Свою кандидатуру среди народных избранников выдвинул только один. Им оказался заместитель генерального директора ОЭЗ «Иннополис» по работе с госорганами Дмитрий Вандюков (на фото слева) Свою кандидатуру среди народных избранников выдвинул только один. Им оказался заместитель генерального директора ОЭЗ «Иннополис» по работе с госорганами Дмитрий Вандюков (на фото слева) Фото: пресс-служба мэрии Иннополиса

В Иннополисе — мэр 3.0

На улицах Иннополиса накануне оказалось необычайно людно. Самый длинный день в году — 20 июня было летнее солнцестояние — подарил изумительно приятную погоду и организовал заметное количественное превосходство жителей над роботами — редкую картину в рабочее время или зимой. Город выглядел идиллически безмятежно, хоть рекламные ролики снимай: компания айтишников в баре 108 горячо обсуждала перспективы больших языковых моделей, внимание прогуливающихся девушек полностью захватили залповые ливни в Москве, а туристического вида семейство с детьми на фуд-корте технопарка «Лобачевский» восхищалась робокотиком-официантом, который привез им еду и помяукивал от поглаживаний по голове.

А в это время в подъезде одного из жилых домов, где расположилась местная мэрия, творилась локальная история. Прежний мэр Иннополиса Руслан Шагалеев, возглавлявший город 8 лет из 9, которые прошли с момента заселения, складывал свои полномочия, получил медаль за заслуги в области госуправления и вместе еще с пятью депутатами выбирал из их числа себе преемника. Свою кандидатуру среди народных избранников выдвинул только один. Им оказался заместитель генерального директора ОЭЗ «Иннополис» по работе с госорганами Дмитрий Вандюков, за которого все с облегчением единогласно и проголосовали. Новый мэр уже принял полномочия и принес присягу.

Транзит власти был произведен стремительно. Шагалеев говорит, что объявил избранному кругу лиц о своем решении в начале июня, но еще три дня назад некоторые депутаты признавались «БИЗНЕС Online», что известие об уходе мэра стало для них полной неожиданностью. Жители, судя по многочисленным «что-о-о?» в городских чатах, были в шоке: они привыкли к спортивному харизматичному чиновнику с человеческим лицом, который и в качалке с простым жителем поболтает, и в чате ответит, и за диджейским пультом постоит, и поможет решить конкретную бытовую проблему. Растроганный местный житель даже прикрепил под одним из постов бывшего мэра скриншот переписки с ним, в котором Руслан Ринатович предлагает помочь семье с переездом, оплатив транспорт из своего кармана. Даже прощание с жителями показательно — в городе сегодня пройдет вечеринка Cry baby cry, Shagaleev good bye («Плачь, детка, плачь, прощаемся с Шагалеевым»).

«Пока не успели совершить рывок по количеству жителей»: в Иннополисе – неожиданная смена власти

А утром бывший градоначальник планировал прийти в мэрию с коробками — собирать вещи и освобождать кабинет. Причина спешки не раскрывается, но говорят, что на федеральном уровне поступило соблазнительное предложение порулить еще более интересным проектом. Каким — пока он не называет. Да и по поводу переезда куда-либо за себя говорить не берется — все будет зависеть от условий нового места работы. Но заверяет, что его семья пока точно остается жить в Иннополисе. «Здесь замечательный лицей, хочется, чтобы аттестат мой ребенок получил в нем», — подчеркивает Шагалеев.

«Я передаю дела с легким сердцем, потому что Вандюков совершенно не чужой для Иннополиса, он полностью знает всю подноготную проекта. Уверен, что дальше будет только лучше, выше, быстрее и сильнее. Преемственность точно есть, принципы управления, принципы взаимодействия с жителями останутся на заданном уровне или станут еще выше», — говорит уже экс-мэр.

«Циклы измеряются 12-летними периодами. И в этом июне исполнилось ровно 12 лет с момента закладки города Иннополиса. Пришло время обновления цикла», — отмечает вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов, напоминая о новом главе Верхнеуслонского района Евгении Варакине и новом ректоре Университета Иннополис Александре Гасникове. «Дмитрий Владимирович — мэр 3.0. Руслан Ринатович был мэром 2.0, Егор Александрович (Иванов — прим. ред.) — мэром 1.0. И задачи стоят соответствующие. Иннополис развивается как обратная пирамидка, расширяющаяся наверх. Чем дальше, тем шире спектр развития. Я думаю, какие-то направления с приходом Вандюкова получат дополнительный импульс», — надеется он.

Дмитрий Вандюков: «Раз жители в 2021 году мне доверили представлять их интересы и избрали депутатом — надо оправдывать это доверие» Дмитрий Вандюков: «Раз жители в 2021 году мне доверили представлять их интересы и избрали депутатом, надо оправдывать это доверие» Фото: Андрей Титов

«Я очень переживаю за этот проект»

Надежда вице-премьера опирается на большой опыт совместной работы. Вандюков три года был его первым заместителем в минсвязи Татарстана, причем в этой должности как раз и курировал вопросы развития Иннополиса и особой экономической зоны. Например, он принимал активное участие в разработке налоговых льгот в городе — они были сильным конкурентным преимуществом до того, как премьер-министр РФ Михаил Мишустин ввел их по всей стране. Участвовал в организации расширенного заседания президиума Государственного Совета РФ, которое прошло в Иннополисе с президентом РФ Владимиром Путиным в 2019 году, судьбоносной для отрасли панельной дискуссии, на которой Мишустин как раз и объявил о поддержке айтишников, и т. д.

Есть у Вандюкова и опыт работы в бизнесе — за 12 лет с 2004-го по 2016-й он прошел путь от ведущего специалиста до заместителя генерального директора ПАО «Таттелеком» – начальника казанского управления электрической связи. И этот бэкграунд ему тоже сильно пригодился.

«Иннополис для меня практически родной проект. Я участвовал в нем с момента закладки, когда еще работал в „Таттелекоме“: мы создавали инфраструктуру связи. А в минсвязи на посту первого заместителя министра являлся куратором этого проекта — его развитие было одной из моих главных задач. И раз жители в 2021 году мне доверили представлять их интересы и избрали депутатом, надо оправдывать это доверие. Все произошло достаточно быстро. Я очень переживаю за данный проект, считаю его очень важным. Для меня это новый вызов и новый этап жизни. Задачи ставятся на максимум», — рассказал он «БИЗНЕС Online».

Сам Вандюков пока живет в Казани, но планирует в ближайшее время переезжать в Иннополис, так что сейчас решает вопросы с жильем. «Я к этому (посту мэра — прим. ред.) не готовился, семья, соответственно, тоже. Сначала протестируем арендный фонд, потом буду копить на квартиру», — улыбается он.

«Главное в Иннополисе — жители. Прежним мэром и командой задана высокая планка, люди привыкли к существующему уровню взаимодействия, комфорта, благоустройства. Все это надо как минимум не потерять, а как максимум приумножить, чтобы город был привлекательным не только для сегодняшних жителей, но и новым, чтобы население росло. Задан определенный темп развития инфраструктуры, его важно поддерживать, где-то по возможности ускорять. Нужно, чтобы рост города шел гармонично, чтобы инфраструктура поспевала, коммунальное хозяйство находилось в надлежащем состоянии, развивалось образование, здравоохранение, был высочайший уровень безопасности», — перечисляет он.

Продолжится, по словам мэра, привлечение новых инвесторов, технологий, компаний, будут развиваться технологичные проекты в области городского хозяйства, беспилотия и не только. Из других первостепенных задач — выстраивание коммуникаций на всех уровнях: и с жителями, и с новым руководством Верхнеуслонского района (с Варакиным Вандюков тоже давно знаком), и с федеральными властями. И тут сомнений нет: не зря же он в особой зоне пять лет специализировался на работе с госорганами. К тому же Вандюков является членом советов директоров АО «Иннополис Сити», АО «Иннополис» и председателем правления АНО «Фонд развития города Иннополис», а значит, действительно глубоко погружен в развитие проекта. Чего же от него ждут?

Сейчас активно идут переговоры о новых объектах, которые будут построены в Иннополисе. Если все сложится удачно, в городе появятся проекты еще на несколько миллиардов рублей Сейчас активно идут переговоры о новых объектах, которые будут построены в Иннополисе. Если все сложится удачно, в городе появятся проекты еще на несколько миллиардов рублей Фото: Александр Мамаев

Вызовы для Вандюкова — внутренние и внешние

«Основная задача мэра — повышение качества жизни через развитие существующих сервисов и появление новых, развитие инфраструктуры на всех уровнях: общественно-парковой, социально-бытовой (школы и садики), улично-дорожная сеть, а также привлечение финансирования и новых инвесторов», — очерчивает зону ответственности Шайхутдинов. По его словам, сейчас активно идут переговоры о новых объектах, которые будут построены в Иннополисе. Если все сложится удачно, в городе появятся проекты еще на несколько миллиардов рублей.

Так траектория развития Иннополиса видится изнутри. Однако если поговорить с внешними экспертами, не задействованными напрямую в проекте, картина получится несколько иной. Иннополис сталкивался со скептическим отношением на каждом этапе развития, и нынешний не исключение. Кто-то говорит, что ему для количественного роста не хватает сверхяркого пассионарного лидера в духе Илона Маска, который сам по себе станет магнитом и поведет этот корабль вперед. «Таким мог бы быть, например, Николай Никифоров, но он поглощен сегодня международными проектами, хотя и активно участвует в жизни Иннополиса. А было бы интересно, если бы он вдруг вернулся и стал мэром города. Я думаю, тогда через пару лет мы бы Иннополис просто не узнали», — фантазирует один из участников рынка.

Другие не поверят в успешность проекта, пока не увидят успешный «доморощенный» продукт. Мол, да, компаний много, но это все чьи-то «дочки», и если смотреть с точки зрения экономики России, то они могли бы развиваться и без Иннополиса. Кому-то непременно нужно видеть конкретный мастер-план или стратегию развития Иннополиса с четко публично сформулированными целями, выстроенную по аналогии с нацпроектами: определенный KPI к определенному сроку. А есть игроки, которые критикуют нынешнюю модель развития за недостаточную открытость татарстанскому рынку. «Главная проблема Иннополиса — это междусобойчик. Они варятся внутри себя, пытаются приземлять федеральных игроков, но мало взаимодействуют с другими татарстанскими компаниями», — подмечает один из экспертов.

Все это, конечно, довольно субъективные оценки. Но есть и объективные моменты, на которые нельзя не обратить внимание. Например, увеличение количества жителей. Даже если забыть о цифре в 150 тыс. жителей, на которую ориентировался главный архитектор Сингапура Лиу Тай Кер при разработке мастер-плана развития Иннополиса, нынешние в лучшем случае 7 тыс. человек (с учетом обитателей «Салават Купере») выглядят довольно скромно.

Есть объективные факторы: нехватка жилья (или уже нехватка доступного жилья — квартиры в «Квартале Ю» не все даже айтишники могут себе позволить). А есть и экзистенциальные. «Ковид показал, что концепция строить для айтишников красивые офисы и надеяться, что они будут рядом с ними жить, морально устарела. У многих компаний распределенные команды по России и миру, все поняли, что можно прекрасно работать на удаленке, никуда не релоцируясь. Чем в таком случае Иннополис переиграет другие города мира в битве за жителя, в чем заключается его уникальное торговое предложение — для меня большой вопрос», — размышляет один из источников «БИЗНЕС Online».

Другой момент — инфраструктура. Рост числа жителей требует новых школ, садиков, врачей, сервисов и услуг, под которые нужно привлекать либо госфинансирование, либо частных инвесторов. А частные школы — идея красивая, но далекая от окупаемости. К тому же неплохо бы разобраться и с коммунальным хозяйством: сети же не полувековой давности, как в Казани, а уже начались аварии.

Наконец, третье: как в условиях растущего города сохранить его дух, атмосферу и не размыть то самое комьюнити, которое в Иннополисе является, пожалуй, одной из самых сильных позиций? Как выстроить с помощью технологий новую в хорошем смысле слова социальную инженерию, превратить Иннополис в эталон города XXI века с новым образом жизни? Первые шаги уже сделаны: индекс счастья — тому свидетельство. И кто знает, может быть, именно в такой новой урбанистике и кроется ключ к развитию инфраструктуры и привлечению жителей?