не понимающие молодые люди, на которых ориентированы мотоклубы, регулярно старающиеся с ними заниматься и делиться мотоопытом. Третьи — те самые нарушители общественного спокойствия, ставящие на выхлопные системы громкие прямотоки и хулиганящие на дорогах. Как работать с такими — загадка и для самих мотоклубов. По словам Шилова, наверное, впору применять и радикальные меры в отношении них со стороны ГАИ, усиливать контроль.

Из-за чего растет аварийность? Вот мнение самих байкеров. Сафаров называет четыре причины:

  1. общий рост интереса к двухколесному транспорту, увеличение числа его водителей;
  2. среди них много новичков, которые пока еще не обладают знаниями безопасного движения на мотоциклах, напрасно думая, что опыта на авто может быть достаточно;
  3. многие экономят на своей экипировке, от чего стали чаще получать травмы, а порой и терять жизнь;
  4. плюс из-за погоды произошел сдвиг мотосезона, который фактически начался раньше — еще в апреле, а не в холодном мае, как это бывает обычно.

Также Сафаров напомнил, что мотоциклы — это вещь вообще сезонная, которую встретить на дорогах можно только в течение 6 месяцев. Полгода же мотоциклисты сидят дома, от чего некоторые навыки могут просто-напросто растеряться. А «раскатку» делают не все и рано выезжают на дороги общего пользования, позабыв некоторые навыки.

Кроме того, многие водители в целом не понимают и не знают, как устроен мотоцикл. И речь тут даже не о самих мотоциклистах, а о водителях авто, которые при управлении не берут в расчет других участников дорожного движения. Пример, который привел Сафаров, — многие водители авто ошибочно думают, что у мотоциклов тормозной путь короче, от чего не выбирают безопасную дистанцию. Иногда даже по сторонам не смотрят, в отличие от мотоциклистов. А те не защищены никакими каркасами и прочными металлическими конструкциями, как водители авто. Поэтому мотоциклист, по словам Сафарова, априори самый внимательный участник дорожного движения, который постоянно смотрит по сторонам, сконцентрирован и каждую секунду оценивает обстановку. А если не так, то к таким мотоциклистам просто неприменим статус долгожителя.

Что же до высокой смертности среди детей, то тут, конечно, нужно проводить серьезную воспитательную работу, причем не столько с детьми, у которых часто просто отсутствует инстинкт самосохранения, сколько с родителями, которые покупают ребятам мотоциклы, порой пренебрегая безопасной экипировкой Что же до высокой смертности среди детей, то тут, конечно, нужно проводить серьезную воспитательную работу, причем не столько с детьми, у которых часто просто отсутствует инстинкт самосохранения, сколько с родителями, которые покупают ребятам мотоциклы, порой пренебрегая безопасной экипировкой Фото: © Victor Lisitsyn / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Наверное, все из западных фильмов, где культивировали образ мотоциклиста как хулигана»

Что же до высокой смертности среди детей, то тут, конечно, нужно проводить серьезную воспитательную работу, причем не столько с детьми, у которых часто просто отсутствует инстинкт самосохранения, сколько с родителями, которые покупают ребятам мотоциклы, порой пренебрегая безопасной экипировкой.

Тут в процессе дискуссии возникло дельное предложение. Представитель дилерского центра сети магазинов мототехники «Капитан» Михаил Гомберг заявил: готов разместить в своих магазинах памятки и объявления, которые бы возвещали родителям и всем начинающим мотоциклистам о том, что безопасность мотовождения — это покупка не только шлема, но и еще ряда другого снаряжения. Идея замначальника республиканского ГАИ понравилась.

В целом основной тезис представителей мотосообщества на круглом столе был посвящен теме обучения. Тот же Сафаров — руководитель мотошколы. Там учат всем премудростям безопасного вождения мотоциклов как платно, так и устраивая бесплатные семинары и дни открытых дверей по понедельникам и четвергам, куда могут прийти все желающие.

Но этого мало. Как отметил Гомберг, недавно он хотел отдать сына, чтобы его обучили безопасному вождению мотоцикла, начали искать подходящую мотошколу, так обнаружили в Казани всего одну. Этого явно недостаточно, потому надо как-то плотнее взаимодействовать с ГАИ.

Интересную идею высказала представительница женского мотоклуба Windrose mcc Юлия Лобанова. Она предложила проводить обучающие мотовождению мероприятия начиная со школ и возродить профильные мотосекции, какие были, например, при ДОСААФ.

«Мотошколы не только прививают навыки вождения, но и закладывают в людях и сознание. Живой пример. У меня на работе сотрудник два месяца назад говорит: „Хочу питбайк“. С трудом уговорил его пройти пятичасовые курсы контраварийного вождения. Человек вернулся и говорит: „Я не хочу ездить на мотоцикле“. Уже желание отпало», — поделился историей Шилов.

Еще одно «просветительское» предложение, высказанное на круглом столе, — развесить по городу билборды, посвященные БДД, но только уже среди мотоциклистов. Лобанова рассказывала, как силами своего женского мотоклуба они парочку таких рекламных проспектов уже заказывали, но хватило ненадолго, билборды — удовольствие не из дешевых.

«Надо формировать правильный образ мотоциклиста. Не везде сегодня относятся к мотоциклисту как к полноправному участнику дорожного движения, — отметил представитель мотосообщества „Мототарин“ Арсен Ганиев. — Почему такое предвзятое отношение? Наверное, все из западных фильмов, где культивировали образ мотоциклиста как некоего хулигана. Даже сейчас многие говорят: „Вот будет БРИКС. Как вы будете ограничивать движение, чтобы они не пугали гостей?..“ Почему пугать? Мы же нормальные участники дорожного движения».