Пол Йонсон отметил, что Швеция на текущий момент исключает поставку своих истребителей JAS 39 Gripen, так как украинская сторона сфокусирована на реализации программы по истребителям F-16 «Пол Йонсон отметил, что Швеция на текущий момент исключает поставку своих истребителей JAS 39 Gripen, так как украинская сторона сфокусирована на реализации программы по истребителям F-16» Фото: © Gianluca Vannicelli / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Огненное небо становится ближе

29 мая опубликовано заявление министра обороны Швеции Пола Йонсона: его страна Швеция направит Украине военную помощь на 13,3 млрд крон (около $1,25 млрд). Это станет самым крупным пакетом поддержки киевского режима со стороны Стокгольма. Отмечается, что в пакет войдут артиллерийские боеприпасы, бронетехника, средства ПВО, а также, что интересно, два самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления SAAB 340 AEW& C с радарами ASC-890 Erieye.

Вместе с тем Йонсон отметил, что Швеция на текущий момент исключает поставку своих истребителей JAS 39 Gripen, поскольку украинская сторона сфокусирована на реализации программы по истребителям F-16. По его мнению, выданные самолеты ДРЛО окажут «наибольшее влияние на украинскую противовоздушную оборону». Их задачей будет дополнение и усиление действий обещанных Киеву F-16.

Собственно, возникает лаконичный вопрос: зачем Киеву нужны самолеты дальнего радиоэлектронного обнаружения? Главное: самолеты ДРЛО — это не только мощные РЛС, позволяющие обнаруживать средства воздушного нападения на большой дальности, но также и центр боевого управления. Он способен принимать разведывательную информацию от глобальной системы ПВО НАТО (в том числе спутников, беспилотников, иных самолетов, центров разведки и иных источников информации).

«Все это тут же обрабатывается АСУ на борту этих самолетов и передается в цифровом режиме на бортовые компьютеры ударных самолетов, позволяя им максимально долго быть радионевидимыми и выполнять полеты на предельно малых высотах. И это сразу сделает их чрезвычайно опасным и эффективным оружием», — отмечает военный эксперт Владислав Шурыгин.

Т. е. это один из элементов авиационных сил, который сам по себе является достаточно бесполезной единицей, но вкупе с авиацией и ПВО представляет собой важнейший узел боевого соединения. Как следствие, передача этих самолетов Киеву может рассматриваться как один из финальных этапов подготовки инфраструктуры для передачи режиму Зеленского западной авиации.

На текущий момент украинская авиация занимается примерно тем же, чем занимается украинская артиллерия — терроризмом, нанося удары западными ракетами по гражданской инфраструктуре России «На текущий момент украинская авиация занимается примерно тем же, чем украинская артиллерия, — терроризмом, нанося удары западными ракетами по гражданской инфраструктуре России» Фото: © Presidential Office of Ukraine / ThePresidentialOfficeUkraine / www.globallookpress.com

Отблески славы

Вместе с тем нельзя сказать, что прямо сейчас у Киева совсем нет авиации. О какой-либо сплоченной авиагруппировке речи не идет, однако единичные экземпляры имеются. Прежде всего это старые советские истребители и фронтовые бомбардировщики, которые были спешно выкуплены у стран Восточной Европы, Африки и Азии.

С этим, правда, не все гладко. Например, совсем недавно госсекретарь военного ведомства Словакии Игор Мелихер заявил, что передача Украине в 2023 году истребителей МиГ-29 была незаконной. В отношении экс-главы минобороны страны Ярослава Надя будут приняты «юридические меры».

В том же 2023-м Польша передала Киеву 14 самолетов МиГ-29. Всего на середину 2023 года из открытых источников было известно о передаче 28 бортов. Сколько еще передано без огласки, сказать трудно. Однако можно предположить, что в целом за всю кампанию цифра может доходить до сотни экземпляров.

Однако этого количества, с одной стороны, мало, с другой — поставки размазаны во времени. Проблемой является и тот факт, что Киеву просто негде их базировать, поскольку любой аэродром на Украине — потенциальная цель для российских ракет или дронов. А единицы боеготовых самолетов не могут оказать существенного изменения на линии боевого соприкосновения, как-либо затруднить действия российских войск просто из-за малого количества и достаточно плотной ПВО.

В итоге на текущий момент украинская авиация занимается примерно тем же, чем украинская артиллерия, — терроризмом, нанося удары западными ракетами по гражданской инфраструктуре России. Периодически отдельные машины сбивают, их место занимают новые, которые до этого либо базируются в Польше или Румынии, либо стоят в малоприметных ангарных комплексах.

Для того чтобы попробовать изменить эту ситуацию, США и союзники и намерены насытить украинские ВВС западными самолетами, самым массовым из которых считается F-16.

Истребители Super Etendard Истребители Super Etendard Фото: © Joerg Waterstraat/SULUPRESS.DE / SULUPRESS.DE / www.globallookpress.com

На крыльях войны

Разговоры о том, что Киеву вот-вот уже скоро-скоро, прямо сейчас, но чуть-чуть попозже передадут западные F-16 и вот тогда-то они покажут армии РФ, тогда-то она побежит, ведутся с самого начала специальной военной операции. Их активно ждали осенью 2022 года; потом — к лету 2023-го; разумеется, ждут и сейчас, летом 2024 года. Однако это не единственный вариант, который может взбодрить киевский режим.

Стало известно, что после встречи президента Украины Владимира Зеленского и его аргентинского коллеги Хавьера Милея Украине продали пять палубных истребителей Super Etendard. Это достаточно старые машины, списанные французскими ВВС в 2016 году и купленные Аргентиной для пополнения боевого авиапарка.

«План предполагает отправку правительству Владимира Зеленского пяти боевых самолетов Super Etendard, которые вышли из строя из-за эмбарго, которое Великобритания ввела против Аргентины в результате Мальвинской войны», — пишет издание Infobae.

Данный тип самолетов прославился тем, что в ходе войны за Фолкленды в 1982 году летчики смогли потопить новейший английский эсминец УРО «Шеффилд». Версия для Украины представляет собой Super Etendard Modernisé (SEM) — последняя модернизация прошла в 2006 году. К Etendard штатно идет ракета Exocet ММ.40 Blok 3 (противокорабельная, универсального базирования).

Кроме того, Франция заявила о своих планах в том, что как-нибудь, когда-нибудь, если такой момент наступит, то она передаст несколько истребителей Mirage 2000. Это, отметим, тоже самолет с 50-летней историей, 1970-х годов разработки. ВВС Франции на текущий момент пересаживаются на более новые Dassault Rafale. Ну а Mirage аккуратно списывают и продают менее технологически развитым странам. Главным достоинством этого самолета также является достаточно невысокая цена и пониженные эксплуатационные расходы (на нем, как и на F-16, один двигатель).

Все это, как нетрудно догадаться, не только принципиально, а вообще никак вопроса не решает. Киеву объективно нужно больше самолетов. И вот тут в полный рост встает вопрос об F-16 Fighting Falcon (в переводе — «боевой сокол»). Если их передают, то в каком количестве?

Председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Чарльз Браун сообщил, что западные страны считают своей целью поставку Украине американских истребителей-бомбардировщиков F-16 этим летом. «Мы усердно работаем, чтобы убедиться, что у Украины есть все необходимое. Цель состоит в том, чтобы поставить ей F-16 этим летом», — сказал он.

По данным издания Politico, киевский режим может получить уже этим летом от Бельгии, Дании, Нидерландов и Норвегии более 60 F-16. При этом в Вашингтоне сообщили, на авиабазе в Аризоне недостаточно свободных мест, чтобы принимать от Украины для подготовки более 12 военнослужащих.

И вот тут начинается самое основное. Проблема заключается в том, что, в отличие от компьютерной игры, в реальной жизни недостаточно передать юнит другому игроку, чтобы он мог им пользоваться. Даже вождение танков разного класса требует переподготовки, объективного наезда определенного количества времени, чтобы водитель-механик просто понимал, на что способна машина, привык к углам поворота и прочему. Самолет — существенно более сложная машина хотя бы потому, что, в отличие от наземной техники, оперировать приходится не в двух, а сразу в трех измерениях.

Как следствие — обучение пилота длится достаточно долго. Полгода-год требуется только для того, чтобы получить самый начальный, базовый уровень и самостоятельно производить операции в режиме «взлет-посадка». Вместе с тем Киев требует от Вашингтона и европейских стран ускорить программу подготовки украинских летчиков. Украинские власти полагают, что существующие темпы не позволяют обучать необходимое для вооруженных сил Украины (ВСУ) число военнослужащих.

В силу сложности аппарата его объективной дороговизны летчики — словно современные рыцари, штучный и очень дорогой товар. Хороший летчик стоит существенно дороже самолета, на котором он летает, просто потому что у него за плечами сотни часов вылетов, которые просто так не наверстаешь. Это всегда опыт, его усвоение и применение. Но, кроме того, самолету требуются и иные специалисты.

Виктор Литовкин: «Когда закончатся украинцы, пошлют вперед поляков»

«На каждый F-16 нужны 30–40 специалистов, если не 50, которые тоже должны отлично знать английский язык, технический военно-инженерный, уметь обслуживать самолет, знать номенклатуру запасных частей. Кроме того, самолет — это часть комплекса. Необходимо иметь хорошо оборудованный аэродром, а это не просто взлетно-посадочная полоса, самолет может сесть на шоссе и взлететь с него. Нужно иметь командирскую вышку, где будут люди, управляющие полетом летчика. Должны быть радиолокаторы, которые будут видеть дальше самолета на 400–500 километров, чтобы знать, где его угрозы, где его цели, передавать эту информацию на командирскую вышку, а оттуда — пилоту. Нужно иметь технико-эксплуатационную часть, по сути, мини-завод с запасными частями и оборудованием, где самолет будет проходить обслуживание перед полетом и после возвращения. Необходим завод по приготовлению воздуха высокого давления, по производству и очистке авиационного керосина, требуются ангары с ракетами „воздух-воздух“ и „воздух-поверхность“, а также ангары для самого самолета», — рассказывает в интервью «БИЗНЕС Online» военный эксперт Виктор Литовкин.

Если «танкистов» Киев может набрать большое количество как в приказном порядке, из числа собственных подневольных граждан, так и добрать желающими повоевать (недолго) наемниками, то с самолетами все сложнее. Нет ни своих специалистов, ни наемников, которые бы согласились стать мишенью для российского ПВО.

Но исключать нельзя ничего — вплоть до того, что обезумевшие западные страны, стремясь переломить ход боевых действий, отправят свои штатные экипажи под видом украинских. Подобные прецеденты история знает: легендарный корейский летчик Ли Си Цин тоже, говорят, был не совсем вьетнамцем.

Хотя вероятность того, что западные страны будут пробовать разбить стену российского ПВО своими кадрами хоть и гипотетически возможна, все же невысока. А вот передать Киеву какой-то пакет уже списываемых самолетов с апломбом, что теперь-то уж киевский режим покажет, как драться на небе, вполне может. Скорее всего, Вашингтону нужно без особых проволочек дотянуть до грядущих выборов, после чего можно будет решать, что делать с украинским конфликтом дальше.

В любом случае финальное решение будет принято после саммита НАТО в Вашингтоне, которое пройдет 9–11 июля этого года.

Нет ни своих специалистов, ни наемников, которые бы согласились стать мишенью для российского ПВО «Нет ни своих специалистов, ни наемников, которые бы согласились стать мишенью для российского ПВО» Фото: © Константин Михальчевский, РИА «Новости»

Тенью пожравшего Солнце

Можно предположить, что, кроме объективных политических аспектов, НАТО демонстрирует новую стратегию воздушной войны с Россией. Важно отметить: на этой войне, которая уже является войной-предтечей всех грядущих боестолкновений, учатся все. В том числе натовцы.

Прошлогодний контрнаступ, который ровно год назад грозился смести российские порядки в Запорожье, оставил крайне болезненное впечатление у военных кудесников из США. Оказалось, выдуманная ими стратегия не просто дала сбой, а вовсе не сработала, разбившись о «линию» Сергея Суровикина, как океанский шторм о бетонные волнорезы.

Сейчас, по всей видимости, западное командование решило действовать иначе. Как полагает Шурыгин, новая стратегия воздушного наступления уже очевидна.

«С помощью натовских и американских средств разведки выявляется точная дислокация наших „дальних“ средств ПВО типа С-300(400) в полосе фронта. После чего по ним наносится комбинированный удар украинскими БПЛА, ракетами HIMARS и ATACAMS. Наряд сил таков, чтобы гарантированно „перегрузить“ наш ЗРК. И после истощения его боезапаса накрыть позиции ПВО сверхзвуковыми кассетными ATACAMS. Такая „зачистка“ приносит плоды, и за последние 1,5 месяца так было поражено уже несколько наших ЗРК. Стратегия очевидна. „Выбить“ российские „дальние“ ЗРК — оттеснить их от фронта — тем самым расчистить небо для ввода в бой украинских F-16. Они под управлением самолетов ДРЛО ASC 890 смогут начать охоту за нашими носителями бомб с УМПК и КАБов фронтовыми бомбардировщиками Су-34, противопоставить которым сегодня ВСУ просто нечего. Одновременно с этой задачей HIMARS и ATACAMS наносят удары по другим стратегическим целям — аэродромам, КП, складам и т. п.», — пишет Шурыгин в своем телеграм-канале.

Скорее всего, разработка данной стратегии идет в рамках общей войны на истощение, которую коллективный Запад начал выполнять еще прошлой осенью, все еще пытаясь нащупать алгоритм ее выполнения. Противостоять такой тактике можно только за счет создания мощной, эшелонированной системы ПВО, которая сможет если не гарантированно уничтожить, то хотя бы свести к минимуму урон от массовых налетов западных сил поражения.

С другой стороны, как говорит старая пословица, выкованная в годы Великой Отечественной войны: лучшее средство ПВО — наши танки на аэродроме противника. Действительно, локальные налеты на российских носителей ФАБов при условии уничтожения сегментов российской противовоздушной обороны — вполне дельное решение для передаваемого Киеву авиационного парка. При этом степенное продвижение наших частей вглубь обороны врага в конечном итоге не только отодвигает границу на более перспективные рубежи, но и просто деморализует противника.

Ну а как будет реализована натовская стратегия и как ее преодолеют в российском Генштабе, мы, скорее всего, узнаем в ближайшее время.