В письме, подписанном Шамилем Агеевом, структура предлагает несколько мер, которые призваны снизить нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства В письме, подписанном Шамилем Агеевым, структура предлагает несколько мер, которые призваны снизить нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства Фото: Андрей Титов

Агеев просит «безболезненую» налоговую реформу

«Решение власти об увеличении налоговой нагрузки на бизнес в современных условиях неизбежно, оно состоится в любом случае. Необходимо, чтобы это произошло в максимально бесшовном и „безболезненном“ варианте для бизнеса», — говорится в обращении Торгово-промышленной палаты Татарстана (ТПП РТ) в адрес Госдумы РФ (копия есть в распоряжении редакции). В письме, подписанном председателем палаты Шамилем Агеевым, структура предлагает несколько мер, которые призваны снизить нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Напомним, в конце мая министерство финансов РФ представило законопроект об изменениях в налоговой системе. Самый болезненный момент в том, что компании, сидящие на УСН (упрощенная система налогообложения), с доходом свыше 60 млн рублей будут обязаны платить налог на добавленную стоимость (НДС). Бизнесу будет предоставлена альтернатива по выплате НДС на его выбор: либо общий режим со ставкой 20% (10% для определенной категории товаров) и всеми вычетами, либо 5% НДС — без права на вычеты при выручке 60–250 млн рублей и 7% при выручке 250–450 млн рублей. Накануне парламент в первом чтении принял законопроект.

В июне ТПП собрала круглый стол с участием экспертов и предпринимателей. По результатам этого обсуждения и родились инициативы, которые палата направила в парламент. Одно из предложений — отказаться от введения НДС для «упрощенцев». «Малый бизнес не готов к администрированию данного налога», — говорится в письме. Если стоит острая задача по пополнению федерального бюджета, то можно рассмотреть альтернативные варианты, рассуждают в ТПП РТ.

«Есть смысл выплатить промежуточные дивиденды»: подводные камни налоговой реформы от экспертов ТПП

Первый — платить налог по УСН по увеличенным ставкам в зависимости от размера дохода. При этом «упрощенцы» не становятся плательщиками НДС. Сумма налога по УСН, исчисленного по повышенным ставкам, в конечном итоге должна будет подлежать зачислению в федеральный бюджет. Второй вариант — дать бизнесу возможность в заявительном порядке стать плательщиком НДС и платить его в общем порядке по ставке 20% или 10%.

В этом же разделе республиканская палата просит признать, чтобы компании с доходом до 60 млн рублей не уплачивали НДС. Во время дебатов в ТПП выяснилось, что под НДС с 2025 года попадают автоматически все организации, которые сидят на УСН. Оказалось, если доход предпринимателя в 2024-м меньше 60 млн рублей, то ему нужно самостоятельно уведомить об этом налоговый орган, чтобы получить освобождение от НДС. Чтобы выбрать режим без права вычета, надо подать заявление. Формат и сроки этих процессов еще не установлены.

Кроме того, ТПП предлагает поднять планку доходов с 60 до 100 млн рублей для «упрощенцев», которые имеют право не платить НДС. Иными словами — предоставить это право всему микробизнесу.

В палате считают, что правильнее использовать три ступени, и облагать повышенным налогом доходы от 5 млн рублей, а не от 2,4 млн рублей В палате считают, что правильнее использовать три ступени и облагать повышенным налогом доходы от 5 млн рублей, а не от 2,4 млн рублей Фото: Алексей Белкин

НДФЛ хотят разделить на три категории, а не на пять

Следующее предложение ТПП касается пересмотра пятиступенчатой шкалы НДФЛ. В палате считают, что правильнее использовать три ступени и облагать повышенным налогом доходы от 5 млн рублей, а не от 2,4 млн рублей. Схема выглядит так:

  • доход до 5 млн рублей — 13%;
  • доход от 5 до 50 млн рублей — 15%;
  • доход свыше 50 млн рублей — 18%.

Т. е. в эту модель не попадают те, чья средняя зарплата в месяц составляет 200 тыс. рублей. Подобную градацию ранее предлагал глава российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. «Такая длинная шкала (пятиступенчатаяприм. ред.) с достаточно высокой предельной ставкой будет способствовать усложнению администрирования и уходу граждан с высокими доходами в серую зону, — утверждал он. — [Пятиступенчатая] шкала может являться разумным компромиссом для граждан, бизнеса и государства и обеспечит выполнение запроса на социальную справедливость».

«200 тысяч нельзя назвать сверхдоходом. Зарплаты за пару лет достигнут этого уровня»

Что касается налога на прибыль, то он вырастет с 20 до 25%. Приятным бонусом должен стать федеральный инвестиционный вычет. Суть его в том, что налог, зачисляемый в федеральный бюджет (доля которого составит в 2025–2030 годах 8%), можно уменьшить до 50% от величины произведенных вложений. Правда, участники круглого стола допустили, что это может привести к спаду инвестиционной активности в 2024-м. Ведь выгоднее перенести затраты на следующий год и получить вычет. Так родилось предложение дать право применять федеральный инвестиционный вычет по проектам, реализованным во второй половине текущего года.

«НДС — это очень сложный налог, малый бизнес, и особенно микробизнес, не готов с ним работать. Там сложная система работы со счет-фактурами, электронными счетами» «НДС — это очень сложный налог, малый бизнес и особенно микробизнес не готов с ним работать. Там сложная система работы со счетами-фактурами, электронными счетами» Фото: ru.freepik.com

«Хочется надеяться, что УСН все-таки будет еще долго «жить и здравствовать»

Предлагаемые корректировки подробнее для «БИЗНЕС Online» разъяснил зампредседателя ТПП РТ, член экспертного совета комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам Сергей Карпухин.

— Сергей Владимирович, почему предпринимательское сообщество предлагает трехступенчатую шкалу НДФЛ?

— Можно дискутировать, хороша или нехороша шкала, предложенная правительством. Считаем, что возникает большая вероятность того, что она будет способствовать тому, чтобы определенная часть среднего класса начала искать способы, как спрятать свои доходы. Потому что пятиступенчатая шкала ударит в первую очередь по зарождающемуся среднему классу. Зачастую это высокооплачиваемые квалифицированные специалисты. Для высококлассных ценных инженеров, конструкторов, проектировщиков и других «профи» 200 тысяч рублей в месяц — это уже и сейчас не такие большие деньги. Особенно в больших городах и на крупных предприятиях. Таких специалистов надо ценить и дальше «взращивать», это наиболее ценные кадры. Сомневаюсь, что предлагаемую шкалу будут каждый год корректировать. Нужно предусмотреть какой-то запас. Если дальше рассуждать, может, имеет смысл подумать о льготах по НДФЛ наиболее востребованным на рынке специалистам. Имею в виду не только айтишников.

— Как на бизнесе скажется рост НДФЛ?

— Ценные сотрудники, которые попадут под увеличенную ставку, станут меньше получать на руки. Все привыкли, что с нового года происходит индексация, и зарплата растет. Если индексации не произойдет, соответственно, чистая зарплата упадет. Логично, что сотрудник, если он конкурентоспособен на рынке труда, поставит перед работодателем вопрос о возмещении налоговых потерь. В противном случае, может, он найдет на рынке более выгодные предложения. Чтобы удержать кадры, придется повышать зарплату. Как следствие, увеличатся и страховые взносы от зарплаты. В итоге это скажется на общем росте расходов предпринимателя.

— На мероприятии поднимали вопрос о возможном спаде инвестиционной активности в этом году. Так ли легко отложить сроки инвестпрограмм, чтобы потом претендовать на вычет?

— Все будет определяться в каждом конкретном случае. Может, у кого-то не горит проект. В бизнесе всегда разные обстоятельства. Кто-то может повременить, кому-то этот проект может быть нужен как воздух. Но «искусственное снижение» инвестиционной активности у определенных субъектов бизнеса весьма вероятно. Простая арифметика подтолкнет к этому. Логика будет простая, если есть возможность — лучше подождать и сэкономить на налоге на прибыль в 2025 году. Поэтому мы и предложили предоставить право применять федеральный инвестиционный вычет в 2025-м, в том числе и по инвестициям, осуществленным во второй половине 2024-го.

— На круглом столе еще обсуждалась возможность часть повышенного налога на прибыль оставлять в региональном бюджете. Почему это не отражено в ваших предложениях Госдуме?

— Для бизнеса данная проблема вторична. Это больше забота и поле деятельности для органов, которые формируют бюджет региона. Другой момент в том, что, если предприниматель живет в республике, наверняка он предпочтет, чтобы из этого повышенного налога что-то оставалось в Татарстане. На экономику предприятия и его конечный финансовый результат вопрос, в какой бюджет пойдет увеличенный налог на прибыль, влияния практически не оказывает.

— В пояснительной записке к законопроекту прописана стратегическая линия отмены УСН. Как вы считаете, в каком периоде времени это может произойти?

— Сложно гадать. Все будет зависеть от того, как будет чувствовать себя бюджет и от общей ситуации в стране. От отмены УСН бюджет, с одной стороны, выиграет, но с другой — это сильно ударит по малому бизнесу, на становление и развитие которого государство потратило огромное количество усилий и финансовых ресурсов. Хочется надеяться, что УСН все-таки будет еще долго «жить и здравствовать».

— Как вы относитесь к порогу в 60 миллионов рублей для «упрощенцев», которых хотят обязать платить НДС? Действительно ли их так мало, как это декларирует минфин РФ?

— По данным УФНС по Татарстану, в 2023 году 116 628 субъектов МСП подавали декларацию по УСН. Из них 3 963 организации показали выручку больше 60 миллионов рублей, то есть 3,4 процента. Кстати, по сравнению с 2022-м их доля выросла более чем на 20 процентов, и такой тренд продолжится. Но дело не в количестве, а качестве. Это реально работающие предприятия, которые подросли и сейчас как раз хотят хоть немного стабильности в своем развитии. Тем более что эта доля, по разным оценкам, формирует около 40 процентов налоговых доходов от «уэсэнщиков». Думаю, для Татарстана данная цифра тоже близка к истине.

— Чем обусловлен ваш выбор порога в 100 миллионов рублей?

— В законе о развитии малого и среднего предпринимательства есть три категории: микропредприятия, малые и средние предприятия. По микропредприятиям порог выручки как раз 100 миллионов рублей. В существующем виде законопроекта получается, что часть микропредприятий будет работать без НДС, а часть — с НДС. Возникает вопрос, почему выбран порог в 60 миллионов рублей. Ответ прост. Это лимит дохода предприятий и ИП на патентной системе налогообложения и автоматизированной упрощенной системе налогообложения. Вероятно, государство хочет под одну шкалу подвести всех, кто сейчас не платит НДС. Мы предлагаем вообще поднять планку всему микробизнесу до 100 миллионов рублей для применения на ПСН и АУСН.

Если есть желание за счет «упрощенцев» пополнить бюджет, то давайте использовать альтернативный вариант, без ввода НДС. Можно просто повысить ставки по УСН, а законодатели пусть потом сами решают, как ее поделить между бюджетами.

— Какие вы предлагаете ставки и лимиты по доходам в таком случае?

— Здесь нужно сделать специальное исследование, чтобы на те же самые доходы выйти, которые получаются через НДС.

— То есть предлагаемая вами мера только упростит налоговое администрирование для малого бизнеса?

— Да, в первую очередь чтобы предпринимателям было проще. НДС — это очень сложный налог, малый бизнес и особенно микробизнес не готов с ним работать. Там сложная система работы со счетами-фактурами, электронными счетами. Имеется много формальных требований, где есть возможность ошибиться и получить штрафные санкции. Важный нюанс — по умолчанию с 1 января 2025 года все «упрощенцы» становятся плательщиками НДС. Неважно, какая у тебя выручка — 200 тысяч рублей или 100 миллионов рублей. Чтобы получить право на освобождение при обороте меньше 60 миллионов, нужно самостоятельно уведомить налоговую. В отдаленных от Казани районах много ли предпринимателей слышало, что они должны будут до определенного срока подать уведомление о том, что они законно не станут платить НДС? Какой-то работяга, который с утра до вечера трудится в своем мелком бизнесе, краем уха услышал, что те, у кого меньше 60 миллионов рублей, НДС платить не будет. Он так и продолжит думать, что ничего не должен платить, без каких-либо заявлений и уведомлений. Поэтому мы просим признать, что лица с доходом до 60 миллионов рублей имеют право по умолчанию не уплачивать НДС.

— По вашему мнению, насколько реально внести такие значительные изменения в законопроект? Прислушается ли к регионам Москва?

— Все зависит от того, как настроены законодатели, депутаты от субъектов. Совсем недавно вышла статья в «Коммерсанте», что регионы в большинстве своем одобрили новшества, предлагаемые правительством РФ. Татарстан выступил с замечанием в части отмены повышенных ставок УСН, действующих сейчас, при превышении пороговых значений по УСН. Эти средства шли в республиканский бюджет, а НДС будет идти в федеральный. Соответственно, произойдет падение республиканского бюджета. (Госсовет РТ предлагает сохранить повышенные ставки для плательщиков, у которых доходы превысили 266 млн рублей, с учетом коэффициента-дефлятора на 2024 годприм. ред.).

— Спасибо за пояснения!